Проблема монополизма и особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:рассмотрение монополизации в экономике Республики Беларусь на настоящем этапе, выявлении ее основных факторов, методов государственного антимонопольного регулирования.
Задачи: раскрыть сущность, причины появления, формы монополии, выделить ее характерные черты, проанализировать антимонопольное законодательство высокоразвитых в экономическом отношении стран, показать, каким образом осуществляется антимонопольная политика в Республике Беларусь и проанализировать ее дальнейшие направления развития.

Файлы: 1 файл

Монополизм и антимонопольная политика.docx

— 139.47 Кб (Скачать файл)

   Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются  энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

   С. Фишер дает  другое определение естественной  монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем  его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке[4, с.187].

Так же различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Картель- это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест- это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн- это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США  и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Необходимо еще отметить, что монополия на практике встречается  очень редко. Обычно речь идет о фирмах, которые имеют монопольную власть - степень рыночной власти. Существует несколько основных индексов, с помощью которых определяется степень монопольной власти.

Индекс Лернера, который  определяется как (1/Edp) или ((P-AC)/P=TP/TR), чем больше будет значение индекса, тем более будет монопольная власть фирмы (при чистой конкуренции значения индекса равняется нулю, а при монополии с нулевыми предельными затратами - единицы).

Показатели  концентрации основаны на сопоставлении  размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем  выше размер фирмы по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация рынка.

Индекс  концентрации - это сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих  на рынке:

 

где Yi - рыночная доля i-той фирмы; k - число  фирм, для которых высчитывается этот показатель.

, qi - объем продаж фирмы, Q- объем рыночных продаж

Индекс  концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k < n, n - число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0 < Y < 1). При k = n очевидно Yi = 1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль.

Индекс  концентрации не говорит о том, каков  размер фирм, которые не попали в  выборку k, а также об относительной  величине фирм из выборки. Он характеризует  только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти фирм объясняется  тем, что он не отражает распределения  долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами - между фирмами-аутсайдерами. Дополнительную информацию о распределении рынка между фирмами предоставляют другие показатели концентрации.

Для измерения  степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

 

i =1,2,…, n,

где Yi - доля фирмы на рынке

- средняя  доля фирмы на рынке равная  ;

n - число  фирм на рынке

Также используются показатели дисперсии  логарифмов рыночных долей 

 

i =1,2,…, n,

Оба этих показателя имеют один и тот же экономический смысл - определения неравномерности распределения долей между участниками рынка. Чем больше неравномерность распределения долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.

Однако  дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм: для рынка с двумя  фирмами одинакового размера  и для рынка со 100 фирмами одинакового  размера дисперсия в обоих  случаях будет одинакова, и равна  нулю, но уровень концентрации будет различным. Поэтому показатель дисперсии применяется как вспомогательное средство.

Коэффициент Бейна показывает экономическую  прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала.

 

ПА - бухгалтерская прибыль

ПN- нормальная прибыль

В условиях конкуренции на товарном рынке и  эффективного финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти[4, с.189].

Следует учесть, что монопольная  власть фирмы изменяется со временем, так же как изменяются рыночные условия: спрос, затраты фирмы, поведение  конкурентов. Кроме того, сильная  монопольная власть в краткосрочном  периоде усиливает конкуренцию в долгосрочном периоде.

Таким образом, мы видим, что структура  рынка - это более сложное понятие, чем кажется на первый взгляд. Структура рынка имеет множество граней, что отражается в различных ее показателях. Мы рассмотрели показатели концентрации продавцов на рынке и их основные свойства. Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не определяет уровень монопольной власти - способности влиять на цену. Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти - способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль.

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе, отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.

 

 

2 Антимонопольная  политика и ее реализация в  странах с развитой рыночной  экономикой

 

2.1 Сущность монопольной  политики и ее реализация

 

Антимонопольное регулирование  осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями (ст.85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС - ныне ЕС; ст.6 ГАТТ - ныне ВТО).

Главным инструментом антимонопольной политики является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Впервые принятое в конце прошлого века в Канаде и США это законодательство установило ряд правил, относящихся как к организации капитала, так и к содержанию заключаемых договоров.

Большинство европейских  государств до второй мировой войны  вообще не имело антимонопольных  законов, что объяснялось более низким уровнем концентрации производства в них, чем в США. В 80-е гг. аналогичные законы были приняты также в ряде стран Африки (например, в Кении и Танзании). Они не препятствуют созданию крупных монополий, в том числе и транснациональных корпораций, однако эффективно способствуют развитию конкуренции, особенно среди мелких и средних фирм.

Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:

а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращен я их проявлений. (В мировой практике не существует однозначного определения недобросовестной конкуренции, поскольку приемы конкурентной борьбы постоянно меняются.Так, Федеральная Комиссия США выделяет свыше 400 способов недобросовестной конкуренции в сфере торговли и маркетинга);

б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой  практики;

в) необходимость зашиты интересов общества от некоторых предпринимателей[8, с.49].

Целесообразность и разумность являются принципами современной антимонопольной политики, а дуализм, психологизм, непоследовательность, противоречивость - особенностями ее реализации. При этом антимонопольные органы в развитых странах руководствуются принципом, которым часто руководствовался Л. Эрхард: "Конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо". Следует отметить, что в США антимонопольная политика выступает в качестве разновидности промышленной. Последняя означает "совокупность методов государственного воздействия на промышленность".

Выделяют антитрестовскую  и антикартельную направленность антимонопольного законодательства. Антитрестовские законы преследуют цель противодействовать союзам, в рамках которых полностью утрачивается самостоятельность фирм и устраняется конкуренция; антикартельные законы направлены против различного рода сговоров между фирмами картельного типа. Их цель состоит в стимулировании конкуренции и диверсификации производства.

Кроме того, в ряде стран  приняты законы, действующие против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они призваны обеспечить предотвращение монополизации рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговор о ценах и их дискриминацию, другие ограничения торговли и конкуренции.

Антимонопольное регулирование - это регулирование уровня концентрации и монополизации, стратегии и тактики внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование предприятий, допускающих злоупотребления своим доминирующим положением.

В практике государств с  развитой рыночной экономикой для ограничения  роста масштабов производства и  продаж фирмы, злоупотребляющей своим  доминирующим положением, законодательно лимитируются размеры ее рыночной квоты. В странах ЕС судебные иски могут быть возбуждены в случае, если фирма превышает установленный объем продаж. Кроме того, здесь практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.

Информация о работе Проблема монополизма и особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь