Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

Management-Buy-In: об этой форме  приватизации говорят тогда, когда  предприятие приобретается руководством  стороннего предприятия. В этом  случае новые собственники проводят  полную или частичную смену  прежнего руководства.

Приватизация  сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий  в социальной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этапы, последствия и перспективы приватизации в России

2.1 Чековый этап

Чековый этап. Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом:

  1. этап чековой приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.;

  1. этап денежной приватизации — с 1 июля 1994 г. по настоящее время.

Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

  • массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
  • формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
  • создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
  • содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
  • расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало реализации чековой  модели приватизации осуществлялось в  следующих условиях:

  • избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;
  • Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;
  • в стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения;
  • в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;
  • иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.

Перечисленные условия определили следующие характерные черты  российской модели приватизации:

  • массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;
  • форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;
  • отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном — путем продажи по минимальным ценам

Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам  характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области  приватизации, а именно: служить  инструментом создания не только новой  структуры собственности, но и формирования класса частных собственников. Для  законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие сроки  была разработана и утверждена правовая база, включающая:

  • Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»;
  • государственные программы приватизации;
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России.

Формы, конкретные пути и  варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации  на 1992 г. Программа предусматривала  четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование. B качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:

  • использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);
  • участвовать в чековом аукционе;
  • купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);
  • продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

Сорок миллионов граждан  России стали акционерами созданных  в ходе приватизации акционерных  обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались  акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически  все население России.

Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть  объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных  предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий. Предполагавшийся при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению собственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее  быстрый процесс перехода прав собственности  в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в  интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного  капитала. В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированным  от других элементов экономической  политики (от структурных реформ и  макроэкономической стабилизации). Это  стало дополнительным фактором отсутствия масштабного повышения эффективности  реального сектора российской экономики  в рассматриваемый период.

На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику  иностранных инвестиций, что провозглашалось  в качестве одной из основных целей  этого этапа. В частности, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл. Такой малый объем  участия помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный  инвестиционный климат, высокий уровень  налогов), объясняется просчетами в  самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести:

  • трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии;
  • законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждавшая большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации.

Концепция проведения приватизации государственной собственности  в Российской Федерации предусматривала  два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные  рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой  приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации —  с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными  целями первого (чекового) этапа приватизации были:

  • массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
  • формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
  • создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
  • содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
  • расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих  условиях:

  • избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;
  • Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;
  • в стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения;
  • в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;
  • иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.

Перечисленные условия определили следующие характерные черты  российской модели приватизации:

  • массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;
  • форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;
  • отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном — путем продажи по минимальным ценам.

Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам  характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области  приватизации, а именно: служить  инструментом создания не только новой  структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.

Для законодательного обеспечения  процесса приватизации в кратчайшие сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  Российской Федерации», государственные  программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления  Правительства Российской Федерации  и распоряжения Госкомимущества  России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной  программой приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации на 1992 г. Программа  предусматривала четыре способа  приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.

B качестве основного инструмента  приватизации на ее первом  этапе были использованы приватизационные  чеки, выданные всем российским  гражданам вне зависимости от  пола, возраста, места жительства  и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:

  • использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);
  • участвовать в чековом аукционе;
  • купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);
  • продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

Информация о работе Приватизация