Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:36, курсовая работа
Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В данной работе изложены основные теоретические и практические аспекты приватизации. Также рассмотрены модели приватизации зарубежных стран. Я постаралась наиболее полно и четко изложить основные черты российской приватизации, проблемы, с которыми столкнулась Россия в реализации реформы собственности.
Введение 2
Глава 1. Приватизация как форма разгосударствления 3
1.1. Формы и способы разгосударствления 3
1.2. Особенности приватизации 6
1.3. Цели приватизации 7
Глава 2. Модели приватизации 11
2.1. Приватизация в Великобритании 11
2.2. Приватизация в Германии 15
Глава 3. Результаты приватизации в России 21
3.1. Этапы приватизации в России 21
3.2. Особенности третьего этапа приватизации в России 29
Заключение 31
Список литературы 34
В соответствии с этим законом было образовано Опекунское ведомство (Тройханд) для приватизации государственных предприятий. Основная задача, поставленная перед этим ведомством, заключалась в том, чтобы не допустить деиндустриализацию, сохранить промышленное ядро и обеспечить необходимые структурные сдвиги на территории новых земель.
К наиболее характерным особенностям данной приватизации относятся требования со стороны Опекунского ведомства к покупателям при заключении сделки. Покупатель должен был представить свою стратегию развития, включающую обязательство сохранения определенного числа рабочих мест и указание объема инвестиций в соответствующее производство.
Другой особенностью приватизации ФРГ можно считать осуществление санирования приватизированных предприятий с помощью государства, как это было в случае с концерном «Дойче телеком», или за счет государственных органов, в данном случае — Опекунского ведомства. Это дало возможность предприятиям восточных земель включиться в экономический процесс, имея вполне рентабельную и конкурентоспособную научно-производственную базу.
Основной упор в экономическом развитии восточных земель был сделан на создание новых промышленных предприятий, темпы прироста валовой продукции которых в 1997 г. составили 10,9%.
Благодаря ликвидации нерентабельных рабочих мест в период с 1991 по 1997 г. валовой доход на одного занятого в обрабатывающей промышленности возрос в 4 раза.
Резко увеличился в 1997 г. объем экспорта промышленной продукции. Темпы его прироста составили 6%. Особенно вырос экспорт информационной техники, компьютеров, автомобилей. К 1998 г. экспорт составил 15% общего оборота восточногерманской промышленности (33% — в западных землях). Географическая направленность экспорта восточных земель мало отличается от западных. Большая часть его — 49% приходится на государства ЕС, 26% — на остальные страны Европы.
Все это вместе взятое нашло свое отражение в росте ВВП Восточной Германии, темпы прироста которого в 1998 г. составили порядка 2,5%, т.е. достигли уровня ФРГ.
Отсюда следует, что высказанные на созванном канцлером Колем чрезвычайном совещании весной 1996 г. прогнозы министром — президентом земли Саксония Хеппером о том, что темпы экономического роста в восточных землях отстанут от западных лет на 20 не подтвердились.
В Западной Германии
процессы разгосударствления собственности
развивались традиционными для демократических
стран Европы путями и охватили сектор
телекоммуникаций, авиаперевозок, почтовую
сеть, и т.д. В последнее время правительство
Германии с помощью доходов от приватизации
пытается исправить ситуацию с государственными
финансами, которым мешает, в частности,
серьезный дефицит государственного бюджета.
Разгосударствлению имеют шанс подвергнуться
немецкие железные дороги и система скоростных
автодорог (автобанов).
Первым
этапом немецкой телекоммуникационной
реформы стал принятый летом 1989 закон,
который разделили традиционную Deutsche
Bundespost (DBP) на три независимые компании
– почтовую, телекоммуникационную и финансовую.
Все они были затем приватизированы. В
частности, DBP Telekom в 1996 году превратилась
в Deutsche Telekom AG, от продажи части ее акций
уже тогда правительство выручило 20 млрд
дойчмарок. К настоящему моменту государство
напрямую является держателем лишь 15%
акций DT, еще 22% находятся под контролем
государственной банковской группы KfW
(Kreditanstalt fuer Wiederaufbau). Приватизация действительно
превратила компанию в частную фирму,
в частности, за счет того, что значительное
число ее акций (в 2005 году – 63%) торгуется
на бирже.
Deutsche Post была
выведена на биржу в конце 2000
года, тогда в свободное обращение
поступили 32% акций. К концу 2005 году
в прямом владении
В 1997 году правительство ФРГ продало последние 35,7% акций национального авиаперевозчика Lufthansa. Важно, что с самого момента своего основания в январе 1953 года авиакомпания никогда не была полностью государственной. На момент основания большая часть акций находилась в собственности правительства ФРГ, земли Северный Рейн-Вестфалия, а также немецких железных дорог (Deutsche Bahn). Однако уже тогда в число владельцев компании входили 125 частных держателей акций.
Интересы большого
круга частных инвесторов к авиаперевозкам
власти ФРГ начали удовлетворять с 1965
года. Именно тогда компания была выведена
на биржу, первые акции были проданы в
частные руки и доля государства в Lufthansa
уменьшилась до 74,31%. В 1987, с выпуском новых
акций, доля государства в компании уменьшилась
до 65,38%, а в 1989 – до 51,62%. В 1994 году, на очередном
этапе приватизации, доля государства
сократилась до 35,7% акций, пока наконец
через три года компания не была продана
полностью. Однако, согласно директиве
ЕС, большинства акций авиакомпании должно
находиться в руках инвесторов из самой
Германии или из стран ЕС. А сама Lufthansa
обязана 4 раза в год публиковать отчет
о структуре своих акционеров по государственной
принадлежности. Также существуют ограничения
на передачу акций, которая должна осуществляться
только с согласия компании. Сейчас более
78% акций компании находятся на руках инвесторов
из Германии.
Немецкие
железные дороги управляются компанией
Deutsche Bahn AG, которая была зарегистрирована
в качестве акционерного общества еще
в 1994 году. Правительство ФРГ заговорило
о возможности приватизации Deutsche Bahn еще
летом 2003 года, полученные от приватизации
деньги (расчетно 15,5 млрд евро) планировалось
использовать на финансирование программы
сокращения налогов. Однако к концу 2005
этого так и не было сделано, по данным
источников в компании, Deutsche Bahn может провести
IPO в первой половине 2006 года. Правда, для
этого необходимо, чтобы финансовые показатели
деятельности компании заинтересовали
инвесторов и способствовали спросу на
акции. В рамках программы реструктуризации
и повышения доходов компания планирует
сократить персонал к 2007 году на 40 тыс
человек – до 170 тыс сотрудников.
Аналитики отмечают, что несмотря на тот факт, что немецкое государство по-прежнему сохраняет долю собственности в телекоммуникационной Deutsche Telekom, а также опосредованно - в Deutsche Post, Deutsche Bahn осталась единственной крупной компанией в ФРГ, которая на 100% принадлежит государству.
К данному моменту неприватизированными в Германии остались практически только объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь, уже упомянутая Deutsche Bahn, а также скоростные автодороги (автобаны). Правда уже и эта возможность начала активно обсуждаться в правительственных кругах. Федеральная служба государственной статистики Германии оценивает примерную стоимость всей системы автобанов примерно в 55-57 млрд евро. Однако, по мнению независимых частных финансовых аналитиков, эта цифра не менее чем в два раза выше – 110-120 млрд евро.
Глава 3. Результаты приватизации в России
3.1. Этапы приватизации в России
Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации -- с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации -- с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:
- массовое разгосударствление
российской экономики, перераспределение
и закрепление прав частной
собственности в российском
- формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
- обеспечение
условий для повышения
- создание необходимых
законодательных и
- содействие
процессу стабилизации
- создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
- расширение
инвестиционной базы
Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:
а) избранный
вариант экономической реформы
требовал незамедлительного
б) Россия
не располагала
в) в стране
практически полностью
г) в РФ
насчитывалось более 240 тыс. государственных
и муниципальных предприятий, что
требовало разработки типовых
стандартных процедур
д) иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.
Перечисленные условия определили следующие характерные черты российской модели приватизации:
1) массовый характер
приватизации обеспечивался за
счет применения жестких
2) форсирование
приватизации по времени
3) отсутствие
необходимых финансовых
Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.
Для законодательного
обеспечения процесса
B качестве основного
инструмента приватизации на
ее первом этапе были
1) использовать
свой чек при закрытой
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
Чековый этап
приватизации позволил
Предполагавшийся
при разработке модели чековой
приватизации вариант
В условиях
высокой инфляции, характерных для
периода проведения чековой