Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Важнейшими направлениями  формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и  развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной  экономике, потребовалось преобразование государственной собственности  на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие  в России, выявить задачи и особенности  российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Экономическая реформа в  России проводится в каждой сфере  как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной  экономической реформы, проходила  быстро, последовательно и стала  самым ощутимым проявлением изменений  в экономике. Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной  экономической науке.

В теории приватизации и  обобщении ее практики сохраняется  множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания  приватизационного процесса. Следует  иметь в виду, что до сих пор  по-разному трактуется даже само понятие  «приватизация», его соотношение  с категориями «частная собственность», «разгосударствление».

Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов. Анализ организации приватизационного  процесса в российской экономике  показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:

  1. единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
  2. игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
  3. преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
  4. административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение  в процессе приватизации породило появление  проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них - порядок использования  и финансирования объектов социально-культурного  значения, условия закрепления и  продажи пользователям земельных  участков и недвижимости. Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается  в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам. Выработка  общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом  для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и  методах оценки имущества. Процесс  приватизации нуждается в поддержке  на двух уровнях: всего общества и  трудового коллектива конкретного  предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация»).

Рассмотрение проблем, связанных  с механизмом и итогами чековых  аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов  по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный  порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых  аукционах, является базой для курса  денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных  предприятий в целом достаточно надежны, однако, в настоящее время  все же низкодоходны и малоликвидны.

Завершение начального этапа  приватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в  прогнозе постприватизационного развития предприятий.

 

 

Глава 1. Теория приватизации

1.1.Сущность приватизации

Приватизация является одним  из важнейших преобразований при  переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое  содержание приватизации как системы  отношений по изменению формы  собственности на средства производства с государственной на частную (в  том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и  разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением  собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной  собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения  приватизации. В западных странах  можно встретить множество определений, такие как:

  • переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
  • полная продажа государственных предприятий частным лицам;
  • продажа части активов;
  • передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две  основные модели приватизации:

  • платная;
  • бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной  монополии каждый гражданин являлся  совладельцем собственности, то его  надо превратить из формального в  реального собственника наделив  его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному  труду, к экономии затрат и более  рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана  с наделением всех граждан приватизационными  чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В  этом случае государственная собственность  подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа  на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие  акционируется, а затем его акции  продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета. Один из серьезных  вопросов касающийся приватизации это  сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части  ведущих экономистов, что находящуюся  в государственной собственности  экономику вряд ли возможно приватизировать  за 2-3 года. Реальное её осуществление  должно быть медленным по трем основным причинам:

  • сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
  • требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
  • монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно  в сжатые сроки создать новый  класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная»  приватизация жилого фонда, мелких и  средних (особенно торговых) предприятий. Но, ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение  приводит к ожидаемому эффекту. Приватизация с одной стороны, должна стать  элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера. Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

  • экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
  • фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
  • социальная (обеспечение социального мира).
  • перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Чтобы добиться наибольшего  результата надо отдать предприятие  в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях  наилучших конечных результатов. На основе опыта приватизации в странах  с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

  • приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
  • приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
  • изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
  • обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
  • приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
  • каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

 

1.2.Формы и методы приватизации

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий  или сфер деятельности из государственных  в частные называется приватизацией  даже в том случае, если пакеты акций  данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда  государство перестает быть основным собственником, а покупателями или  владельцами долей выступают  частные лица или предприятия  с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства  в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия  в частноправовую форму. Это может  происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в  отношениях собственности, ни в капиталовооруженности  предприятия, ни в доступе к техническим  знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач  государство использует инструменты  частного права. Здесь также можно  говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких  существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О  реальной приватизации говорят в  том случае, когда государственное  предприятие продается частным  стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и  имеет четыре основные формы:

  • продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
  • при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
  • при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
  • в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно  охватить широкий круг потенциальных  инвесторов. При выборе инвестора  цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь  место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого  метода является продажа предприятия  по наивысшей цене. При этом не учитываются  особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению  переговоров непосредственно с  отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение  реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

Информация о работе Приватизация