- во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор);
- во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).
Новый этап приватизации характеризуется
необходимостью решения следующих
стратегических задач: привлечение
инвестиций в промышленность и сельское
хозяйство, создание рынка недвижимости
и земли, создание цивилизованного
рынка ценных бумаг. На очередном
этапе приватизации акцент переносится
на усиление инвестиционного содержания
этого процесса. В рамках действующих
способов приватизации целесообразно
сначала провести реорганизацию
большинства оставшихся государственных
предприятий в акционерные общества,
а затем организовать серию инвестиционных
торгов. Обязательным условием этих торгов
должно стать целевое финансирование
технического перевооружения производства,
в том числе конверсии. В настоящее
время уже сложились условия
для перехода к оригинальным моделям
приватизационного процесса в регионах.
Программы приватизации, принимаемые
государственными органами различных
уровней, могли бы быть более привлекательными
и простыми, если бы в них использовалось
большее количество методов приватизации.
К сожалению, чаще проводится линия
на сужение сферы приватизации и
ограничение ее форм. Многие акционерные
общества, включающие в свой состав
ряд филиалов, будут реорганизованы
путем разделения на несколько самостоятельных
акционерных обществ. Весьма сложной
в теоретическом и практическом
плане проблемой является приватизация
объектов недвижимости, особенно крупных,
и земельных участков в городах.
Непродуманный механизм их приватизации
приводит к объяснимому торможению
данного процесса в регионах. Реформирование
механизма приватизации в России
будет осуществляться по следующим
направлениям. Ведущим способом приватизации
должна стать продажа предприятий
(имущества, пакетов акций) по инвестиционному
конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным
моделям приватизации в регионах.
Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой
подход к приватизации приведет к
индивидуализации условий реорганизации
оставшихся государственных крупнейших
научно-производственных комплексов.
Большую роль должны играть ранее слабо
используемые способы приватизации малых
и средних предприятий (банкротство, инвестиционные
контракты).
Глава 3. Приватизационные
процессы в современной России
3.1. Современная
приватизация в России
Заключение
В конце
70-х - начале 80-х годов приватизация
превратилась в общемировое явление.
Более 80 стран мира приняли
программы сокращения государственного
сектора. Приватизация стала важнейшим
элементом процесса экономического
обновления постсоциалистического
мира, развития частной собственности
и на ее основе рыночного
хозяйства. Смена социально-экономической
модели потребовала прежде всего
глубокой перестройки отношений
собственности.
В рамках приватизации государственных
предприятий тесно переплетаются
политические, экономические и социальные
мотивы, и процесс приватизации должен
рассматриваться только как составная
часть комплексного подхода к
реформированию экономики. Процессы реформ,
которые в последние годы с
различной скоростью протекают
в указанных странах, охватывают
такие сферы, как либерализация
цен, реформа банковской системы, рынок
капиталов и торговая политика. Реформы
сопровождаются масштабным изменением
правовых условий. По этой причине в
ходе дискуссий на тему приватизации
необходимо всегда учитывать количественные
и качественные различия между странами,
где в настоящее время проводятся
реформы, и странами Западной Европы.
Кроме того, в конце 80-х годов
страны Центральной и Восточной
Европы находились на различных этапах
экономического и политического
развития, что существенно повлияло
на условия перехода в каждой из
этих странах.
Сравнительный анализ основных
черт приватизационного процесса в
Восточной Европе и в России показывает
наличие общих тенденций: 1) использование
в качестве инструмента перехода
к рынку коммерциализации и акционирования
государственных предприятий; 2) введение
чековой (или купонной) системы; 3)низкая
доходность приватизации; 4) аукционная
продажа малых объектов.
Приватизация в развитых
странах имеет ряд существенных
отличий: многообразие форм приватизации,
индивидуализация и низкие темпы
приватизационного процесса, использование
в качестве постоянного элемента
государственного регулирования экономики.
В перспективе именно эти характеристики
будут свойственны российской приватизации.
Приватизация представляет
особую систему экономических отношений,
возникающих в связи с изменением
формы собственности на средства
производства: с «государственной»
на «частную». Она включает взаимосвязь
приоритетов, отражающую сочетание
интересов органов государственной
власти, трудовых коллективов предприятий,
населения в целом в процессе
глубинных изменений. Диалектика приватизации
и разгосударствления заключается
в том, что приватизация является
разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития
приватизационного процесса носят
как макроэкономический, так и
микроэкономический характер. Необходимость
постоянного внерыночного согласования
производственной деятельности государственных
предприятий в условиях административно-командной
экономики обусловила их высокие
планово-координационные издержки.
Между тем механизм рынка осуществляет
такое согласование с гораздо
меньшими издержками. Следовательно, приватизация
обусловлена не только переходом
страны в целом от «административно-командной»
системы к «социальному рыночному
хозяйству», но и позитивным стремлением
предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет
две функции. С одной стороны,
она должна стать элементом экономической
реформы, ядром радикальных преобразований,
а с другой, - инструментом государственного
регулирования долговременного
характера. Непосредственными целями
приватизации являются:
формирование слоя мелких
и средних собственников;
сокращение доли имущества,
находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
перераспределение экономических
основ власти.
Достижение социальной справедливости,
повышение экономической эффективности
производства, рост доходов государственного
бюджета не выступают собственными
целями приватизации. Она может способствовать
развитию данных процессов только в
долгосрочном периоде.
Основными критериями выбора
способа приватизации являются отраслевая
принадлежность и размер предприятия,
учет принципов социальной справедливости
и приоритета трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля предприятия
и его производственного потенциала, рентабельность
предприятия, привлечение инвестиций.
Названные критерии обусловили следующие
основные способы приватизации -акционирование
(с закрытой подпиской или продажей акций);
продажа предприятий и имущества по коммерческому
или инвестиционному конкурсу (на аукционе);
выкуп арендованного имущества; банкротство.
Особенностями начального этапа
приватизации в России (1991-1994 гг.) являются:
приоритет политических целей процесса,
введение системы приватизационных
чеков; сверхвысокие темпы приватизации;
преимущественно формальный характер
приватизации при акционировании крупных
предприятий; аукционная продажа малых
объектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую
практику приватизации с восточноевропейской.
Использование приватизации как
постоянного инструмента государственного
регулирования экономики на последующих
этапах будет иметь общие характеристики
с процессом приватизации в развитых
странах Запада (многообразие форм
приватизации, ее инвестиционная направленность,
индивидуализация и низкие темпы
приватизационного процесса).
Эмиссия и обращение приватизационных
чеков стали эффективным инструментом
быстрого перераспределения государственного
имущества среди негосударственных
инвесторов. Вторичный же рынок акций
приватизированных предприятий
развивается медленно из-за отсутствия
спроса на акции большинства акционерных
обществ (и, соответственно, их низкой
ликвидности), малой доходности акций
и неразвитости инфраструктуры фондового
рынка.
Успешное проведение приватизации
и особенно пост приватизационное развитие
предприятий зависит от создания
и функционирования управленческих
как государственных, так и не
государственных структур (холдингов,
финансово-промышленных групп). Именно
они призваны обеспечить эффективное
распоряжение государственной долей
в уставном капитале акционерных
обществ.
Прогноз процесса приватизации
в России показывает следующие перспективы:
ведущим способом приватизации станет
продажа предприятий (имущества, пакетов
акций) на инвестиционных конкурсах; сложились
условия для перехода к оригинальным
моделям приватизации в регионах;
индивидуализация условий приватизации
оставшихся государственных крупнейших
научно-производственых комплексов,
малых и средних предприятий.
Список литературы
- Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. Экономика. М.: Проспект, 1998.-206с.
- Борисов Е. Ф. Экономическая теория, - М.: Экономист, 1997. – 357с.
- Веселовский С.Я. Приватизация как глобальный процесс переоценки роли и места государства в экономике, - М.: Экзамен, - 2001.-136с.
- Герасименко. В.В. Теория переходной экономики. - М.: ТЕИС, 1997. - 431с.
- Еремин А.Е. Теория и практика собственности в современной экономике, - М.: Экономист, 1994. – 104с.
- Зайцев Н.Л. Экономика организаций: Учебник. – М.: Экзамен, 2006. – 607с.
- Киселёва Е.А. Макроэкономика: курс лекций. – М.: Экзамен, 2006. – 352с.
- Нестеров В.И. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 608 с.
- Осипова Г.В. Социологический энциклопедический словарь. - М.: «Инфра. М-Норма» 1998.-203с.
- Подберезкин А., Стреляев С., Хохлов О., Ястребов Я. Секреты российской приватизации. – М.: Ступени, 2004. - 248с.
- Попов А.И. Экономическая теория: Учебник. – СПб.: Эксмо, 2001. – 202с.
- Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. - СПб.: Эксмо, 1999.-295с.
- Райзберг Б. А. Рыночная экономика. - М.: Экономист, 1995. – 427с.
- Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. - М.: Финансы и статистика ,1998.-274с.
- Солдатова И.Ю., Дикинов А.Х. Приоритеты государственной политики приватизации на современном этапе реформ. - М.: Ступени – 2002.–384с.