Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

Сорок миллионов граждан  России стали акционерами созданных  в ходе приватизации акционерных  обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались  акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически  все население России.

Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть  объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных  предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.

Предполагавшийся при  разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению собственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее  быстрый процесс перехода прав собственности  в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в  интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного капитала.

Поскольку в ходе первого  этапа приватизации не были решены задачи передачи предприятий в руки эффективных собственников, чековая  приватизация не обеспечила заметного  повышения эффективности производства.

В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изолированным  от других элементов экономической  политики (от структурных реформ и  макроэкономической стабилизации). Это  стало дополнительным фактором отсутствия масштабного повышения эффективности  реального сектора российской экономики  в рассматриваемый период.

На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику  иностранных инвестиций, что провозглашалось  в качестве одной из основных целей  этого этапа. В частности, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл.

Такой малый объем участия  помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный  инвестиционный климат, высокий уровень  налогов), объясняется просчетами в  самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности  с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел  на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора  в ходе приватизации, вынуждавшая  большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло их прямое участие  в процессе приватизации.

2.2 Денежный этап

Денежный  этап. Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников. Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

  • сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;
  • обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;
  • способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.

Особенностью денежного  этапа является его направленность на осуществление перехода от системы  бесплатной раздачи собственности  к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах  привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и  инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее 15—25% уставного капитала предприятия. К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных  предприятий, земельные участки  приватизированных предприятий  и недвижимость.

Первоначально на новом этапе  предполагалось использовать следующие  методы приватизации:

  • безвозмездную передачу акций работникам;
  • продажу акций работникам по закрытой подписке;
  • продажу акций по инвестиционному конкурсу;
  • продажу акций по коммерческому конкурсу;
  • продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;
  • продажу акций на специализированном аукционе;
  • продажу предприятий на аукционах;
  • продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников;
  • продажу предприятий по инвестиционному конкурсу;
  • выкуп арендованного имущества;
  • продажу предприятий товариществам по особым льготам;
  • продажу имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
  • продажу объектов незавершенного строительства (особые процедуры);
  • продажу предприятий-должников (особые процедуры).

В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ, общее число приватизированных  предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных  предприятий в начале приватизации.

К основным результатам денежной приватизации следует отнести:

  • выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот;
  • формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте: в 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия.

Процесс приватизации способствовал  и погашению задолженности предприятий  по платежам в бюджет за счет инвестиций, вносимых победителями конкурсов: в 1997 г. эти средства составили 578 млрд. руб. Следует отметить основные факторы, без наличия которых приватизация в 1997 г. не принесла бы бюджетного эффекта:

  • снижение политических рисков в связи с отсутствием каких-либо выборов (что вызвало повышение активности фондового рынка и увеличение числа продаж);
  • низкая доходность по государственным ценным бумагам, которая способствовала инвестированию в реальный сектор экономики (по некоторым оценкам, кризисное состояние финансовых рынков отвлекает на операции с государственными ценными бумагами 80—90% средств);
  • совершенствование нормативной базы приватизации.

Денежная приватизация имела  положительное значение с точки  зрения привлечения иностранных  инвесторов. Сам факт перехода к  денежной приватизации является новым  стимулом для многих из них в силу появления привычных средств  платежа. В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего, это обострение противоречий между  покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что  значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым  условиям хозяйствования (более жесткие  бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к  государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в  его приоритетах подчиненное  место, а на передний план, как и  раньше, выдвигается задача наращивания  объемов производства. А новые  собственники не обладают такими финансовыми  возможностями, чтобы удовлетворить  инвестиционные запросы приватизированных  предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств  директоратом предприятия, прокручивания  денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного  потребления, и т.п. По данным ВЦИОМ, 74% новых инвесторов отказываются финансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент.

Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как  на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме.. При этом:

  • не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
  • структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий;
  • привлеченных в процессе приватизации инвестиций сказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
  • в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий отечественном и мировом рынках.

Последствия денежного этапа. Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет  дело более рационально и резко  повысит эффективность производства. Назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости  основных производственных фондов, что  занижало оценку предприятий на несколько  порядков. При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось  выгодным приобретать имущество  не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило. Становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций.

В итоге после десяти лет реформ большинство населения  стало жить хуже. Наиболее обобщенным показателем, характеризующим уровень  жизни людей, является Индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ), вычисляемый  с 1990 г. экспертами ООН в рамках специальной Программы развития ООН. Этот индекс составляется на основе трех факторов: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительности жизни. После распада СССР во всех постсоветских странах наблюдалось резкое падение ИРЧП. В 1990 г. СССР в целом занимал 33-е место в мире по ИРЧП. В 1993 г. Россия находилась уже на 57-м месте, в 1997 г.- на 67-м, в 1999г.- на 71-м.

Помимо показателя ИРПЧ есть другой показатель, так называемый «децильный» коэффициент, который  показывает соотношение доходов  в 10% самого богатого и самого бедного  слоев населения страны. По официальным  данным, в СССР в 1990г. от составлял 4,4, т.е. доходы богатого слоя превышали  доходы бедных в 4,4 раза. По данным «Доклада о развитии мира в 2000-2001гг.», подготовленного  экспертами Всемирного банка, этот показатель в России за 1998г. составил 22,7. В нашей  стране за годы реформ проводилась  наиболее социально жесткая политика. В результате произошел самый  большой рост социального неравенства  по сравнению со странами не только СНГ, но и Центральной и Восточной  Европы. Приватизация в естественном смысле этого слова - то есть нормальная продажа государством своего имущества  в частные руки - была в сложившихся  условиях невозможна по трем основным причинам.

  • во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики требовалась незамедлительно.
  • во-вторых, такая приватизация - дело «штучное», для которого понадобилась бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.
  • в-третьих - и это препятствие неодолимее всех остальных - в стране попросту не было достаточного количества денежных средств.

Перспективы приватизации. Приватизация в России резко расширяет  сферу действия отношений предпринимательства. Структура современного предпринимательства  характеризуется многообразием  критериев ее формирования. Можно  выделить экономическую структуру  бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий). Социальная структура бизнеса раскрывает стратификацию субъектов, вовлеченных в отношения предпринимательства, и их взаимодействие на индивидуальном и групповом уровнях. Не менее важным, особенно для уровня национальной экономики в целом, является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура отражает степень дифференциации и специализации отраслей народного хозяйства и специфику экономических взаимосвязей между ними. Речь идет о территориально-пространственном размещении производства и совокупности экономических взаимосвязей между территориальными хозяйственными системами. Организационная структура экономики выражается в определенной совокупности первичной и производных от них хозяйственных систем с определенным типом субординации и координации образующих эти системы вещественных и личных элементов. Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается. Структурам предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая общим ходом экономических реформ. Наиболее эластичны в целом во все периоды организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями. В настоящее время значительна эластичность социально-экономической структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и региональные структуры предпринимательства. Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами:

Информация о работе Приватизация