Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:05, курсовая работа
Цель работы:рассмотрение монополизации в экономике Республики Беларусь на настоящем этапе, выявлении ее основных факторов, методов государственного антимонопольного регулирования.
Задачи: раскрыть сущность, причины появления, формы монополии, выделить ее характерные черты, проанализировать антимонопольное законодательство высокоразвитых в экономическом отношении стран, показать, каким образом осуществляется антимонопольная политика в Республике Беларусь и проанализировать ее дальнейшие направления развития.
Государственный монополизм проявляется, прежде всего, в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.
Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значительной мере условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.
Сохраняется сильная зависимость
многих предпринимателей (прежних директоров
приватизированных
Органы государственной власти как и прежде используют набор административно-командных инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся: «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и требования перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым». Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость.
Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей.
Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг, например, «Торгэкспо», «Белагронпторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления, например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Беллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода па рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы.
По данным «Статистического ежегодника за 2011 год», в нашей стране существуют около 150 предприятий монополистов. Таблица 3.1 показывает число предприятий монополистов по отраслям экономики Республики Беларусь.
Таблица 3.1 - Численность предприятий-монополистов по отраслям
Республики Беларуси.
Отрасль |
Число предприятий |
Число монополистов |
Процент монополистов |
Наименования
некоторых предприятий- |
Машиностроительная и металлообрабатывающая |
5345 |
56 |
1,04 |
Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, БелАЗ, Минский моторный завод, "Гомсельмаш", "Бобруйскагромаш", "Витязь", "Горизонт", "Белкоммунмаш", Минский подшипниковый завод, "Атлант", "Белкард" |
Производственная и социальная инфраструктура |
- |
24 |
- |
"Белтопгаз", "Белтелеком", "Белпочта", "Белтаможсервис", "Белгосстрах","Белтрансгаз" |
Нефтеперерабатывающая и химическая |
1248 |
19 |
0,96 |
"Белшина", "Нафтан", Мозырский НПЗ, "Гродно-Азот", "Беларуськалий", "Могилев Химволокно","Гродно Химволокно", "Светлогорское "Химволокно", "Гидролизный завод","Бархим" |
Пищевая |
784 |
17 |
2,28 |
Гомельский жировой комбинат, Минский завод игристых вин, Рогачевский и Глубокский МКК, "Мозырьсоль |
Лёгкая |
2003 |
13 |
0,65 |
Оршанский льнокомбинат, "Гроднотекстиль", "Сукно", "Камволь", "Белфа", "Милавица» |
Строительных материалов |
490 |
14 |
2,86 |
"Керамин", "Кровля", все три белорусских цементных завода. |
Другие отрасли |
- |
5 |
- |
Белорусский металлургический завод черной металлургии, Светлогорский Целлюлозно-картонный комбинат, "Пинскдрев", "Белорусские обои", «Гомельстекло» |
На основе данных таблицы получили процент, предприятий-монополистов от общего числа предприятий. Полученные результаты говорят о том, что несмотря на то, что удельный вес предприятий монополистов мал. Однако данные предприятия выпускают большую часть продукции отрасли, что говорит об относительно высокой концентрированности белорусской экономики.
В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функций, полномочий, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования.
Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых – розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия – немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономии» в республике составляет 21-25% ВВП.
В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности.
Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете директоров АК «Славнефть» представлены 4 зам. министров: Топливно-энергетического комплекса, Министерства государственного имущества, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с российской стороны), а также один зам. министра Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации (с белорусской стороны).
Примерами усиления государственной монополистической практики являются: государственная интервенция в акционерные компании - введение в 1997 г. «золотой акции»,особого права государства вмешиваться в деятельность акционерных компаний: принятие декрета о гарантиях вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий отдельные банки; предоставление монопольных прав на экспорт шерстяных тканей концерну «Беллегпром».
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.
Процесс становления новых
организационно-хозяйственных
Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.
В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая степень в развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитала, как правило, путем преобразования предприятий в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке[15].
3.2 Основное содержание
антимонопольной политики
Беларусь
Основное содержание антимонопольной деятельности сводится к регулированию ограничительной торговой практики - раздел рынка, вертикальное и горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и многое другое.
Антимонопольная политика государства имеет своей целью создание условий для развития конкуренции. Конкуренция - это рыночная ситуация, при которой фирмы и продавцы независимо друг от друга борются за покупателей, необходимых для достижения определенных хозяйственных целей (получения повышенной прибыли или увеличения собственной доли на рынке). Наиболее распространенным является понятие совершенной конкуренции[14].
Совершенная конкуренция определяется обязательным наличием четырех основных условий. Первое - присутствие большого числа покупателей и продавцов, когда ни один из них, действуя в одиночку, не в состоянии повлиять на рыночные цены. Второе - отсутствие преграды к выходу на рынок и уходу с него. Третье - все субъекты хозяйствования, действующие на рынке, имеют свободный доступ к информации, необходимой для принятия управленческих решений. И последнее условие: продукция должна быть однородная.
Несмотря на то, что государство действует в интересах создания условий для развития конкуренции, в той или иной степени, на рынке существует и монополия. Монополия является полярной противоположностью совершенной конкуренции. Монополист наделен властью над установленной им ценой, он сам определяет эту цену, а не принимает ее как данную. В условиях монополии монополист, устанавливает более высокие цены, может произвести меньший объем продукции и получить с него прибыль выше нормальной.
Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.
Сохранение монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины:
- высокий уровень концентрации производства (на среднем промышленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 2011 г. было занято 412 чел., что в 5 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. - 1010 человек, в 1992 г. - 854 чел.);
- не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1-4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска)[14];
- ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;
- замедленные темпы
- отечественный малый
и средний бизнес не
- смещение антимонопольного
регулирования на периферию
- нуждается в расширении
и совершенствовании
- ведомственные интересы отраслевых органов управления.
Характеризуя ситуацию, сложившуюся в РБ в области демонополизации и развития конкуренции, следует отметить следующие закономерности.
Во-первых, высокий уровень монополизации по отдельным видам выпускаемой продукции (АО "Горизонт" - выпускающий телевизоры, АО "МЗХ" - холодильники, АО МТЗ - тракторы и т.д.). Во-вторых, государственный сектор экономики остается преобладающим, в то время как класс собственников только формируется. В-третьих, созданные в процессе разгосударствления структуры типа концернов, ассоциаций и других организаций нового типа во многом определяют положение на рынке и отрицательно влияют на развитие конкуренции. В-четвертых, государственное регулирование цен на товары естественных монополий приводит к необоснованному росту цен практически во всех отраслях народного хозяйства. И последнее, антимонопольная политика пока не получила должной поддержки со стороны ряда органов государственного управления[14].