Приватизация в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
Приватизация в Республике Беларусь
1.1 Необходимость разгосударствления и приватизации
Сущность, направления, цели и задачи
Принципы приватизации в республике Беларусь
1.4 Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь в период 2006-2008 г.
Органы, объекты, и субъекты приватизации
1.6 Нормативное обеспечение разгосударствления и приватизации
Опыт приватизации за рубежом
Методы приватизации
Проблемы приватизации
3 Возможность и перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

приватизация в рб.doc

— 779.28 Кб (Скачать файл)

Рис. 1.2. Органы приватизации в Республике Беларусь 

     В Реестре по каждому объекту даются общие сведения (вид деятельности, номенклатура производимой продукции и уровень ее конкурентоспособности, рынки сбыта, численность персонала и др.); структура и стоимость государственного имущества по балансу; сведения о долгосрочных финансовых вложениях с указанием конкретных объектов этих вложений. Кроме того, приводится характеристика объектов, учредителем которых выступает государственное или арендное предприятие -- субъект Реестра.

     Реестр государственного имущества дает полное представление о составе и стоимости государственного имущества. Приведенные в нем данные позволяют оценить эффективность его использования и принять обоснованные решения по распоряжению им.

     В процессе приватизации соответствующие органы представляют государство как собственника, разрабатывают методологию разгосударствления и приватизации и выполняют следующие функции:

  • разрабатывают программы приватизации, организуют и контролируют их выполнение;
  • осуществляют руководство процессами приватизации; создают комиссии по приватизации;
  • осуществляют необходимые преобразования организационно-правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;
  • принимают решения о приватизации;
  • владеют свидетельствами о собственности на государственные предприятия и имущественные доли в капитале акционерных и других хозяйственных обществ;
  • выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;
  • обменивают акции, принадлежащие Республике Беларусь, на акции юридических лиц других государств;
  • организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объектов государственной собственности;
  • создают в своем составе соответствующие фонды для осуществления функций владения и распоряжения государственным имуществом;
  • осуществляют другие функции, необходимые для приватизации предприятий.

     Кроме Мингосимущества функции управления государственным имуществом возложены Кабинетом Министров Республики Беларусь на отраслевые министерства и другие центральные органы, для чего в их составе созданы управления (отделы) приватизации, основной задачей которых является разработка отраслевых программ приватизации, организация и контроль их выполнения.

     Для координации и контроля за ходом работ по преобразованию подведомственных предприятий в открытые акционерные общества в отраслевых министерствах и в других центральных органах создаются отраслевые комиссии.

     Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" определяет объекты приватизации, т. е. имущество, которое государство будет продавать в процессе приватизации. К ним относятся:

  • государственные предприятия, учреждения и организации;
  • предприятия, сданные в аренду;
  • выделенные в самостоятельные предприятия структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
  • здания, сооружения, оборудование и другие материальные и нематериальные активы предприятий; доли государства в имуществе хозяйствующих субъектов; акции, принадлежащие государству.

     В зависимости от степени государственного регулирования все объекты приватизации разделяются на две группы:

     объекты, приватизация которых осуществляется по решению Совета Министров Республики Беларусь;

     объекты, приватизация которых осуществляется по решению органов Мингосимущества.

     По специальному разрешению Совета Министров Республики Беларусь проводится приватизация предприятий и организаций, которые имеют особо важное значение для национальной экономики, определяют экономическую независимость и суверенитет. К таким объектам относятся предприятия электроэнергетики, пассажирского, автомобильного и речного транспорта, специализированные элеваторы, холодильники и др.

     Для обеспечения контроля за деятельностью таких предприятий государство при их приватизации сохраняет за собой контрольные пакеты акций или доли в имуществе.

     Все остальные предприятия приватизируются по решению соответствующих органов приватизации.

     Эффективность процесса приватизации во многом определяется составом субъектов приватизации.

     Субъектами приватизации являются физические и юридические лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приобрести государственное имущество и подали в соответствующие органы приватизации заявку на его приобретение.

     Субъектами приватизации могут выступать юридические лица с негосударственной формой собственности: частные, арендные и народные предприятия, хозяйственные общества и товарищества. Юридическими лицами с негосударственной формой собственности признаются те, у которых более 50 % уставного капитала образовано прямыми или косвенными вкладами, не относящимися к государственной форме собственности.

     Особым субъектом приватизации является трудовой коллектив. Поскольку он не является самостоятельным юридическим лицом, органы приватизации не могут вступать с ним в договорные отношения по поводу купли-продажи государственного имущества. В связи с этим для целей приватизации на базе трудовых коллективов создаются либо организация арендаторов (на арендных предприятиях), либо хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становится не менее 50 % членов трудового коллектива государственного предприятия.

     В результате трудовой коллектив становится полноправным участником различных коммерческих сделок, в том числе и купли-продажи предприятия.

     Все участники процесса реформирования государственной собственности в процессе разгосударствления и приватизации руководствуются соответствующими законодательными и нормативно-методическими документами.

     1.5. Нормативное обеспечение разгосударствления и приватизации

     Для методического и нормативного обеспечения разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь разрабатывается система программ (рис. 1.2) и соответствующих им нормативных документов, которые регламентируют процессы реформирования государственной собственности.

     Государственная программа разгосударствления и приватизации - нормативный документ, который определяет стратегию преобразования отношений собственности, цели, задачи, приоритеты, ограничения и порядок разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Она утверждается Верховным Советом Республики Беларусь на длительный период времени.

     Кроме того, в первую очередь подлежат приватизации убыточные предприятия всех отраслей экономики, за исключением тех, приватизация которых запрещена, а также законсервированные и незавершенные, объекты, сроки строительства которых превысили нормативные более чем на два года.

     На основе методологических подходов, определенных государственной программой, соответствующими органами приватизации разрабатываются программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской и коммунальной собственности. Эти программы представляют собой нормативные документы, которые определяют главную задачу, цели и пути разгосударствления и приватизации, а также механизм преобразования государственных и арендных предприятий в предприятия других хозяйственно-правовых форм, с учетом особенностей республиканской и коммунальной собственности.

     Программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, ежегодно разрабатываются Советом Министров Республики Беларусь и утверждаются Президентом Республики Беларусь. 

 

     

                                              Государственная программа 

     

     
Программа разгосударствления и приватизации объектов республиканской собственности   Программы разгосударствления и приватизации объектов

коммунальной собственности

   
Отраслевые программы    

Рис. 1.2. Система программ разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь 

     На основе Программы разгосударствления и приватизации объектов республиканской собственности министерствами и другими центральными органами управления разрабатываются отраслевые программы. В них выделяются, как правило, три раздела.

     1. Характеристика финансово-хозяйственного состояния отрасли.

     2. Выявление первоочередных объектов разгосударствления и приватизации.

     3. Разработка стратегии преобразования.

     Отраслевые программы включают перечни предприятий, которые подлежат разгосударствлению и приватизации в предстоящем периоде. При этом указывается стоимость имущества, способы и сроки разгосударствления и приватизации.

     Важнейшим документом, регламентирующим процессы реформирования государственной собственности, является Перечень предприятий, подлежащих приватизации. Предприятия могут быть приватизированы только после включения их в этот Перечень.

     Перечень объектов республиканской собственности формируется Мингосимуществом и его подразделениями на основании отраслевых программ, инициативы органов приватизации, предложений трудовых коллективов, физических и юридических лиц.

     После согласования Перечня с местными исполнительными комитетами он утверждается Мингосимуществом и публикуется в печати.

     Утвержденный Перечень предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, Мингосимущество направляет в областном разрезе соответствующим территориальным подразделениям для организации работ по разгосударствлению и приватизации объектов республиканской собственности.

     Перечни объектов коммунальной собственности формируются соответствующими органами местных Советов депутатов.

     Отраслевые Программы и Перечни объектов коммунальной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, разрабатываются на основе предложений, которые инициаторы приватизации подают в соответствующие органы.

     Инициатива приватизации любого предприятия и включения его в Перечень приватизируемых объектов государственной собственности может исходить не только от органов приватизации, но и от любого физического или юридического лица, а также от трудовых коллективов.

     Предложение - это документ, в котором инициатор обосновывает необходимость, целесообразность и возможность приватизации конкретного предприятия. В Предложении содержатся сведения об инициаторе и объекте приватизации, а также ее предполагаемые способ и сроки.

     Для проведения работ по разгосударствлению и приватизации конкретных объектов создается комиссия по приватизации.

     Комиссия по приватизации - временно действующий (на период приватизации объекта) орган, созданный Мингосимуществом или соответствующими подразделениями местных Советов депутатов, для организации выполнения работ по приватизации конкретного объекта. 

 

2 Опыт приватизации за рубежом 

2.1 Методы приватизации 

     В мировой практике известно три основных способа приватизации государственных предприятий(ГП): изменение статуса, передача полномочий и замещение. Первые два процесса протекают более активно, последний более пассивно. Каждый из данных способов включает ряд специфических методов, которые перечисляются в табл. 2.1 и затем соответственно рассматриваются.

     Изменение статуса

     Изменение статуса означает ликвидацию предприятия или имущества. Для этого требуется непосредственная позитивная акция со стороны государства, которая представляет собой одноразовое действие (хотя распродажа может осуществляться в несколько этапов). Предприятие или -имущество либо продаются, либо отдаются без остановки их функционирования, либо предприятие может быть ликвидировано (т.е. закрыто, а оставшиеся активы проданы).

Информация о работе Приватизация в РБ