Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В данной работе изложены основные теоретические и практические аспекты приватизации. Также рассмотрены модели приватизации зарубежных стран. Я постаралась наиболее полно и четко изложить основные черты российской приватизации, проблемы, с которыми столкнулась Россия в реализации реформы собственности.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Приватизация как форма разгосударствления 3
1.1. Формы и способы разгосударствления 3
1.2. Особенности приватизации 6
1.3. Цели приватизации 7
Глава 2. Модели приватизации 11
2.1. Приватизация в Великобритании 11
2.2. Приватизация в Германии 15
Глава 3. Результаты приватизации в России 21
3.1. Этапы приватизации в России 21
3.2. Особенности третьего этапа приватизации в России 29
Заключение 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2010 году впервые приватизационная программа принята на трехлетний срок /2011-2013 гг./. Это связано с тем, что в течение одного года технически невозможно выполнить все приватизационные мероприятия, и в итоге из намеченного плана приватизировалось лишь треть предприятий.  
6 октября 2010 года глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила, что на рынке будут продаваться миноритарные пакеты акций крупных госкомпаний, контрольные пакеты государство оставит у себя. 

В июле 2010 года Министерство экономического развития и Министерство финансов РФ согласовали список крупнейших госкомпаний и банков для приватизации в 2011-2013 годах на общую сумму 1 трлн руб. В предварительный список вошли 10 госкомпаний. Речь шла о возможной приватизации пакетов акций таких компаний как "Транснефть", "Роснефть", ФСК, "РусГидро", Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, РЖД, "Совкомфлот" и АИЖК. Минэкономразвтия не согласился с предложениями Минфина приватизировать в 2011-2013 годах части гос. доли РЖД, "Роснефти" и АИЖК. Продажу этих активов было предложено перенести на 2014-2015 года. Также сообщалось и об исключении из предварительного списка "Транснефти". 

В сентябре 2010 года министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что власти планируют несколько расширить план приватизации госкомпаний, добавив в него новые компании и увеличив сроки. Он отметил, что план будет продлен на 2 года /до 2015/, в течение которых предполагается выручить от приватизации госкомпаний 50 млрд долларов. 

18 октября на  совещании у первого вице-премьера  Игоря Шувалова список компаний, которые войдут в программу приватизации, был дополнен Минфином. В него вошли "Зарубежнефть", "Аэрофлот" и Шереметьево. Крупнейший телекоммуникационный холдинг страны "Связьинвест", находящийся в стадии реорганизации, может быть приватизирован через три года. В последней версии перечня согласованного Минфином и Минэкономразвития - 13 компаний.

 

Заключение

В конце 70-х –начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления пост социалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.

В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время поводятся реформы, и странами Западной  Европы.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, -инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

- формирование  слоя мелких и средних собственников;

- сокращение  доли имущества, находящегося в  государственной и муниципальной собственности;

- перераспределение  экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ, малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов, малых и средних предприятий.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. Амосова. Экономическая теория. – СПБ.; Питер, 2006
    2. Д. Стигну. Экономика государственного сектора, М. 1997
    3. В. И Каспин, И. А. Острина. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992
    4. В. М. Кудров. Мировая экономика. – М.: Юстицинформ, 2009
    5. Приватизация. Сборник Законодательства Российской Федерации и нормативных актов Правительства Москвы. «Союз юристов». М. 1992
    6. В. С. Лисин. Преобразования отношений собственности в стратегии Российских экономических реформ. – М. Высшая школа. 1998
    7. Экономика./Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ»,1999
    8. Жилищная реформа в Российской Федерации: сборник нормативных документов и комментарии. – М, 2006
    9. Приватизация в России./Под ред. О. Хохлова. – Типография «Поволжье», Нижний Новгород, 2005
    10. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. – М. Юстицинформ, 2005
    11. www.gks.ru
    12. www.eeg.ru
    13. htt://ru.wikipedia.org
    14. htt://ru.pravo
    15. www.rbc.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

Таблица 1. ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ  
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА 
И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  
(млн. рублей; до 2000 г. – млрд. руб.)

 

1993

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

20081)

Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества2) - всего

450

3815

41609

88673

90143

87462

93607

109077

74122

в том числе  
находившегося в собст-венности3):

                 

федеральной

163

1994

37927

72543

67919

34875

19212

17753

6687

субъектов  
Российской  
Федерации

67

354

2199

10295

13798

36597

41184

38003

23457

муниципальной

220

1467

1483

5835

8426

15990

33211

53321

43978

Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего

355

3570

41216

89007

88832

87268

90752

109402

73943

из них:

                 

в федеральный бюджет

71

1140

31324

70800

65569

34178

18802

18058

6648

в бюджеты  
субъектов  
Российской  
Федерации

96

524

5274

7984

12401

34846

36236

37701

23736

в муниципальные бюджеты

130

961

1408

5373

7729

14946

32187

51680

43174


В 1992-2008 гг. от приватизации получено 689,1 млрд. руб.  
(в масштабе цен, действующем с 1 января 1998 г.).

  1. По кругу отчитавшихся организаций.
  2. Включая средства, поступившие от приватизации государственного и муниципального имущества, осуществленной в предыдущие годы.
  3. По состоянию на дату приватизации.

 

 

 

Таблица 2. СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО  
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ  
И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1993-1997 гг.

 

1993

1994

1995

1996

1997

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего

42924

21905

10152

4997

2743

в том числе по формам  
собственности1):

         

федеральная

7063

5685

1875

928

374

субъектов Российской  
Федерации

9521

5112

1317

715

548

муниципальная

26340

11108

6960

3354

1821

Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:

100

100

100

100

100

акционирование

31,1

44,8

27,7

22,5

18,1

продажа на аукционах

6,3

4,4

4,2

3,9

5,5

коммерческий конкурс

30,4

24,0

15,9

8,9

9,6

инвестиционный конкурс

1,3

1,2

1,1

0,7

0,5

выкуп арендованного  
имущества

29,5

20,8

29,8

32,1

14,6

продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов

0,4

1,5

4,2

5,7

9,1

продажа недвижимости

-

-

15,4

22,9

38,5

продажа земли

-

-

0,6

1,5

2,6

прочие

1,0

3,3

1,1

1,8

1,5

Информация о работе Приватизация в России