Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:36, курсовая работа
Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В данной работе изложены основные теоретические и практические аспекты приватизации. Также рассмотрены модели приватизации зарубежных стран. Я постаралась наиболее полно и четко изложить основные черты российской приватизации, проблемы, с которыми столкнулась Россия в реализации реформы собственности.
Введение 2
Глава 1. Приватизация как форма разгосударствления 3
1.1. Формы и способы разгосударствления 3
1.2. Особенности приватизации 6
1.3. Цели приватизации 7
Глава 2. Модели приватизации 11
2.1. Приватизация в Великобритании 11
2.2. Приватизация в Германии 15
Глава 3. Результаты приватизации в России 21
3.1. Этапы приватизации в России 21
3.2. Особенности третьего этапа приватизации в России 29
Заключение 31
Список литературы 34
В 2010 году впервые
приватизационная программа принята на
трехлетний срок /2011-2013 гг./. Это связано
с тем, что в течение одного года технически
невозможно выполнить все приватизационные
мероприятия, и в итоге из намеченного
плана приватизировалось лишь треть предприятий.
6 октября 2010 года глава Минэкономразвития
Эльвира Набиуллина сообщила, что на рынке
будут продаваться миноритарные пакеты
акций крупных госкомпаний, контрольные
пакеты государство оставит у себя.
В июле 2010 года Министерство экономического развития и Министерство финансов РФ согласовали список крупнейших госкомпаний и банков для приватизации в 2011-2013 годах на общую сумму 1 трлн руб. В предварительный список вошли 10 госкомпаний. Речь шла о возможной приватизации пакетов акций таких компаний как "Транснефть", "Роснефть", ФСК, "РусГидро", Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, РЖД, "Совкомфлот" и АИЖК. Минэкономразвтия не согласился с предложениями Минфина приватизировать в 2011-2013 годах части гос. доли РЖД, "Роснефти" и АИЖК. Продажу этих активов было предложено перенести на 2014-2015 года. Также сообщалось и об исключении из предварительного списка "Транснефти".
В сентябре 2010 года министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что власти планируют несколько расширить план приватизации госкомпаний, добавив в него новые компании и увеличив сроки. Он отметил, что план будет продлен на 2 года /до 2015/, в течение которых предполагается выручить от приватизации госкомпаний 50 млрд долларов.
18 октября на
совещании у первого вице-
Заключение
В конце 70-х –начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления пост социалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.
В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время поводятся реформы, и странами Западной Европы.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, -инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:
- формирование
слоя мелких и средних
- сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- перераспределение экономических основ власти.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ, малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов, малых и средних предприятий.
Список используемой литературы
Приложения
Таблица 1. ПОСТУПЛЕНИЕ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
(млн. рублей; до 2000 г. – млрд. руб.)
1993 |
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
20081) | |
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества2) - всего |
450 |
3815 |
41609 |
88673 |
90143 |
87462 |
93607 |
109077 |
74122 |
в том числе |
|||||||||
федеральной |
163 |
1994 |
37927 |
72543 |
67919 |
34875 |
19212 |
17753 |
6687 |
субъектов |
67 |
354 |
2199 |
10295 |
13798 |
36597 |
41184 |
38003 |
23457 |
муниципальной |
220 |
1467 |
1483 |
5835 |
8426 |
15990 |
33211 |
53321 |
43978 |
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего |
355 |
3570 |
41216 |
89007 |
88832 |
87268 |
90752 |
109402 |
73943 |
из них: |
|||||||||
в федеральный бюджет |
71 |
1140 |
31324 |
70800 |
65569 |
34178 |
18802 |
18058 |
6648 |
в бюджеты |
96 |
524 |
5274 |
7984 |
12401 |
34846 |
36236 |
37701 |
23736 |
в муниципальные бюджеты |
130 |
961 |
1408 |
5373 |
7729 |
14946 |
32187 |
51680 |
43174 |
В 1992-2008 гг. от приватизации получено
689,1 млрд. руб.
(в масштабе цен, действующем с 1 января
1998 г.).
Таблица 2. СТРУКТУРА ПРИВАТИЗИРОВАННОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ
И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 1993-1997 гг.
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего |
42924 |
21905 |
10152 |
4997 |
2743 |
в том числе по формам |
|||||
федеральная |
7063 |
5685 |
1875 |
928 |
374 |
субъектов Российской |
9521 |
5112 |
1317 |
715 |
548 |
муниципальная |
26340 |
11108 |
6960 |
3354 |
1821 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
акционирование |
31,1 |
44,8 |
27,7 |
22,5 |
18,1 |
продажа на аукционах |
6,3 |
4,4 |
4,2 |
3,9 |
5,5 |
коммерческий конкурс |
30,4 |
24,0 |
15,9 |
8,9 |
9,6 |
инвестиционный конкурс |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
0,7 |
0,5 |
выкуп арендованного |
29,5 |
20,8 |
29,8 |
32,1 |
14,6 |
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов |
0,4 |
1,5 |
4,2 |
5,7 |
9,1 |
продажа недвижимости |
- |
- |
15,4 |
22,9 |
38,5 |
продажа земли |
- |
- |
0,6 |
1,5 |
2,6 |
прочие |
1,0 |
3,3 |
1,1 |
1,8 |
1,5 |