Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)
  • во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор);
  • во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).

Новый этап приватизации характеризуется  необходимостью решения следующих  стратегических задач: привлечение  инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного  рынка ценных бумаг. На очередном  этапе приватизации акцент переносится  на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих  способов приватизации целесообразно  сначала провести реорганизацию  большинства оставшихся государственных  предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее  время уже сложились условия  для перехода к оригинальным моделям  приватизационного процесса в регионах. Программы приватизации, принимаемые  государственными органами различных  уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия  на сужение сферы приватизации и  ограничение ее форм. Многие акционерные  общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных  акционерных обществ. Весьма сложной  в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах. Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим  направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному  конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к  индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Приватизационные процессы в современной России

3.1. Современная  приватизация в России

 

Заключение

       В конце  70-х - начале 80-х годов приватизация  превратилась в общемировое явление.  Более 80 стран мира приняли  программы сокращения государственного  сектора. Приватизация стала важнейшим  элементом процесса экономического  обновления постсоциалистического  мира, развития частной собственности  и на ее основе рыночного  хозяйства. Смена социально-экономической  модели потребовала прежде всего  глубокой перестройки отношений  собственности.

В рамках приватизации государственных  предприятий тесно переплетаются  политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная  часть комплексного подхода к  реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с  различной скоростью протекают  в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация  цен, реформа банковской системы, рынок  капиталов и торговая политика. Реформы  сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в  ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов  страны Центральной и Восточной  Европы находились на различных этапах экономического и политического  развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в  Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование  в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы  приватизационного процесса, использование  в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят  как макроэкономический, так и  микроэкономический характер. Необходимость  постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных  предприятий в условиях административно-командной  экономики обусловила их высокие  планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо  меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом  страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному  хозяйству», но и позитивным стремлением  предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет  две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера. Непосредственными целями приватизации являются:

формирование слоя мелких и средних собственников;

сокращение доли имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

перераспределение экономических  основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности  производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в  долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа  приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных  предприятий; аукционная продажа малых  объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как  постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих  этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы  приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных  инвесторов. Вторичный же рынок акций  приватизированных предприятий  развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное  распоряжение государственной долей  в уставном капитале акционерных  обществ.

Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов  акций) на инвестиционных конкурсах; сложились  условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.

 

 

Список литературы

        1. Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. Экономика. М.: Проспект, 1998.-206с.
        2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория, - М.: Экономист, 1997. – 357с.
        3. Веселовский С.Я. Приватизация как глобальный процесс переоценки роли и места государства в экономике, - М.: Экзамен, - 2001.-136с.
        4. Герасименко. В.В. Теория переходной экономики. - М.: ТЕИС, 1997. - 431с.
        5. Еремин А.Е. Теория и практика собственности в современной экономике, - М.: Экономист, 1994. – 104с.
        6. Зайцев Н.Л. Экономика организаций: Учебник. – М.: Экзамен, 2006. – 607с.
        7. Киселёва Е.А. Макроэкономика: курс лекций. – М.: Экзамен, 2006. – 352с.
        8. Нестеров В.И. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 608 с.
        9. Осипова Г.В. Социологический энциклопедический словарь. - М.: «Инфра. М-Норма» 1998.-203с.
        10. Подберезкин А., Стреляев С., Хохлов О., Ястребов Я. Секреты российской приватизации. – М.: Ступени, 2004. - 248с.
        11. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник. – СПб.: Эксмо, 2001. – 202с.
        12. Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. - СПб.: Эксмо, 1999.-295с.
        13. Райзберг Б. А. Рыночная экономика. - М.: Экономист, 1995. – 427с.
        14. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. - М.: Финансы и статистика ,1998.-274с.
        15. Солдатова И.Ю., Дикинов А.Х. Приоритеты государственной политики приватизации на современном этапе реформ. - М.: Ступени – 2002.–384с.

Информация о работе Приватизация