Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрыт ряд вопросов:
1. Понятия приватизации и разгосударствления.
2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы и модели приватизации.
3. Приватизация в России и странах Восточной Европы: Чехословакия, Польша. Сравнительный анализ.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Приватизационная  компания и явилась одним из условий  формирования и установления рынка, т.е. перехода России к многоукладной экономики, предусматривающего преобразование государственной собственности в сложившейся ситуации в России. Вследствие этого появились и развиваются необходимые элементы инфраструктуры рынка - банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода посреднические структуры и т.д.

Таким образом, цель приватизации и разгосударствления, как фундаментальных элементов  реформ в "переходной" экономике  заключалась в обеспечении условий  для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей  приватизации играла программа Российского  правительства, определявшая очередность  практических шагов приватизации:

- преодоление  монополии государства и создание  условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

- преодоление  бесхозяйственности, убыточности, дефицитов,  в том числе и дефицита бюджета  как одного из основных источников  инфляции;

- стимулирование  инициативы собственников как  источника самодвижения, саморазвития  экономики:

- изменение  роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

На основании  всего вышеизложенного можно  сказать, что при участии государства в процессе разгосударствления и приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.

Приватизация  в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей  акционерной собственности. Продажа  акций рабочим является эффективным  средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

Формы приватизации. Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа  акций населению, при которой  государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.

Публичная продажа акций ориентируется  на сбережения населения. Ее главное  преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.

Приватизация  не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

Соглашение  об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Этапы приватизации и разгосударствления в России 

2.1 Акционирование и  ваучерная приватизация 

Приватизация  в России прошла в два этапа. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации - с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации - с 1 июля 1994 г. по настоящее время. [7;33]

Первый  этап приватизации - ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер - это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как никто не стал собственником бывшей государственной собственности.

Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

1. массовое  разгосударствление российской  экономики, перераспределение и  закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;

2. формирование  слоя частных собственников, содействие  созданию социально ориентированной  рыночной экономики;

3. обеспечение  условий для повышения эффективности  функционирования российских предприятий;

4. создание  необходимых законодательных и  организационных условий и механизмов  для перехода прав собственности  от одних лиц к другим;

5. содействие  процессу стабилизации финансового  положения в Российской Федерации;

6. создание  конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;

7. расширение  инвестиционной базы российских  предприятий и привлечение иностранных  инвестиций в российскую экономику.

Начало  реализации чековой модели приватизации осуществлялась в следующих условиях:

a) избранный  вариант экономической реформы  требовал незамедлительного разгосударствления  и высоких темпов проведения  приватизационных процессов, что  с учетом масштабов российской  экономики неизбежно вело к  значительным организационным и  иным проблемам;

b) Россия  не располагала квалифицированными  кадрами, имеющими соответствующий  уровень подготовки для быстрого  и качественного решения задач  приватизации государственной собственности;

c) в  стране практически полностью  отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения;

d) в  РФ насчитывалось более 240 тыс.  государственных и муниципальных  предприятий, что требовало разработки  типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;

e) иностранные  инвесторы не проявляли желаемого  уровня интереса к приватизации  в России.

Перечисленные условия определили следующие характерные  черты российской модели приватизации:

1. массовый  характер приватизации обеспечивался  за счет применения жестких  стандартных процедур, легко контролируемых  работниками государственных органов  среднего уровня квалификации;

2. форсирование  приватизации по времени осуществлялось подсчетом включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;

3. отсутствие  необходимых финансовых средств  должно было быть компенсировано  отчасти путем бесплатной раздачи  государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном - путем продажи по минимальным ценам.

Процесс приватизации в России качественно  отличался от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. [7;34] Программа предусматривала 4 способа приватизации:

1. аукцион,

2. коммерческий  конкурс,

3. аренду  с правом выкупа,

4. акционирование.

Закон «О приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации» рассматривал приватизацию не просто как переход от одной формы собственности к другой, а как смену собственника, создание нового носителя отношений собственности.В качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел 4 возможности:

1. использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);

2. участвовать  в чековом аукционе; 

3. купить  акции чекового инвестиционного  фонда (таких фондов было создано  640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков); 

4. продать  чек (всего было продано около  четверти выданных чеков).  

Разработанная модель чековой приватизации предусматривала  три основных варианта приватизации, различающиеся между собой набором  льгот, предоставляемых работникам предприятий. Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1426 млрд. руб., т.е. около 20%. [7;34] Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России. Оценивая качественные и количественные итоги первого этапа приватизации, сделаем выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике. Количественный успех массовой приватизации стал очевидным уже к концу июня 1994 г.: было приватизировано более 15000 крупных и средних предприятий (табл. 1, табл.2). К концу января 1993 г. 98% всех ваучеров, или 144 млн. единиц, оказалось использованными. Более 40 млн. россиян стали индивидуальными владельцами акций, что свидетельствовало о чрезвычайно распыленной структуре акционерной собственности. Гораздо меньше ясности с качественными итогами приватизации. Как и ожидалось, влияние отраслевых министерств на предприятия было окончательно сведено на нет, а идеи их функционеров относительно объединения предприятий в финансово-промышленные группы так и не были востребованы.Решена главная задача - устранена монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт