Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 19:38, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать особенности процесса приватизации в России и её социально - экономические последствия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, формы, способы и концепции приватизации;
- обозначить методы приватизации;
- изучить особенности приватизационных процессов в России;
- выделить этапы приватизации в России;
- исследовать последствия приватизации в России.
В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля. При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.
Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев. Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.
2.3. Перспективный план приватизации в РФ до 2013 года
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы разработан в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" с учетом основных задач социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.
Поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики должно достигаться путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти.
С учетом приоритетов экономического развития Российской Федерации основными задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2011 - 2013 годах являются:
-создание условий для
-сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов;
-улучшение корпоративного
-стимулирование развития
-формирование интегрированных
структур в стратегических
-формирование доходов
Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. является собственником имущества 3517 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2950 акционерных обществ.
Акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, распределены по отраслям экономики следующим образом:
В 2011 - 2013 годах будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента Российской Федерации. В отношении таких имущества и организаций будет определяться наиболее приемлемый и экономически обоснованный способ управления, включая их приватизацию.
В 2011 - 2013 годах планируется приватизация федеральных государственных унитарных предприятий, не обеспечивающих выполнение государственных функций Российской Федерации.
В 2011 - 2013 годах будут акционированы федеральные государственные унитарные предприятия, исключенные из перечня стратегических предприятий, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных обществ в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009.
В 2011 - 2013 годах предлагается осуществить приватизацию федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса и др.
В 2011 - 2013 годах к продаже будут предложены пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2010 год, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических акционерных обществ.
Кроме того, в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития внутреннего фондового рынка, а также формирования дополнительных доходов федерального бюджета Правительством Российской Федерации могут быть приняты отдельные решения о приватизации пакетов акций, имеющих высокую инвестиционную привлекательность.
В 2011 - 2013 годах будут предложены к продаже:
пакеты акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или акционерных обществ, принимающих участие в формировании интегрированных структур;
пакеты акций акционерных обществ строительного комплекса, агропромышленного комплекса, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, дорожного хозяйства, геологии, водного и воздушного транспорта, машиностроения и др. (за исключением стратегических акционерных обществ).
Крупнейшим шагом реформирования страны стала приватизация. Приватизацию можно оценить как «поистине великое историческое дело, мирный цивилизованный эквивалент революции. До сих пор в русской истории для смены собственности использовались не ваучеры, а браунинги»
Смена форм собственности, осуществленная в России нереволюционным путем, явилась результатом крупномасштабного проекта, задуманного «архитекторами реформ» не только и не столько с экономическими, но еще в большей степени - социально-экономическими целями. Неоднократно в начальный период реформ провозглашалась цель создания широкого слоя собственников, что, с одной стороны, обеспечивает стабильность в обществе на основе принципа социальной справедливости в разгосударствлении и наделении собственностью всего населения страны, а с другой стороны, способствует экономическому росту, стимулируемому заинтересованными собственниками.
В ходе трансформации отношений собственности в масштабах всей страны ожидалось формирование новых мотиваций хозяйственной деятельности и создание предпосылок для рационального изменения структуры и организации производства, повышения его эффективности и роста национального дохода.
Существовал ряд отличий приватизации в России от процесса, который происходил в странах Восточной Европы. Прежде всего, там не стал всеобщим принцип бесплатного наделения граждан частью государственной собственности. В России же, в результате острых дискуссий, был реализован именно принцип бесплатности, не в последнюю очередь именно затем, чтобы «погасить» негативное отношение значительной части населения к самому процессу приватизации. Во-вторых, в ходе приватизации в России практически не рассматривалась проблема ее эффективности как в плане оценки возможных потерь государства, так и в плане соотнесения доходов с затратами на проведение приватизации.
В России отсутствовала и предварительная оценка предприятий с точки зрения их финансового положения, возможных выгод государства от сохранения каких-либо из предприятий за собой. Отсутствовали и сценарные проработки экономического и социального развития в постприватизационный период.
1 Эльмурзаев А. А. Теоретические аспекты приватизации // Финансы. Деньги. Инвестиции. 2012. № 3. С. 8.
2 Приватизация. Концепции, реализация, эффективность. / Под ред. Глинкина С.П. – М., 2009. – С.63.
3 Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. – М., – 2011. – С.164.
4 Цветков В. А. Российская модель приватизации и особенности ее влияния на формирование корпоративной структуры экономики России В. А. Цветков // Промышленная политика в Российской Федерации. 2010. № 1. С. 7.
5 Приватизация. Концепции, реализация, эффективность. / Под ред. Глинкина С.П. – М., 2009. – С.95.
6 Из истории приватизации в России. / Под ред. Подберезкин А.И., Стреляев С.П. – СПб., 2011. – С.67.
7 Цветков В. А. Российская модель приватизации и особенности ее влияния на формирование корпоративной структуры экономики России В. А. Цветков // Промышленная политика в Российской Федерации. 2010. № 1. С. 10.
8 Собственность в гражданском праве: учебно-практическое пособие – 2е издание – М., 2010 – С.112.
9 Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. – М., – 2011. – С.164.
10 Гражданское право: Учебник / Под ред. Гришаевой С.П. – М., 2009. – С.86.
11 Из истории приватизации в России. / Под ред. Подберезкин А.И., Стреляев С.П. – СПб., 2011. – С.83.
Информация о работе Приватизация в России, и ее социально-экономические последствия