Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В данной работе изложены основные теоретические и практические аспекты приватизации. Также рассмотрены модели приватизации зарубежных стран. Я постаралась наиболее полно и четко изложить основные черты российской приватизации, проблемы, с которыми столкнулась Россия в реализации реформы собственности.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Приватизация как форма разгосударствления 3
1.1. Формы и способы разгосударствления 3
1.2. Особенности приватизации 6
1.3. Цели приватизации 7
Глава 2. Модели приватизации 11
2.1. Приватизация в Великобритании 11
2.2. Приватизация в Германии 15
Глава 3. Результаты приватизации в России 21
3.1. Этапы приватизации в России 21
3.2. Особенности третьего этапа приватизации в России 29
Заключение 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с этим законом было образовано Опекунское ведомство (Тройханд) для приватизации государственных предприятий. Основная задача, поставленная перед этим ведомством, заключалась в том, чтобы не допустить деиндустриализацию, сохранить промышленное ядро и обеспечить необходимые структурные сдвиги на территории новых земель.

К наиболее характерным особенностям данной приватизации относятся требования со стороны Опекунского ведомства к покупателям при заключении сделки. Покупатель должен был представить свою стратегию развития, включающую обязательство сохранения определенного числа рабочих мест и указание объема инвестиций в соответствующее производство.

Другой особенностью приватизации ФРГ можно считать осуществление санирования приватизированных предприятий с помощью государства, как это было в случае с концерном «Дойче телеком», или за счет государственных органов, в данном случае — Опекунского ведомства. Это дало возможность предприятиям восточных земель включиться в экономический процесс, имея вполне рентабельную и конкурентоспособную научно-производственную базу.

Основной упор в экономическом развитии восточных земель был сделан на создание новых промышленных предприятий, темпы прироста валовой продукции которых в 1997 г. составили 10,9%.

Благодаря ликвидации нерентабельных рабочих мест в период с 1991 по 1997 г. валовой доход на одного занятого в обрабатывающей промышленности возрос в 4 раза.

Резко увеличился в 1997 г. объем экспорта промышленной продукции. Темпы его прироста составили 6%. Особенно вырос экспорт информационной техники, компьютеров, автомобилей. К 1998 г. экспорт составил 15% общего оборота восточногерманской промышленности (33% — в западных землях). Географическая направленность экспорта восточных земель мало отличается от западных. Большая часть его — 49% приходится на государства ЕС, 26% — на остальные страны Европы.

Все это вместе взятое нашло свое отражение в росте ВВП Восточной Германии, темпы прироста которого в 1998 г. составили порядка 2,5%, т.е. достигли уровня ФРГ.

Отсюда следует, что высказанные на созванном канцлером Колем чрезвычайном совещании весной 1996 г. прогнозы министром — президентом земли Саксония Хеппером о том, что темпы экономического роста в восточных землях отстанут от западных лет на 20 не подтвердились. 

В Западной Германии процессы разгосударствления собственности развивались традиционными для демократических стран Европы путями и охватили сектор телекоммуникаций, авиаперевозок, почтовую сеть, и т.д. В последнее время правительство Германии с помощью доходов от приватизации пытается исправить ситуацию с государственными финансами, которым мешает, в частности, серьезный дефицит государственного бюджета. Разгосударствлению имеют шанс подвергнуться немецкие железные дороги и система скоростных автодорог (автобанов).  
            Первым этапом немецкой телекоммуникационной реформы стал принятый летом 1989 закон, который разделили традиционную Deutsche Bundespost (DBP) на три независимые компании – почтовую, телекоммуникационную и финансовую. Все они были затем приватизированы. В частности, DBP Telekom в 1996 году превратилась в Deutsche Telekom AG, от продажи части ее акций уже тогда правительство выручило 20 млрд дойчмарок. К настоящему моменту государство напрямую является держателем лишь 15% акций DT, еще 22% находятся под контролем государственной банковской группы KfW (Kreditanstalt fuer Wiederaufbau). Приватизация действительно превратила компанию в частную фирму, в частности, за счет того, что значительное число ее акций (в 2005 году – 63%) торгуется на бирже. 

Deutsche Post была  выведена на биржу в конце 2000 года, тогда в свободное обращение  поступили 32% акций. К концу 2005 году  в прямом владении федерального  правительства акций не осталось, однако 44,5% акций принадлежат государственной  банковской группе KfW (в самой KfW 80% акций принадлежит федеральному правительству и 20% - правительствам земель ФРГ), остальные 55,5% акций Deutsche Post – в свободном обращении. Из общего числа находящихся в обращении акций 31% принадлежит немецким инвесторам, 30% - американским и 21% - британским. 

В 1997 году правительство ФРГ продало последние 35,7% акций национального авиаперевозчика Lufthansa. Важно, что с самого момента своего основания в январе 1953 года авиакомпания никогда не была полностью государственной. На момент основания большая часть акций находилась в собственности правительства ФРГ, земли Северный Рейн-Вестфалия, а также немецких железных дорог (Deutsche Bahn). Однако уже тогда в число владельцев компании входили 125 частных держателей акций. 

Интересы большого круга частных инвесторов к авиаперевозкам власти ФРГ начали удовлетворять с 1965 года. Именно тогда компания была выведена на биржу, первые акции были проданы в частные руки и доля государства в Lufthansa уменьшилась до 74,31%. В 1987, с выпуском новых акций, доля государства в компании уменьшилась до 65,38%, а в 1989 – до 51,62%. В 1994 году, на очередном этапе приватизации, доля государства сократилась до 35,7% акций, пока наконец через три года компания не была продана полностью. Однако, согласно директиве ЕС, большинства акций авиакомпании должно находиться в руках инвесторов из самой Германии или из стран ЕС. А сама Lufthansa обязана 4 раза в год публиковать отчет о структуре своих акционеров по государственной принадлежности. Также существуют ограничения на передачу акций, которая должна осуществляться только с согласия компании. Сейчас более 78% акций компании находятся на руках инвесторов из Германии.  
          Немецкие железные дороги управляются компанией Deutsche Bahn AG, которая была зарегистрирована в качестве акционерного общества еще в 1994 году. Правительство ФРГ заговорило о возможности приватизации Deutsche Bahn еще летом 2003 года, полученные от приватизации деньги (расчетно 15,5 млрд евро) планировалось использовать на финансирование программы сокращения налогов. Однако к концу 2005 этого так и не было сделано, по данным источников в компании, Deutsche Bahn может провести IPO в первой половине 2006 года. Правда, для этого необходимо, чтобы финансовые показатели деятельности компании заинтересовали инвесторов и способствовали спросу на акции. В рамках программы реструктуризации и повышения доходов компания планирует сократить персонал к 2007 году на 40 тыс человек – до 170 тыс сотрудников. 

Аналитики отмечают, что несмотря на тот факт, что немецкое государство по-прежнему сохраняет долю собственности в телекоммуникационной Deutsche Telekom, а также опосредованно - в Deutsche Post, Deutsche Bahn осталась единственной крупной компанией в ФРГ, которая на 100% принадлежит государству. 

К данному моменту неприватизированными в Германии остались практически только объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь, уже упомянутая Deutsche Bahn, а также скоростные автодороги (автобаны). Правда уже и эта возможность начала активно обсуждаться в правительственных кругах. Федеральная служба государственной статистики Германии оценивает примерную стоимость всей системы автобанов примерно в 55-57 млрд евро. Однако, по мнению независимых частных финансовых аналитиков, эта цифра не менее чем в два раза выше – 110-120 млрд евро.

 

Глава 3. Результаты приватизации в России

3.1. Этапы приватизации в России

Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации -- с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации -- с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

- массовое разгосударствление  российской экономики, перераспределение  и закрепление прав частной  собственности в российском обществе  при минимуме социальных конфликтов;

- формирование  слоя частных собственников, содействие  созданию социально ориентированной рыночной экономики;

- обеспечение  условий для повышения эффективности  функционирования российских предприятий;

- создание необходимых  законодательных и организационных  условий и механизмов для перехода  прав собственности от одних  лиц к другим;

- содействие  процессу стабилизации финансового  положения в Российской Федерации;

 

- создание конкурентной  среды и обеспечение условий  для демонополизации народного  хозяйства;

- расширение  инвестиционной базы российских  предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:

 а) избранный  вариант экономической реформы  требовал незамедлительного разгосударствления  и высоких темпов проведения  приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;

 б) Россия  не располагала квалифицированными  кадрами, имеющими соответствующий  уровень подготовки для быстрого  и качественного решения задач приватизации государственной собственности;

 в) в стране  практически полностью отсутствовали  необходимые финансовые ресурсы  для выполнения намеченных задач  по приватизации государственного  имущества, а также отсутствовал  платежеспособный спрос населения;

 г) в РФ  насчитывалось более 240 тыс. государственных  и муниципальных предприятий, что  требовало разработки типовых  стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки  провести их разгосударствление;

 д) иностранные  инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.

Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:

1) массовый характер  приватизации обеспечивался за  счет применения жестких стандартных  процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;

2) форсирование  приватизации по времени осуществлялось  посредством включения в ежегодные  госпрограммы приватизации, имевшие  силу закона, конкретных адресных  заданий по приватизации;

3) отсутствие  необходимых финансовых средств  должно было быть компенсировано  отчасти путем бесплатной раздачи  государственной собственности (в  буквальном смысле бесплатной  или за приватизационные чеки), а в остальном -- путем продажи  по минимальным ценам

 

Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

 Для законодательного  обеспечения процесса приватизации  в кратчайшие сроки была разработана  и утверждена правовая база, включающая  Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.

B качестве основного  инструмента приватизации на  ее первом этапе были использованы  приватизационные чеки, выданные  всем российским гражданам вне  зависимости от пола, возраста, места  жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:

1) использовать  свой чек при закрытой подписке  на акции своего предприятий (в  ходе такой подписки было принято  почти 26 млн. чеков); 2) участвовать в чековом аукционе; 3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков); 4) продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

 Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.

 Чековый этап  приватизации позволил добиться  существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.

 Предполагавшийся  при разработке модели чековой  приватизации вариант дальнейшего  развития ситуации по перераспределению  собственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее быстрый процесс перехода прав собственности в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного капитала.

 В условиях  высокой инфляции, характерных для  периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированным от других элементов экономической политики (от структурных реформ и макроэкономической стабилизации). Это стало дополнительным фактором отсутствия масштабного повышения эффективности реального сектора российской экономики в рассматриваемый период.

Информация о работе Приватизация в России