Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В данной работе изложены основные теоретические и практические аспекты приватизации. Также рассмотрены модели приватизации зарубежных стран. Я постаралась наиболее полно и четко изложить основные черты российской приватизации, проблемы, с которыми столкнулась Россия в реализации реформы собственности.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Приватизация как форма разгосударствления 3
1.1. Формы и способы разгосударствления 3
1.2. Особенности приватизации 6
1.3. Цели приватизации 7
Глава 2. Модели приватизации 11
2.1. Приватизация в Великобритании 11
2.2. Приватизация в Германии 15
Глава 3. Результаты приватизации в России 21
3.1. Этапы приватизации в России 21
3.2. Особенности третьего этапа приватизации в России 29
Заключение 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

И наконец, в пятую группу вносились объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации. Сюда входили в наибольшей степени влияющие на формирование рыночных отношений предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, строительства, пищевой и легкой промышленности и т.д. В эту же группу включались убыточные предприятия всех отраслей, законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства, для которых истекли нормативные сроки строительства, а также имущество предприятий, ликвидированных без правопреемства.

 

1.3.Цели приватизации

Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в России в ниже приведенной таблице:

Выполнение целей приватизации

Цель приватизации

Комментарий

1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики.

Быстрый передел собственности преследовал в первую очередь не экономические, а политические цели, поэтому возникший слой акционеров в основной массе не стал эффективным собственником. Участие в управлении акционерным обществом для рядовых держателей акций затруднено, так как для этого необходим соответствующий пакет акций. Кроме того, завершившиеся процессы концентрации собственности путем скупки акций менеджментом или крупными собственниками предприятий делают управление акционерным обществом для основной массы рядовых акционеров мало реализуемым.

2. Повышение эффективности предприятий путем их приватизации.

Основная часть приватизированных и государственных предприятий в нашей стране работают малоэффективно, так как, сама по себе смена формы собственности не обеспечивает повышение эффективности производства. Повышение эффективности не является прямым следствием приватизации, оно возможно за счет замены устаревшего оборудования на новое, применения прогрессивных технологий, успешной реализации маркетинговой политики, улучшения управления. Эти процессы являются длительными, требующими дополнительных инвестиций.

3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.

Реализованная в нашей стране модель приватизации дала в бюджеты всех уровней доходов меньше, чем приватизация в бывших соцстранах Европы. Доходы от приватизации в малой степени отразились на социальной защите населения и развитии социальной инфраструктуры.

4. Содействие процессу стабилизации  финансового положения 
в Российской Федерации.

Финансовое положение России стабилизировалось только после 1998 г., и связано это было не с эффектом от приватизации, а, в первую очередь, эффектами от низкого курса рубля и постепенным ростом цен на нефть на международных рынках.

5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

Можно констатировать, что технологически отсталое производство на большинстве предприятий не в состоянии конкурировать с более развитым западным производством.

6. Привлечение иностранных инвестиций.

По объему ежегодно привлекаемых иностранных инвестиций экономика России серьезно отстает от экономик европейских государств бывшего соцлагеря.

7. Создание условий и организационных  структур для расширения масштаба приватизации

Исследователи сходятся во мнении, данная цель программы приватизации может считаться выполненной.


 

Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.

Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;

государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;

необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;

прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;

реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;

с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;

должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;

должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов - денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.

Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.

При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.

Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

Цели приватизации зависят от того, в какой экономике (рыночная или переходная) этот процесс осуществляется.

            Приватизация при формировании  рыночных отношений в переходной  экономике имеет целью:

1)создание слоя  частных собственников-предпринимателей (т.н. средний класс);

2)создание условий  для повышения эффективности  деятельности предприятий, включая  формирование конкурентной среды;

3)способствование  демонополизации экономики, процессу  стабилизации финансового положения  в стране, собираемости налогов  с предприятий всех форм собственности, которые должны находиться в равных условиях;

4) открытие страны, ее экономики для иностранных  инвестиций. Одновременно в процессе  приватизации и деятельности частных, приватизированных предприятий, государством и местными органами власти должны осуществляться меры социальной защиты населения, развития объектов социальной инфраструктуры, включая и использование в этих целях средств, полученных от приватизации.

Иные цели имеет приватизация предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, например, широко проводимая в Великобритании в 70-80 гг. XX века. Здесь, как и в других развитых странах, государственные предприятия оказались менее эффективными в условиях рынка, менее приспособленными к требованиям обновления производства, научно-технического прогресса и менее конкурентоспособными по сравнению с частными акционерными фирмами.

К основным целям приватизации в странах с рыночной экономикой можно отнести следующее:

1) дальнейшее  эффективное функционирование рынка;

2) сокращение задолженности государственного сектора;

3) стимулирование  частнопредпринимательской деятельности;

4) расширение  индивидуальных свобод в рыночных  условиях;

5) развитие акционирования  собственности, включая дальнейший  выпуск мелких акций (так называемого народного капитализма);

6) ослабление  деятельности профсоюзов.

Различаются и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах с различным состоянием рыночной экономики.

 В основном  в переходных экономиках используется  бесплатная приватизация, когда все объекты, подлежащие приватизации, делятся между населением, участвующим в приватизации, в результате чего получается номинальная единица (ваучер, приватизационный чек и т.п.), которая в дальнейшем участвует в приобретении акций приватизируемых предприятий.

 

Глава 2. Модели приватизации

2.1. Приватизация в Великобритании

     Приватизация в Великобритании  началась в 1979 году и продолжается  до сих пор. Большую часть общей  суммы в 97 миллиардов долларов, поступившей  от приватизации в период с 1979 по 1995 гг., правительство Великобритании получило от приватизации 48 крупнейших компаний, таких как Бритиш Телеком, Бритиш Газ, Бритиш Эйруейз и Бритиш Петролеум.

Н. Ридли - «главный архитектор» и проводник британской программы приватизации доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности, потому что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Их финансирует не потребитель, а государство, что порождает иждивенчество. Частный сектор ведет дело эффективнее, т.к. непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников в том, чтобы сделать предприятие рентабельным.

 

Приватизация там базировалась на централизованном регулировании и рыночных методах. В Великобритании применялось прямое квотирование продажи акций как индивидуальным держателям, так и иностранным инвесторам. А при приватизации многих предприятий правительство резервировало за собой «золотую акцию», позволяющую контролировать структуру новой компании. Часто использовались и непосредственные ограничения:

-запрет одному  лицу владеть более чем 15% голосующих  акций;

-требование, чтобы  главным исполнительным лицом в компании был британский гражданин;

-установление  лимитов на добровольное расформирование  или ликвидацию предприятий.

Контролировалось участие в приватизации иностранных инвесторов (для Великобритании и Франции) через владение ими не более чем 20% акций.

 

Среди других основных достижений британской программы приватизации можно назвать:

1) значительно возросшую эффективность  и прибыльность бывших государственных  предприятий;

2) значительный рост числа акционеров (от 4% взрослого населения в 1979 г. до более 25% в середине 90-х годов);

3) значительное сокращение государственных  субсидий ГП.

Основными чертами британской приватизации являются ее постепенность, акцент на получении прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи.

Великобритания стимулировала широкое владение акциями посредством особого внимания к их розничному распределению, установления скидок на предлагаемую цену, доступности акций через посредничество банков и широкомасштабных рекламных кампаний в средствах массовой информации, а также создания различных программ стимулирования покупки акций сотрудниками предприятий и структур, предлагающих акции.

Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включая лицензирование и контроль  за ценами, создание режима потолка цен, ограничивающего возможности приватизированных монополий в повышении цен. Регулирование с помощью установления потолка цен срабатывает гораздо лучше, чем традиционное регулирование на основе уровня возврата инвестиций, которое не способствует эффективности.

В Великобритании в течение почти четырех десятилетий после Второй мировой войны длилась эпоха "качелей власти": всякий приход лейбористов к власти приводил к национализации ряда базовых отраслей, а сменявшие их консерваторы осуществляли денационализацию тех же отраслей. Максимальных значений государственный сектор британской экономики достиг во второй половине 70-х годов. Тогда существовали особые государственные корпорации, крупнейшими из которых были Национальный совет угольной промышленности, Британские газ и электроэнергетика. Британская стальная корпорация, Британская почтовая служба. Британские железные дороги. Национальная корпорация грузовых перевозчиков. Британские авиалинии, Британская аэрокосмическая корпорация, Британская судостроительная корпорация. Национальная автобусная компания, "Бритиш телеком" и ряд других, более мелких компаний.

Информация о работе Приватизация в России