Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:36, курсовая работа
Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В данной работе изложены основные теоретические и практические аспекты приватизации. Также рассмотрены модели приватизации зарубежных стран. Я постаралась наиболее полно и четко изложить основные черты российской приватизации, проблемы, с которыми столкнулась Россия в реализации реформы собственности.
Введение 2
Глава 1. Приватизация как форма разгосударствления 3
1.1. Формы и способы разгосударствления 3
1.2. Особенности приватизации 6
1.3. Цели приватизации 7
Глава 2. Модели приватизации 11
2.1. Приватизация в Великобритании 11
2.2. Приватизация в Германии 15
Глава 3. Результаты приватизации в России 21
3.1. Этапы приватизации в России 21
3.2. Особенности третьего этапа приватизации в России 29
Заключение 31
Список литературы 34
В национализированных отраслях работало несколько больше 8%, а во всем секторе – около 25% всех занятых в стране. Иными словами, в производстве на государственных предприятиях работала третья часть всех занятых в публичном секторе. В собственности правительства находилось примерно 17% стоимости акций и других ценных бумаг страны.
В результате приватизации большинства ранее национализированных отраслей, осуществленной правительством М. Тэтчер, а также структурных сдвигов в экономике страны в конце XX в. доля государственных предприятий в производстве и услугах сократилась до незначительного уровня, не превышающего 3% ВНП. О масштабах процесса можно судить по следующим данным: только в 1988-1992 гг., которые в основном завершили эту волну приватизации, среднегодовое отношение приватизированного капитала (фондов) к ВВП страны составляло почти 1%. В абсолютных масштабах это были заметные суммы - более 44 млрд. долл. только за эти пять лет.
В Великобритании произошли наиболее глубокие институциональные преобразования. В 1992 г. правительство Дж. Мейджора объявило о новой концепции управления государственной собственностью - "Инициатива частного финансирования" (private finance initiative - PFI). Суть ее заключалась в том, чтобы в рамках соглашений о партнерстве передать функции финансирования строительства (а также эксплуатации, реконструкции, управления и т.п.) государственных объектов производственной и социальной инфраструктуры частному бизнесу. За 1992-2001 гг. правительство Великобритании осуществило более 400 проектов партнерства в рамках PFI на общую сумму свыше 19 млрд. ф. ст. Были подписаны партнерские соглашения в многочисленных секторах хозяйства, включая общественный транспорт и транспортную инфраструктуру, информационные технологии и НИОКР, защиту окружающей среды, градостроительство, правительственные здания и сооружения и т.д.
В дополнение к традиционным сферам партнерства британские органы власти стали заключать договоры с частным сектором о предоставлении услуг в области социальной инфраструктуры: здравоохранения, образования и повышения квалификации рабочей силы и т.п. Переход к масштабному применению партнерских форм управления государственной собственностью в Великобритании вызвал существенные изменения в институциональной среде государственного аппарата и бизнеса. Появившаяся новая отрасль экономики под условным названием "государственные гражданские контракты и концессии" заставляет чиновников становиться бизнесменами, покупателями услуг частного сектора, вырабатывать правила и нормы поведения в условиях рыночного развития подведомственных им учреждений. О оценке ОЭСР, партнерские формы отношений государства и частного бизнеса в сфере управления государственной собственностью позволяют Великобритании экономить 15-20% госрасходов.
Великобритания - первой (на Западе) избрала путь массовой приватизации и добилась при этом хороших результатов. Причиной приватизации была низкая эффективность работы государственных предприятий.
Сочетание двух главных целей — уменьшение задолженности и распространение акций — означало, что приватизация в этой стране проходила в основном в форме продажи, но почти всегда по ценам ниже рыночной стоимости. На большинстве распродаж правительство поощряло граждан покупать акции по твердоустановленным ценам с определенными ограничениями на случай слишком большого числа заявок. Низкие цены создавали дополнительную прибыль покупателям и увеличивали популярность таких распродаж за счет государства. Тем не менее большое количество отдельных граждан и частных предприятий, покупавших акции, вскоре уменьшилось, поскольку многие стали продавать свои акции, чтобы получить прибыль.
Целями приватизации в Великобритании являлись повышение производительности труда путем усиления конкуренции и разрешения фирмам получать ссуды на рынке капитала; ограничение кредитных требований государственного сектора; решение проблемы выплаты процентов государственному сектору; ограничение государственного вмешательства в дела предприятия; расширение форм собственности на средства производства; перераспределение доходов.
Методы реализации концепции приватизации сводились к продаже или безвозмездной передаче государственного имущества. Иногда проводились конкурентные торги акциями, иногда определенная часть акций резервировалась для рабочих предприятия.
Основными покупателями являлись финансовые структуры. Индивидуальные вкладчики имели лишь 23,1 % всех акций.
Практиковался и выкуп предприятий менеджерами и работниками. Мелкие вкладчики и работники предприятий получали льготы при приватизации, как по сумме платежей, так и по срокам. При продаже предприятий происходило резервирование 10 % акций для работников предприятий и пенсионеров. Однако впоследствии безвозмездная передача имущества оказалась несостоятельной.
По степени достижения
2.2. Приватизация в Германии
Наибольшей интерес с точки зрения особенностей приватизации вызывает объединенная Германия, где в 1996 г. государство получило от приватизации 16,9 млрд. долл., что в 1,6 раза больше подобных поступлений во Франции и Италии вместе взятых.
В отличие от других стран в послевоенный период проблема национализации и денационализации никогда не стояла перед ФРГ. Экономическая реформа 1948 г., по существу, вылилась в денежную реформу. Другие составляющие рыночной системы, в том числе и частная собственность, существовали и в нацистской Германии, руководство которой не пыталось проводить национализацию, что, в свою очередь, не потребовало проведения приватизации в стране, как того требовало осуществление экономической реформы 1948 г. Что же касается конкуренции — другого важнейшего компонента рынка, здесь большую роль сыграло решение Потсдамской конференции о декартелизации и демонополизации в промышленной и финансовой сферах, приведшее к разукрупнению монополий и поддержке мелкого и среднего бизнеса.
Денежная реформа с контролируемой либерализацией цен, сдерживание либерализации внешнеэкономической деятельности, стимулирование процессов образования внутренних источников капиталовложений путем содействия процессам накопления предприятий и сбережений трудящихся и в какой-то степени «план Маршалла» обеспечили беспрецедентное развитие экономики страны в 50-е годы, названное экономическим чудом. К числу главных достижений экономической политики ФРГ в тот период, помимо построения модели социального рыночного хозяйства, можно отнести и сохранение промышленных мощностей, обеспеченных квалифицированной рабочей силой.
Все эти достижения базировались на частной собственности как в сфере производства и образования, так и в области инфраструктуры. Однако это не значит, что государство заняло нейтральную позицию. Руководитель фрайбургской школы Ойкен, формулируя задачи в этой области, подчеркивал: «Хозяйственно-политическая деятельность государства должна быть направлена на поддержание существующих форм организации экономики, а не на руководство экономическим процессом».
Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.
Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии «Программы возрождения Европы».
Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.
Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.
В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.
После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями.
Приватизация в Германии осуществлялась по трем направлениям:
–быстрая продажа наиболее эффективных и конкурентоспособных предприятий;
–санация проблемных предприятий;
–ликвидация предприятий, не имеющих шансов на выживание.
При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами.
После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.
Известно, какую роль сыграла модель социально-рыночного хозяйства в послевоенном становлении ФРГ. Поэтому главной задачей объединенной Германии было обеспечение перехода на эту модель бывшей ГДР. Он начался с 1 июля 1990 г., т.е. с момента вступления в силу экономического и валютного союза с ФРГ. Его осуществление происходило почти при полном отсутствии в ГДР частной собственности (не более 5%), в условиях колоссальной концентрации и централизации производства и капитала, отсутствия конкуренции, при значительно более низких, чем в ФРГ, основных макроэкономических показателях.
Так, ВНП на душу населения в ГДР составлял лишь 33% от уровня ФРГ, производительность труда — 29, инвестиции — 22% и т.д.
Все это требовало со стороны правительства ФРГ продуманных и в то же время жестких решений, подкрепленных широкомасштабными инвестициями в перестраиваемую экономику на территории новых земель.
Изначально руководство единой Германии планировало с помощью доходов от приватизации восточногерманских объектов покрыть затраты на восстановление уровня экономического развития этих новообретенных земель. Но весьма быстро стало понятно, что это абсолютно нереально, ибо большая часть предприятий бывшей ГДР находилась в таком состоянии, что просто не могла заинтересовать никакого потенциального инвестора вследствие своей «запущенности» и потенциальной же убыточности. Поэтому BvS наоборот пришлось для начала вложить порядка 53 млрд евро в эти фирмы, прежде чем они были доведены до уровня, который мог бы заинтересовать частных собственников. Поэтому к моменту своего роспуска в 1994 году и передачи дел новой службе задолженность службы Treuhand достигала 105 млрд. евро. Если в начале 1991 года в новых федеральных землях частными были лишь около 14% всех предприятий, то к началу 1994 уже 66% находились в частной собственности, а к началу 1998 приватизация была практически завершена. В частное управление были переданы практически все ранее бывшие государственными предприятия в ГДР. Небольшие предприятия торговли, рестораны и кафе, кинотеатры, мелкие гостиницы и прочие объекты сферы обслуживания чаще всего передавались самим жителям восточных земель, крупные предприятия продавали иностранным или западногерманским инвесторам на условиях обязательных вложений в их развитие. Всего к началу 2004 года, когда служба была официально объявлена выполнившей свою задачу и распущенной, было заключено примерно 44,7 тыс. приватизационных контрактов.
В первую очередь, с 1 июля 1990 г., была упразднена марка ГДР и единой валютой для двух объединившихся государств стала западногерманская марка. Таким образом, в один день была решена проблема стабилизации цен и, в известной мере, принципов ценообразования. Вопрос о введении в действие других инструментов (приватизации и конкуренции) в механизм модели социально-рыночного хозяйства на территории бывшей ГДР был решен законом «О приватизации и реорганизации народного имущества» (17 июня 1990 г.).