Приватизация в России, и ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности процесса приватизации в России и её социально - экономические последствия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, формы, способы и концепции приватизации;
- обозначить методы приватизации;
- изучить особенности приватизационных процессов в России;
- выделить этапы приватизации в России;
- исследовать последствия приватизации в России.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ -Приватизация в России и ее социально-экономические последствия. (1).doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля. При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев. Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.

 

 

2.3. Перспективный план приватизации в РФ до 2013 года

 

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы разработан в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" с учетом основных задач социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

Поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики должно достигаться путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти.

С учетом приоритетов экономического развития Российской Федерации основными задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2011 - 2013 годах являются:

-создание условий для привлечения  внебюджетных инвестиций в развитие  акционерных обществ на основе  новых технологий;

-сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов;

-улучшение корпоративного управления;

-стимулирование развития фондового  рынка;

-формирование интегрированных  структур в стратегических отраслях  экономики;

-формирование доходов федерального  бюджета.

Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 г. является собственником имущества 3517 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2950 акционерных обществ.

Акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, распределены по отраслям экономики следующим образом:

В 2011 - 2013 годах будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента Российской Федерации. В отношении таких имущества и организаций будет определяться наиболее приемлемый и экономически обоснованный способ управления, включая их приватизацию.

В 2011 - 2013 годах планируется приватизация федеральных государственных унитарных предприятий, не обеспечивающих выполнение государственных функций Российской Федерации.

В 2011 - 2013 годах будут акционированы федеральные государственные унитарные предприятия, исключенные из перечня стратегических предприятий, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных обществ в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009.

В 2011 - 2013 годах предлагается осуществить приватизацию федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса и др.

В 2011 - 2013 годах к продаже будут предложены пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2010 год, за исключением акционерных обществ, включенных в перечень стратегических акционерных обществ.

Кроме того, в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития внутреннего фондового рынка, а также формирования дополнительных доходов федерального бюджета Правительством Российской Федерации могут быть приняты отдельные решения о приватизации пакетов акций, имеющих высокую инвестиционную привлекательность.

В 2011 - 2013 годах будут предложены к продаже:

пакеты акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или акционерных обществ, принимающих участие в формировании интегрированных структур;

пакеты акций акционерных обществ строительного комплекса, агропромышленного комплекса, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, дорожного хозяйства, геологии, водного и воздушного транспорта, машиностроения и др. (за исключением стратегических акционерных обществ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Крупнейшим шагом реформирования страны стала приватизация.  Приватизацию можно оценить как  «поистине великое историческое дело,  мирный цивилизованный эквивалент революции. До сих пор в русской истории для смены собственности использовались не ваучеры, а браунинги»

Смена форм собственности, осуществленная в России нереволюционным путем, явилась результатом крупномасштабного проекта,  задуманного «архитекторами реформ» не только и не столько с экономическими, но еще в большей степени - социально-экономическими целями. Неоднократно в начальный период реформ провозглашалась цель создания широкого слоя собственников, что, с одной стороны,  обеспечивает стабильность в обществе на основе принципа социальной справедливости в разгосударствлении и наделении собственностью всего населения страны, а с другой стороны, способствует экономическому росту, стимулируемому заинтересованными собственниками.

В ходе трансформации отношений собственности в масштабах всей страны ожидалось формирование новых мотиваций хозяйственной деятельности и создание предпосылок для рационального изменения структуры и организации производства, повышения его эффективности и роста национального дохода.

Существовал ряд отличий приватизации в России от процесса, который происходил в странах Восточной Европы. Прежде всего, там не стал всеобщим принцип бесплатного наделения граждан частью государственной собственности. В России же, в результате острых дискуссий,  был реализован именно принцип бесплатности, не в последнюю очередь именно затем,  чтобы «погасить» негативное отношение значительной части населения к самому процессу приватизации. Во-вторых, в ходе приватизации в России практически не рассматривалась проблема ее эффективности как в плане оценки возможных потерь государства, так и в плане соотнесения доходов с затратами на проведение приватизации.

В России отсутствовала и предварительная оценка предприятий с точки зрения их финансового положения, возможных выгод государства от сохранения каких-либо из предприятий за собой. Отсутствовали и сценарные проработки экономического и социального развития в постприватизационный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: текст с изменениями на 1 ноября 2010 г. // Электронно – правовая система Консультант Плюс
  2. Гражданское право: Учебник / Под ред. Гришаевой С.П. – М.: Юристъ. 2009. – 484 с.
  3. Гражданское право: Учебник: т. 2 / Отв. ред. проф. Суханов Е.А. Т. 1. – М.: Юристъ. 2008. – 612 с.
  4. Из истории приватизации в России. / Под ред. Подберезкин А.И., Стреляев С.П. – СПб.: Издательство: Ступени, 2011. - 144 с.
  5. Любимов Л.Л. Основы экономических знаний: Уч. – М.: Вита-Пресс, 2008. - 510c.
  6. Мазолин В.П., Масляев А.И. Гражданское право. Учебник – М.: Юристъ, 2009. – 719 с.
  7. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. – М.: Юрист. – 2011. – 476c.
  8. Приватизация. Концепции, реализация, эффективность. / Под ред. Глинкина С.П. – М.: Наука, 2009. - 240 с.
  9. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства: Уч. – М.: Просвещение, 2007. – 352с.
  10. Сафонова А.И., Логачёва Т.Н. Экономическая теория: Курс лекций, ч.1,2. – Волгоград: ВКБ, 2010. – 298с.
  11. Собственность в гражданском праве: учебно-практическое пособие – 2е издание – М.: Дело, 2010 - 512с.
  12. Цветков В. А. Российская модель приватизации и особенности ее влияния на формирование корпоративной структуры экономики России В. А. Цветков // Промышленная политика в Российской Федерации. 2010. № 1. С. 5-14.
  13. Эльмурзаев А. А. Теоретические аспекты приватизации // Финансы. Деньги. Инвестиции. 2012. № 3. С. 3-30.

 

 

1 Эльмурзаев А. А. Теоретические аспекты приватизации // Финансы. Деньги. Инвестиции. 2012. № 3. С. 8.

2 Приватизация. Концепции, реализация, эффективность. / Под ред. Глинкина С.П. – М., 2009. – С.63.

3 Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. – М., – 2011. – С.164.

4 Цветков В. А. Российская модель приватизации и особенности ее влияния на формирование корпоративной структуры экономики России В. А. Цветков // Промышленная политика в Российской Федерации. 2010. № 1. С. 7.

5 Приватизация. Концепции, реализация, эффективность. / Под ред. Глинкина С.П. – М., 2009. – С.95.

6 Из истории приватизации в России. / Под ред. Подберезкин А.И., Стреляев С.П. – СПб., 2011. – С.67.

7 Цветков В. А. Российская модель приватизации и особенности ее влияния на формирование корпоративной структуры экономики России В. А. Цветков // Промышленная политика в Российской Федерации. 2010. № 1. С. 10.

8 Собственность в гражданском праве: учебно-практическое пособие – 2е издание – М., 2010 – С.112.

9 Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. – М., – 2011. – С.164.

10 Гражданское право: Учебник / Под ред. Гришаевой С.П. – М., 2009. – С.86.

11 Из истории приватизации в России. / Под ред. Подберезкин А.И., Стреляев С.П. – СПб., 2011. – С.83.

 


 



Информация о работе Приватизация в России, и ее социально-экономические последствия