Приватизация в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
Приватизация в Республике Беларусь
1.1 Необходимость разгосударствления и приватизации
Сущность, направления, цели и задачи
Принципы приватизации в республике Беларусь
1.4 Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь в период 2006-2008 г.
Органы, объекты, и субъекты приватизации
1.6 Нормативное обеспечение разгосударствления и приватизации
Опыт приватизации за рубежом
Методы приватизации
Проблемы приватизации
3 Возможность и перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

приватизация в рб.doc

— 779.28 Кб (Скачать файл)

     Делегирование путем дотации. Передача полномочий может быть осуществлена с помощью выдачи дотаций. Вместо того, чтобы государственному органу самому осуществлять конкретный вид деятельности, он организует эту работу с помощью частной фирмы, обеспечивая се субсидией. Дотации отличаются от контрактов тем, что они обычно предъявляют лишь самые общие требования (обеспечить автобусные услуги, построить жилые дома,за которые можно было бы взимать квартплату ниже рыночных цен), в то время как в контрактах, как правило, конкретная услуга детально специфицируется.

     Делегирование с помощью гарантий. Государственные органы могут делегировать свои полномочия путем выпуска ваучеров, дающих право их получателям на услугу, которая ранее предоставлялась государством. Ваучеры используются для обеспечения продуктами питания, жильем, образованием, медицинской помощью, детскими дошкольными учреждениями, пассажирским транспортом и т.д.; они увеличивают покупательную способность своих получателей, которые используют ваучеры для приобретения услуги на рынке. Вместо того. чтобы субсидировать производителей, как это делается при дотациях, гарантии субсидируют потребителей, имеющих на это право. Применение ваучеров для покупки акций приватизируемых предприятий рассматривается ниже.

     Делегирование с помощью мандата (предписания). Пятой и завершающей формой приватизации путем делегирования полномочий является государственный мандат, предписывающий частной фирме обеспечить конкретную услугу за свой счет. Страхование на случай безработицы в Соединенных Штатах представляет собой пример такого мандата, прошедшего испытание временем; частные работодатели оплачивают данный вид страхования своих работников.

     Следует отметить, что приватизация подразумевает определенную направленность действия, поэтому предписания, также как и дотации, гарантии, привилегии и контракты, могут считаться формой приватизации только в том случае, если это приводит к уменьшению, а не к возрастанию участия государства. Таким образом, если государственная система пенсионного обеспечения заменена мандатными индивидуальными пенсионными счетами, то это будет приватизация с помощью предписания (форма делегирования, используемая, например, в Чили). С другой стороны, если основанное на рыночном механизме здравоохранение заменено мандатным здравоохранением, обеспечиваемым работодателем, то это будет противоположностью приватизации, ибо оно приведет скорее к возрастанию, чем к сокращению роли государства.

     Замещение

     Помимо изменения статуса и делегирования, приватизация может осуществляться путем замещения, как это показано в табл. 2.1. В отличие от первых двух методов, требующих активных действий со стороны государства, замещение представляет собой своего рода пассивный процесс, в котором государственный сектор более или менее постепенно замещается частным сектором, так сказать, идет процесс отмирания государства по мере того, как рынок оказывается способным удовлетворять соответствующую потребность. Значение этого метода будет возрастать для постсоциалистических стран. Замещение происходит путем прекращения платежей, изъятия или дерегулирования.

     Замещение путем прекращения платежей. Когда общество обнаруживает, что государственное обеспечение услуги неадекватно, а частный сектор осознает спрос и вступает в процесс его удовлетворения, то создаются условия для замещения путем прекращения платежей. Постепенно общество начинает обращаться к частному сектору за товарами или услугой; если с течением времени частная деятельность возрастает, а государственная продолжает игнорироваться или по крайней мере не возрастает в абсолютных показателях, тогда частный сектор играет все большую роль, а роль государства сокращается.

     Предприниматели ощущают рыночный спрос и заполняют вакуум. По мере того, как все большее число потребителей полагается на частный сектор н находятся рыночные ниши, обслуживаемые частным сектором, общественный сектор теряет своих патронов и со временем исчезает. Появление «черных рынков» в социалистических странах представляет собой пример этого общего явления; и частные торговцы в странах Восточной Европы поставляют многие потребительские товары, которых нет в государственных магазинах.

     Типичным примером является рост частных перевозок там, где государственные системы наземного транспорта признаются обществом неадекватными. Частные такси, автофургоны, обслуживающие конкретные местности, миниавтобусы и другие неофициальные или не соответствующие техническим требованиям транспортные услуги появились во многих городах по всему миру, включая Восточную Европу.

     Связанные с этим феноменом явления становятся очевидными по мере того, как частные фирмы начинают удовлетворять потребности инфраструктуры, которые игнорировались государственными органами. Так, мы начинаем замечать частный сектор в финансировании, строительстве, владении и эксплуатации дорог, мостов, тюрем и очистных сооружений или, например, в «туннелем под Английским каналом.

     Замещение путем изъятия, В то время, как процесс прекращения платежей для государства является непреднамеренным, оно может заняться и обдуманным «сбросом нагрузки», т.е. использовать метод изъятия. Государство может закрыть близкое к банкротству предприятие или отказаться от его субсидирования и допустить или даже поощрить проникновение частного сектора в данную область. Это получило распространение в Восточной Германии .

     Замещение путем дерегулирования. Государственные предприятия и различные виды государственной деятельности часто существуют благодаря тому, что им представлен статус монополии, а конкуренция со стороны частного сектора запрещена. К тому же, естественно, частное предпринимательство либо запрещалось, либо строго ограничивалось. Надлежащее дерегулирование считается методом приватизации, если оно способствует появлению частных предприятий, чтобы они могли бросить вызов ГП или даже вовсе их заменить.

     Сохраняя социалистический режим, Китай и другие социалистические страны пытались оживить свои умирающие экономические системы с помощью полумер: отмены законов, запрещающих частную собственность, поощрения предпринимательства и совместных предприятий с иностранными (фирмами и допущения преобладания рыночных механизмов. «Маркетизация» является еще одним термином, описывающим данный процесс; он подразумевает достижение экономической эффективности посредством применения рыночных механизмов н преобладание дерегулирования как способа, ведущего к достижению этой цели. Однако немногие из предпринятых действий оказались успешными в силу того, что они не были достаточно масштабными или их воздействие было сведено к нулю другими мерами. Хотя, с другой стороны, в Венгрии в конце 1980-х годов было предпринято существенное дерегулирование, разрешившее частные компании с численностью до 500 работников, благодаря чему были сняты ограничения с частных предприятий и создана основа для появления сильного частного сектора в малом бизнесе .

     Драматический конец социализма в 1989 г. устранил государственные преграды и открыл шлюзы. В течение первого квартала 1991 г. появилось около 22000 совместных предприятий в Польше, Чехо-Словакии, Румынии, Венгрии и Болгарии, хотя многие из них были небольшими и подчас существовали лишь на бумаге . В дополнение к этому зарегистрированы сотни тысяч частных предприятий и были созданы многие тысячи рабочих мест. Со временем эти предприятия смогут нарастить свои объемы и заменить нерентабельные ГП.

     Ожидаемый конечный результат дерегулирования состоит в создании коммерческих добровольных организаций для удовлетворения общественных нужд. 

 

2.2 Проблемы приватизации 

     Основные проблемы приватизации в постсоциалистических странах образно суммированы в остроумном афоризме, которым мы обязаны д-ру Яношу Левандовскому, польскому Министру по преобразованию собственности: «Приватизация есть продажа предприятий, которыми никто не владеет и стоимости которых никто не знает, покупателям, у которых нет денег». Остановимся на каждом из затронутых вопросов -- владение, стоимость и продажа -- ибо каждый из них представляет серьезную проблему.

     Кому принадлежит государственная собственность? Принадлежит ли предприятие его работникам? Его менеджерам? Его бывшему владельцу? Национальному правительству? Местному органу власти, на территории которого оно расположено? Отличаются ли ответы на этот вопрос для крупного промышленного и коммерческого предприятия или для небольших магазинов и пунктов обслуживания? Что можно сказать относительно небольших магазинов фирменной торговли, которые принадлежат крупному предприятию и служат его распределительными звеньями? Принадлежит ли жилое помещение его настоящему съемщику, муниципалитету, районному совету, находящемуся в подчинении муниципалитета или бывшему владельцу? Принадлежит ли земля колхоза государству, колхозникам или тому, кто ею владел до национализации, и имеет ли значение тот факт, что бывший владелец (или его потомки) остался работать' в колхозе, или переехал в город, или эмигрировал? Во всех постсоциалистических странах парламенты пытаются разрешить эти проблемы, уходящие корнями в политическую теорию и практику.

     Более того, недавние реорганизации, слияния, разъединения и изменения структуры ГП и произошедшие в результате изменения во владении различными фондами, часто неадекватно оформленные, затрудняют определение того, кто чем владеет и что именно составляет предмет приватизации.

     Рабочие советы. Отношения собственности при социализме весьма запутаны. В некоторых странах, например, в Югославии, Венгрии и Польше, прежняя политика исходила из того, что владельцами предприятия являются рабочие, ибо рабочим советам было предоставлено традиционное право собственников осуществлять управление предприятиями. В Венгрии 73% ГП управлялись рабочими советами. Югославия связала себя крепкими узами собственного законодательства о «социалистическом владении»: на протяжении сорока лет практиковался рабочий контроль, вследствие чего рабочие и управляющие убежденно полагали, что их предприятия принадлежат им и что они сами должны решать вопрос о продаже и использовании полученных денег .

     Однако считать рабочих собственниками как несправедливо, так и неразумно. Это несправедливо по двум причинам: (1) потому что стоимость или рентабельность предприятия может мало зависеть от профессиональных качеств или приверженности рабочих, но иметь более тесную связь с инвестициями, вложенными государством в данное предприятие, инвестициями, полученными благодаря всем гражданам, или с субсидиями или другими формами предпочтительного отношения или протекционизма, оказанного государством данному предприятию; (2) потому что многие работники трудятся в школах, больницах, государственных учреждениях и т.д., где понятие прибыльности или стоимости не имеет смысла. Поэтому, думается, было бы несправедливым наградить собственностью на рентабельные и высокопроизводительные предприятия лишь тех работников, которые попали на эти предприятия при централизованной, административно-командной социалистической экономике. В Польше лишь 4 млн. работников из 18 млн. заняты на государственных промышленных предприятиях, таким образом, менее четверти всех работников могли бы воспользоваться благом от такого распределения собственности.

     Помимо этого, было бы неразумным для рабочих принять на себя владение предприятием, на котором они работают. Это неразумно хотя бы по той причине, что у них все будет поставлено на одну карту. Более важным является тот факт, что рабочее управление не представляет собой жизнеспособный организационный механизм; его история свидетельствует о краткосрочности выбираемых ориентиров: рабочие придают большее значение непосредственным выгодам, благоприятной рабочей атмосфере, лучшему жилью, здравоохранению и отдыху, чем возможному повышению стоимости их предприятия в будущем. Наиболее вероятны недовложения капитала рабочими-владельцами и проедание капитала, а боязнь будущих перестроек лишь ускоряет этот процесс. И, наконец, другие потенциальные инвесторы несклонны вкладывать свои средства в предприятия, где рабочие обладают такой властью.

     Но несмотря на эти рассуждения, представляется неплохой идеей дать работникам долю в активах компании в качестве стимулирующего фактора и снизить, таким образом, их потенциальное сопротивление приватизации. В соответствии с этим продажа от 5 до 10 процентов акций работникам предприятия со скидкой от 10 до 20 процентов, является распространенной мерой. Если работников, желающих подписаться, оказывается больше, чем акций, то их можно распределять на основании стажа работы, уровня зарплаты или должности. В Югославии были выпущены «внутренние акции» для работников взамен определенной доли их заработка. Эта мера даст работникам частичное владение и обеспечивает капитал для компании, помогая избежать давление инфляции.

Информация о работе Приватизация в РБ