Приватизация в России, и ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности процесса приватизации в России и её социально - экономические последствия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, формы, способы и концепции приватизации;
- обозначить методы приватизации;
- изучить особенности приватизационных процессов в России;
- выделить этапы приватизации в России;
- исследовать последствия приватизации в России.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ -Приватизация в России и ее социально-экономические последствия. (1).doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Приватизация — это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.3

Приватизация проводилась с помощью следующих методов:

1) Массовая приватизация путем выдачи ваучеров. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди большого числа граждан. Ваучерная приватизация считается способом, порождающим наименьшее число социальных конфликтов. Населения России получило 146,1 млн. Приватизационных чеков. Владельцы ваучера имел следующие возможности:

1) использовать свой чек при закрытой подписки на акции своего предприятия (в ходе закрытой подписки было принято почти 26 млн. ваучеров);

2) участвовать в чековом аукционе (25 млн. ваучеров);

3) купить акции чеков инвестиционного фонда (их было создано 640; собрали они свыше 60 млн. ваучеров);

4) продать или подарить другому лицу (около 35 млн. выданных ваучеров).

Формально 40 млн. россиян стали акционерами в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. Однако новоявленные акционеры в подавляющем большинстве случаев не стали полноценными собственниками. Мелкие акционеры не имеют, как правило, доходов от владения акциями (в условиях затяжного кризиса дивидендов быть не могло), не могут оказывать влияния на процесс принятия решений на предприятии.4

Ваучерный метод, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, не принес ощутимых выгод государству. В 1993г. на долю ваучеров оплате приватизируемых предприятий пришлось 54%, тогда как реальные деньги составили всего 46% суммы выкупных платежей. Общий доход от приватизации составил в 1993г. 0,5% годового объема ВВП.

Из моделей ваучерной приватизации были исключены земля, жилой фонд, совхозы и ряд промышленных предприятий (всего свыше 30% собственности России).

2) Передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий. В период ваучерной приватизации трудовые коллективы получили возможность выбора одного из трех вариантов льгот при распределении акций. По первому варианту льгот трудовым коллективом разрешалось приобретения 25% привилегированных акций,10% обыкновенных акций и 5% составлял опцион (право на приобретение) для руководства предприятия. По второму варианту льгот трудовой коллектив получал право приобретения 51% голосующих акций. По третьему варианту -20%обычных акций для инициативной группы, берущей на себя ответственность за приватизацию убыточного предприятия, и 20%- для трудового коллектива. Остальные пакеты акций, принадлежащих государству, продавались на фондовом рынке. К концу 1993г. 79% трудовых коллективов выбрали второй вариант; около 17%приватизированныхь предприятий выбрали первый вариант и только 1% коллективов выбрали третий вариант с выкупом директорами. В то же время еще 3% предприятий (включая те, которые были ранее взяты в аренду) были полностью выкуплены работающими. Право выкупа предприятий могло быть реализовано при соблюдении содержащих в договорах аренды таких условий, как срок и величина выкупа, порядок его внесения и даты.5 Данный метод приватизации был наиболее социально приемлемым и обеспечил бесконфликтное в целом первичное распределение государственной собственности. Главный недостаток этого метода - отсутствие или нехватка внешних инвестиций в первое время после приватизации, так как новые собственники (руководство и трудовой коллектив) не заинтересованы в выплате дивидендов даже в случае прибыльной работы предприятия.

3) Приватизация методом прямых продаж государственных активов.

На ваучерном этапе продаже подлежали объекты «малой приватизации» (с численностью персонала до 200 чел. и стоимостью фондов менее 1 млн. руб.) Приватизация этих объектов происходила путем продажи на конкурсах и аукционов. При продаже на аукционе право собственности на объект переходило к покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. При организации коммерческих конкурсов потенциальный покупатель должен был взять на себя обязательства по выполнению ряда условий: сохранению профиля предприятия. Определенного числа рабочих мест и т.д. Право приобретения объекта принадлежало покупателю. Гарантировавшему выполнение условий конкурса и предлагавшему максимальную цену. Инвестиционным конкурс считался в том случае, когда условием приватизации являлось осуществление инвестиций в приватизируемые объект. Для трудовых коллективов были установлены исключительные выгодные, условия участия в аукционах. Трудовой коллектив получал преимущественное право на покупку, скидку в 30% продажной цены. Кроме того, коллектив должен был в течение месяца выплатить только 25% цены, а оставшиеся выплаты были беспроцентными и могли быть произведены в течение трех лет, что в условиях высокой инфляции фактически обесценивало эти платежи. Часто выкуп производился самим предприятием, и с этой целью расходовались полученные прибыли. Поэтому в руки трудовых коллективов перешло свыше 70% приватизированных предприятий розничной торговли. Акции средних и крупных предприятий продавались на чековых аукционах. Таким способом было приватизировано около 20% акций 16,5 тыс. предприятий, реорганизованных в 1992-1993 гг. в акционерные общества открытого типа. Преимуществом этого метода является поступление как доходов в бюджете. Так и инвестиций в приватизируемое предприятие. Вместе с тем по эффективным ценам можно было продать лишь небольшую часть предприятия, обычно прибыльных. Большинство же крупных промышленных предприятий, как правило, нерентабельных, продавалось по заниженным ценам.

4) Денационализация (реприватизация). Этот метод представляет собой восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества. Ее основные формы:

1) Реституция (возращение собственности прежним владельцам в натуре);

2) Компенсация (в форме ценных бумаг или денег);

В России, в отличие от Центральной Европы и Балтики, данный метод приватизации в виду продолжительности существования административно- командной системы практически не применялся. Правда, закон допускает выплату компенсаций жертвами раскулачивания и их детям, но оговаривает эти платежи трудновыполнимыми условиями.

 

Глава 2. Особенности приватизационных процессов в России

2.1. Этапы и особенности приватизации в России

 

 

В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три задачи:

1) в вести процесс приватизации, уже происходивший в спонтанной  форме, в правовые рамки;

2) провести приватизацию как  можно быстрее, с тем чтобы  создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость реформ;

3) не допустить в ходе передела  собственности социальных конфликтов, обеспечив определенный баланс  интересов;

В этих условиях приватизация по западной модели путем нормальной продажи государством своего имущество была невозможна .Главной же причиной было отсутствие в России крупных легальных капиталов .Дело в том, что частное предпринимательство в советский период носило нелегальный, «теневой» характер ,поэтому в стране отсутствовали законные частные капиталы ,достаточные для приобретения приватизируемых государственных активов. Иностранные инвесторы считали непомерно высокими политическими и коммерческими риски в России и не спешили активно участвовать в приватизации.

Перечисленные факторы обусловили характерные черты Российской модели приватизации:

1) директивный характер, который обеспечивался путем установления конкретных адресных заданий по приватизации с разбивкой по отраслям;

2) приоритет частной собственности;

3) широкие права трудовых коллективов;

4) бесплатная раздача государственного собственности (или продажа как можно дешевле) на начальном этапе.6

1) Доваучерная приватизация охватывает 1989-1991 гг. Она проводилась в формах  выкупа арендованного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работником возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс. государственных предприятий были сданы в аренду, а численность их персонала составляла 8% всех занятых в народном хозяйстве. Создания национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Последние должны были взять на себя управления десятками и сотнями предприятий, что рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Концу 1991г. Существовало 3076 ассоциаций, 227 концернов и 123 консорциума.

2) Ваучерный (чековый) этап происходил  с 1992г. До 30 июня 1994 г. Основными содержанием  его было преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и первоначальное распределения акций между трудовым коллективом и государством. Одновременно происходило продажа малых предприятий по конкурсу и на аукционе. В рассматриваемый период было приватизировано около 1000 тыс. предприятий во всех отраслях народного хозяйства, из них 20 тыс. – крупных, что составляло 17% промышленного потенциала России. Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили огромные льготы, что привело к установлению их контроля над 75%приватизированных предприятий.

3) Денежный этап приватизации  продолжается с 1 июля 1994г. Его отличительная  черта – продажа как самих  предприятий (с аукциона и по  конкурсу), так и акций акционированных в ходе приватизации предприятий за деньги. Специфическим методом приватизации в 1995-1996гг. стали залоговые аукционы, когда государственных пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительной управление на определенный период банками, предложившем наиболее крупным кредиты с целью финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций. С 1997г. Приватизация проводится не по массовым стандартным схемам, а по индивидуальным проектам, причем упор делается на переход в частную собственность не целых предприятий, а имущественных долей государства в них.7

В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

– широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;

– увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;

– инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;

–  в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.

На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

Первый этап приватизации, осуществленный правительством Гайдара, в смысле его идеологии соотносился с идеями народного капитализма, «экономики участия», или «социальной рыночной экономики». В основе идей часто упоминаемого в то время Людвига Эрхарта (с успехом реализованных в Германии), лежит диффузия собственности,  осуществляемая через размещение акций в широких слоях населения. Благодаря этому,  удается избежать разрыва между уровнями дохода различных слоев населения.

Сегодня диффузия акций с успехом реализуется в развитых странах.  В 40-х годах президент торговой палаты США Джонстон утверждал,  что народный капитализм есть то,  на основе чего Америка процветает,  а приобретение акций стирает пропасть между трудом и капиталом.  Число владельцев акций выросло в Америке, начиная с 1951  года в пять раз и,  по прогнозам, к началу нового века владельцами акций станут более четверти рабочих и служащих, а получаемьш ими таким образом доход составит 3% ВВП. В Японии в результате реализации этой идеи коэффициент дифференциации остается самым маленьким из всех развитых стран. Приватизация некоторых госпредприятий в Германии после второй мировой войны,  выпуск народных акций и новое законодательство,  освобождающее от налогов ту часть доходов рабочих, на которую приобретаются акции, резко увеличили число держателей акций. Л. Эрхард был убежден, что собственность в первую очередь означает свободу, на которую имеют право все. Он утверждал, что старый порядок,  консервирующий тонкий верхний слой и широкие бедные слои с низкой покупательной способностью,  надо ломать. При этом Эрхард прекрасно сознавал,  что для того,  чтобы перераспределять собственность в пользу всего населения,  необходима не только продуманная экономическая стратегия,  но и политическая воля.8 Этим объясняются его усилия в разрушении коррупции и борьба с групповыми интересами картелей-монополистов, подкрепляемые карательными функциями государства. Именно эти соображения легли в основу ваучерной приватизации.  Однако этот процесс встраивался во вполне определенную общественную среду,  в конкретный социально-политический российский контекст.  Принципиальное значение для успеха приватизации имела реакция на него населения,  формирующего способы социально-экономического поведения в предложенных обстоятельствах. Частью плана приватизации,  направленной на кардинальное перераспределение собственности,  являлось введение ваучеров - приватизационных чеков.  В соответствии с этим планом правительство наделило этими чеками все население России,  а в качестве их обеспечения использовало треть государственной собственности.

Информация о работе Приватизация в России, и ее социально-экономические последствия