Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:12, курсовая работа
Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Введение
Приватизация в Республике Беларусь
1.1 Необходимость разгосударствления и приватизации
Сущность, направления, цели и задачи
Принципы приватизации в республике Беларусь
1.4 Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь в период 2006-2008 г.
Органы, объекты, и субъекты приватизации
1.6 Нормативное обеспечение разгосударствления и приватизации
Опыт приватизации за рубежом
Методы приватизации
Проблемы приватизации
3 Возможность и перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь
Заключение
Литература
Таблица 1.2
Количество предприятий, реформированных в процессе разгосударствления и приватизации, по отраслям экономики
0трасли экономики | Годы | Итого на
01.09.2008 г. | |||||||||||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008
на 0109 |
количество предприятий | % | ||||||||||
количество
предприятий |
кол-во предприятий- | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | |||||
Промышленность | 23 | 37,7 | 35 | 18,4 | 69 | 28,2 | 63 | 10,0 | 17 | 3,6 | -- | -- | 207 | 12,4 | |||
Строительство | 7 | 11,4 | 9 | 4,8 | 31 | 12,7 | 43 | 6,8 | 5 | 1,1 | -- | -- | 95 | 5,7 | |||
Транспорт и связь | -- | -- | -- | -- | 9 | 3,6 | 10 | 1,6 | 1 | 0,2 | -- | -- | 20 | 1,2 | |||
Бытовое обслуживание | 6 | 9,8 | 70 | 36,8 | 27 | 11,1 | 77 | 12,2 | 21 | 4,5 | 8 | 10,1 | 209 | 12,4 | |||
Торговля | 5 | 8,3 | 49 | 25,9 | 31 | 12,7 | 226 | 35,7 | 131 | 28,0 | 47 | 59,5 | 489 | 29,2 | |||
Общепит | 16 | 26,3 | 5 | 2,6 | 7 | 2,9 | 58 | 9,2 | 30 | 6,4 | 7 | 8,9 | 123 | 7,3 | |||
Предприятия АПК (кроме совхозов) | 1 | 1,6 | -- | -- | 12 | 4,9 | 48 | 7,5 | 221 | 47,2 | 7 | 8,9 | 289 | 17,3 | |||
Жилищно-коммунальное хозяйство | -- | -- | 1 | 0,5 | 10 | 4,1 | 61 | 9,7 | 1,9 | 9 | 2 | 2,5 | 83 | 5,0 | |||
Прочие отрасли | 3 | 4,9 | 21 | 11,0 | 48 | 19,8 | 46 | 7,3 | 33 | 7,1 | 8 | 10,1 | 159 | 9,5 | |||
Итого | 61 | 100 | 190 | 100 | 244 | 100 | 632 | 100 | 468 | 100 | 79 | 100 | 1674 | 100 |
Таблица 1.3
Распределение реформированных предприятий по способам приватизации
Годы | Итого на
01.09.2008 г. | |||||||||||||||||||
Способы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008
на 0109 |
||||||||||||||
приватизации | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | кол-во предприятий | % | ||||||
Выкуп арендованного имущества трудовым коллективом | 34 | 55,7 | 47 | 24,7 | 57 | 23,4 | 152 | 24,0 | 35 | 7,4 | 16 | 20,2 | 341 | 20,4 | ||||||
Выкуп
государственного имущества трудовым
коллективом |
13 | 21,4 | 87 | 45,8 | 24 | 9,8 | 12 | 1,9 | 1 | 0,2 | -- | -- | 137 | 8,2 | ||||||
Преобразование в АО | 3 | 4,9 | 4 | 2,2 | 71 | 29,1 | 217 | 34,3 | 259 | 55,4 | 8 | 10,1 | 562 | 33,5 | ||||||
Продажа
по
конкурсу |
11 | 18,0 | 52 | 27,3 | 51 | 20,9 | 96 | 15,3 | 34 | 7,3 | 15 | 19,1 | 259 | 15,5 | ||||||
Продажа
на
аукционе |
-- | -- | -- | -- | 41 | 16,8 | 155 | 24,5 | 139 | 29,7 | 40 | 50,6 | 375 | 22,4 | ||||||
Итого | 61 | 100 | 190 | 100 | 244 | 100 | 632 | 100 | 468 | 100 | 79 | 100 | 1674 | 100 |
Распределение реформированных предприятий по способам приватизации (табл. 1.3) показывает, что в первые годы анализируемого периода преобладал выкуп государственного и арендованного имущества трудовыми коллективами. Удельный вес предприятий, приватизированных этим способом, составил в 2000 г. 77,1%, а в 1992 г -70,5% . Начиная с 2003 г. наибольший удельный вес в структуре реформированных занимают предприятия, преобразованные в акционерные общества. Их удельный вес увеличился с 29,1% в 2003 г. до 55,4 % в 2005 г., что отражает тенденцию реформирования крупных предприятий. Значительное место в 2000--2006 гг. занимают пред приятия, приватизированные путем продажи на аукционе, что характерно для предприятий коммунальной собственности (торговых, бытового обслуживания, общественного питания).
Практика реформирования государственной собственности позволила выявить ряд недостатков в действующем механизме разгосударствления и приватизации предприятий. Так, при преобразовании государственных и арендных предприятий в акционерные общества отсутствовала возможность привлечения дополнительных инвестиций, что сдерживало техническое обновление производства и повышение эффективности функционирования реформированных предприятий. Чрезмерное расширение полномочий органов приватизации и ограничение участия трудовых коллективов в разработке проектов преобразования предприятий не позволяли максимально учесть интересы хозяйствующего субъекта и наемных работников, что снижало эффективность приватизации.
Несовершенство механизма разгосударствления и приватизации тормозило реформирование государственной собственности, что обусловило необходимость его совершенствования по следующим направлениям.
1. Изменение порядка формирования уставных фондов акционерных обществ, создаваемых на основе государственных и арендных предприятий, и прежде всего привлечение в качестве учредителей внешних инвесторов и кредиторов. Это создает финансовые условия для расширения и обновления производства, повышения конкуренте способности предприятий.
2.Расширение полномочий трудовых коллективов предприятий в разработке проектов создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности. Это достигается путем создания на предприятии комиссии по его преобразованию в акционерное общество. Разработка проекта преобразования членами трудового коллектива позволяет не только учесть специфику предприятия, но и защитить интересы наемных работников.
3 .Повышение роли отраслевых министерств в осуществлении координации и контроля за ходом работ по преобразованию подведомственных предприятий в акционерные общества. Практически это реализуется путем создания специальных отраслевых комиссий по приватизации, а также путем участия представителей министерств в органах управления акционерных обществ.
4. Проведение реструктуризации объектов путем выделения структурных подразделений предприятий с образованием самостоятельного юридического лица непосредственно в процессе разгосударствления.
5. Создание холдингов на основе выделения структурных подразделений в самостоятельные акционерные общества без предварительного образования юридического лица.
Реализация перечисленных направлений совершенствования механизма реформирования государственной собственности будет способствовать ускорению этого процесса.
1.4. Органы, объекты и субъекты приватизации
В
соответствии с Законом "О собственности
в Республике Беларусь государственная
собственность подразделяется на собственность
Республики Беларусь (республиканскую)
и собственность административно-
В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики, а также другие природные ресурсы; имущество республиканских органов власти и управления; культурные и исторические ценности народа Республики Беларусь; средства республиканского бюджета/республиканские банки, страховые, резервные и другое фонды. Кроме того, в республиканской собственности могут находиться предприятия и организации, которые обеспечивают суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие (оборонные предприятия, железные дороги, республиканское телевидение и др.).
Управление и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, осуществляют Совет Министров Республики Беларусь и уполномоченные им органы (министерства, ведомства, концерны, управления и др.).
В
коммунальной собственности находится
имущество, принадлежащее административно-
Масштабность и сложность разгосударствления и приватизации обусловили необходимость создания в республике системы органов управления этими процессами. Всю работу по приватизации возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации (Мингосимущество) и его территориальные' органы, созданные во всех областях и г. Минске. Основными задачами Мингосимущества являются:
управление и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности, за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов и имущества (по законодательству Республики Беларусь);
анализ эффективности использования и сохранности имущества, находящегося в республиканской собственности;
выполнение функций держателя акций, принадлежащих государству, а также функций арендодателя при сдаче в аренду государственных предприятий и их структурных подразделений, относящихся к республиканской собственности, за исключением случаев, когда эти функции возложены на другие министерства и иные центральные органы Республики Беларусь;
представление интересов государства как собственника при разгосударствлении и приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, защита прав и интересов Республики Беларусь как на ее территории, так и за рубежом.
Аналогичные задачи по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют управления (отделы) приватизации, созданные в составе местных Советов депутатов (рис. 1.2).
Для выполнения задач по управлению и распоряжению государственным имуществом каждый орган приватизации в соответствии со своей компетенцией создает Реестр государственного имущества, в который включаются государственные предприятия; имущество, сданное в аренду (в том числе на арендных предприятиях); доли, паи, акции, принадлежащие государству в капитале предприятий, основанных на коллективной форме собственности.
Мингосимущество | ||||||
Территориальные
органы управления государственным имуществом
(областные и в г. Минске) |
||||||
Органы управления коммунальной собственностью (районные, городские) |