Приватизация в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
Приватизация в Республике Беларусь
1.1 Необходимость разгосударствления и приватизации
Сущность, направления, цели и задачи
Принципы приватизации в республике Беларусь
1.4 Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь в период 2006-2008 г.
Органы, объекты, и субъекты приватизации
1.6 Нормативное обеспечение разгосударствления и приватизации
Опыт приватизации за рубежом
Методы приватизации
Проблемы приватизации
3 Возможность и перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

приватизация в рб.doc

— 779.28 Кб (Скачать файл)

 

     

     Таблица 1.2

Количество предприятий, реформированных в процессе разгосударствления и приватизации, по отраслям экономики

0трасли экономики Годы Итого на

01.09.2008 г.

  2003 2004 2005 2006 2007 2008

на 0109

количество предприятий %
количество

предприятий

кол-во предприятий- % кол-во предприятий % кол-во предприятий % кол-во предприятий % кол-во предприятий % кол-во предприятий %    
Промышленность 23 37,7 35 18,4 69 28,2 63 10,0 17 3,6 -- -- 207 12,4
Строительство 7 11,4 9 4,8 31 12,7 43 6,8 5 1,1 -- -- 95 5,7
Транспорт и связь -- -- -- -- 9 3,6 10 1,6 1 0,2 -- -- 20 1,2
Бытовое обслуживание 6 9,8 70 36,8 27 11,1 77 12,2 21 4,5 8 10,1 209 12,4
Торговля 5 8,3 49 25,9 31 12,7 226 35,7 131 28,0 47 59,5 489 29,2
Общепит 16 26,3 5 2,6 7 2,9 58 9,2 30 6,4 7 8,9 123 7,3
Предприятия АПК (кроме совхозов) 1 1,6 -- -- 12 4,9 48 7,5 221 47,2 7 8,9 289 17,3
Жилищно-коммунальное хозяйство -- -- 1 0,5 10 4,1 61 9,7 1,9 9 2 2,5 83 5,0
Прочие отрасли 3 4,9 21 11,0 48 19,8 46 7,3 33 7,1 8 10,1 159 9,5
Итого 61 100 190 100 244 100 632 100 468 100 79 100 1674 100
 

 

      Таблица 1.3

Распределение реформированных предприятий по способам приватизации

  Годы Итого на

01.09.2008 г.

Способы 2003 2004 2005 2006 2007 2008

на 0109

   
приватизации кол-во предприятий % кол-во предприятий % кол-во предприятий % кол-во предприятий % кол-во предприятий % кол-во предприятий % кол-во предприятий %
Выкуп арендованного имущества трудовым коллективом 34 55,7 47 24,7 57 23,4 152 24,0 35 7,4 16 20,2 341 20,4
Выкуп государственного имущества трудовым

коллективом

13 21,4 87 45,8 24 9,8 12 1,9 1 0,2 -- -- 137 8,2
Преобразование в АО 3 4,9 4 2,2 71 29,1 217 34,3 259 55,4 8 10,1 562 33,5
Продажа по

конкурсу

11 18,0 52 27,3 51 20,9 96 15,3 34 7,3 15 19,1 259 15,5
Продажа на

аукционе

-- -- -- -- 41 16,8 155 24,5 139 29,7 40 50,6 375 22,4
Итого 61 100 190 100 244 100 632 100 468 100 79 100 1674 100

 

     

     Распределение реформированных предприятий по способам приватизации (табл. 1.3) показывает, что в первые годы анализируемого периода преобладал выкуп государственного и арендованного имущества трудовыми коллективами. Удельный вес предприятий, приватизированных этим способом, составил в 2000 г. 77,1%, а в 1992 г -70,5% . Начиная с 2003 г. наибольший удельный вес в структуре реформированных занимают предприятия, преобразованные в акционерные общества. Их удельный вес увеличился с 29,1% в 2003 г. до 55,4 % в 2005 г., что отражает тенденцию реформирования крупных предприятий. Значительное место в 2000--2006 гг. занимают пред приятия, приватизированные путем продажи на аукционе, что характерно для предприятий коммунальной собственности (торговых, бытового обслуживания, общественного питания).

     Практика реформирования государственной собственности позволила выявить ряд недостатков в действующем механизме разгосударствления и приватизации предприятий. Так, при преобразовании государственных и арендных предприятий в акционерные общества отсутствовала возможность привлечения дополнительных инвестиций, что сдерживало техническое обновление производства и повышение эффективности функционирования реформированных предприятий. Чрезмерное расширение полномочий органов приватизации и ограничение участия трудовых коллективов в разработке проектов преобразования предприятий не позволяли максимально учесть интересы хозяйствующего субъекта и наемных работников, что снижало эффективность приватизации.

     Несовершенство механизма разгосударствления и приватизации тормозило реформирование государственной собственности, что обусловило необходимость его совершенствования по следующим направлениям.

     1. Изменение порядка формирования уставных фондов акционерных обществ, создаваемых на основе государственных и арендных предприятий, и прежде всего привлечение в качестве учредителей внешних инвесторов и кредиторов. Это создает финансовые условия для расширения и обновления производства, повышения конкуренте способности предприятий.

     2.Расширение полномочий трудовых коллективов предприятий в разработке проектов создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности. Это достигается путем создания на предприятии комиссии по его преобразованию в акционерное общество. Разработка проекта преобразования членами трудового коллектива позволяет не только учесть специфику предприятия, но и защитить интересы наемных работников.

     3 .Повышение роли отраслевых министерств в осуществлении координации и контроля за ходом работ по преобразованию подведомственных предприятий в акционерные общества. Практически это реализуется путем создания специальных отраслевых комиссий по приватизации, а также путем участия представителей министерств в органах управления акционерных обществ.

     4. Проведение реструктуризации объектов путем выделения структурных подразделений предприятий с образованием самостоятельного юридического лица непосредственно в процессе разгосударствления.

     5. Создание холдингов на основе выделения структурных подразделений в самостоятельные акционерные общества без предварительного образования юридического лица.

     Реализация перечисленных направлений совершенствования механизма реформирования государственной собственности будет способствовать ускорению этого процесса.

     1.4. Органы, объекты и субъекты приватизации

     В соответствии с Законом "О собственности в Республике Беларусь государственная собственность подразделяется на собственность Республики Беларусь (республиканскую) и собственность административно-территориальных образований (коммунальную).

     В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики, а также другие природные ресурсы; имущество республиканских органов власти и управления; культурные и исторические ценности народа Республики Беларусь; средства республиканского бюджета/республиканские банки, страховые, резервные и другое фонды. Кроме того, в республиканской собственности могут находиться предприятия и организации, которые обеспечивают суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие (оборонные предприятия, железные дороги, республиканское телевидение и др.).

     Управление и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, осуществляют Совет Министров Республики Беларусь и уполномоченные им органы (министерства, ведомства, концерны, управления и др.).

     В коммунальной собственности находится имущество, принадлежащее административно-территориальным образованиям Республики Беларусь (районам, городам, областях). К ней относятся имущество органов власти и управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местных Советов депутатов, предприятия и организации различных отраслей (сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживание, транспорта, промышленности, строительства, здравоохранения. Культуры, образования и др.), необходимые для экономического и социального развития соответствующей территории. Распоряжение и управление государственным имуществом, находящимся в коммунальной собственности, от имени населения соответствующих административно-территориальных образований осуществляют местные Советы Депутатов.

     Масштабность и сложность разгосударствления и приватизации обусловили необходимость создания в республике системы органов управления этими процессами. Всю работу по приватизации возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации (Мингосимущество) и его территориальные' органы, созданные во всех областях и г. Минске. Основными задачами Мингосимущества являются:

     управление и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности, за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов и имущества (по законодательству Республики Беларусь);

     анализ эффективности использования и сохранности имущества, находящегося в республиканской собственности;

     выполнение функций держателя акций, принадлежащих государству, а также функций арендодателя при сдаче в аренду государственных предприятий и их структурных подразделений, относящихся к республиканской собственности, за исключением случаев, когда эти функции возложены на другие министерства и иные центральные органы Республики Беларусь;

     представление интересов государства как собственника при разгосударствлении и приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, защита прав и интересов Республики Беларусь как на ее территории, так и за рубежом.

     Аналогичные задачи по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют управления (отделы) приватизации, созданные в составе местных Советов депутатов (рис. 1.2).

     Для выполнения задач по управлению и распоряжению государственным имуществом каждый орган приватизации в соответствии со своей компетенцией создает Реестр государственного имущества, в который включаются государственные предприятия; имущество, сданное в аренду (в том числе на арендных предприятиях); доли, паи, акции, принадлежащие государству в капитале предприятий, основанных на коллективной форме собственности.

     
  Мингосимущество  
   
  Территориальные органы управления государственным имуществом

(областные и в г. Минске)

 
   
  Органы управления коммунальной собственностью (районные, городские)  

Информация о работе Приватизация в РБ