Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 20:05, курсовая работа
Цель работы:рассмотрение монополизации в экономике Республики Беларусь на настоящем этапе, выявлении ее основных факторов, методов государственного антимонопольного регулирования.
Задачи: раскрыть сущность, причины появления, формы монополии, выделить ее характерные черты, проанализировать антимонопольное законодательство высокоразвитых в экономическом отношении стран, показать, каким образом осуществляется антимонопольная политика в Республике Беларусь и проанализировать ее дальнейшие направления развития.
Таким образом, экономическая ситуация в РБ не в полной мере способствует развитию конкуренции в силу медленной перестройки хозяйственного механизма и сложившейся на рынке ситуации.
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
В Беларуси основным документом,
регламентирующим конкурентные отношения,
является Закон Республики Беларусь
"О противодействии
Основное содержание антимонопольного законодательства РБ, направленное на основные виды противозаконной монополистической деятельности, можно сформулировать в следующем виде: действия хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции (либо законных интересов других хозяйственных субъектов), соглашения хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, акты и соглашения органов управления, ведущие к ограничению конкуренции. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности" контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, может быть осуществлен посредством разукрупнения хозяйствующих субъектов, занимающих лидирующие позиции. Предусматриваются меры и к недопущению создания, слияния и объединения хозяйствующих субъектов, а также меры по содействию развития товарных рынков и конкуренции.
3.3 Основные направления
совершенствования
Проведение эффективной антимонопольной политики невозможно без соответствующей правовой базы.В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».
Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В Указе расширяются права антимонопольного органа, в части:
- возможности применения действенных мер, направленных на пресечение монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию;
- заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
- обращения в установленном порядке в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;
- осуществления иных прав,
определяемых другими
Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику.
Указ расширяет права
антимонопольного органа по пресечению
действий (бездействия), в том числе
по отмене не соответствующих
Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.
Указ позволит упростить
действующий порядок и
Введение пороговых значений не является новой административной процедурой, а наоборот сократит количество обращений в антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.
Введение пороговых значений исходит из многолетней практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном законодательстве в качестве критериев пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа при экономической концентрации применяются стоимость активов или годовой оборот компаний.
В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются:
- обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц;
- пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
В соответствие с нормами
Указа организации –
Такая мера, с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения бизнеса, позволит применять в отношении предприятий – монополистов более прогрессивный метод регулирования, позволяющий им развиваться, не осуществляя при этом противозаконную монополистическую деятельность[13].
В соответствии с Проектом
основных положений Программы социально-
- достижение эффективного
функционирования товарных
- предотвращение
В результате будет сформирована экономика, основанная на добросовестной конкуренции и свободном ценообразовании, что создаст адекватные стимулы для структурной перестройки и роста эффективности производства [2, с.29].
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.
В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке. Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.
Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность [2, с.31].
Реальный путь преодоления монополизма – демонополизация экономики, децентрализация управления, разгосударствление и приватизация, создание альтернативных производств, формирование необходимых элементов инфраструктуры[5].
Демонополизация – снижение концентрации производства товаров (продуктов, услуг) и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация экономики ставит свой задачей формирование конкурентных отношений в сферах производства и обращения товаров и услуг, финансов. В рамках задач построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация является одной из важнейших составляющих рыночных реформ.
Цель, основные задачи и принципы
демонополизации экономики
Одним из приоритетных секторов экономии при проведении демонополизации были определены торговля и общественное питание. Продолжающаяся структуризация сферы торгового обращения создала условия для формирования конкурентной среды внутренней и внешней торговли.
Главным в проведении демонополизации должна быть не борьба с монополизмом вообще, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции.
Таким образом, из выше приведённого материала видно, что государство принимаетмеры по регулированию монополией, а также своевременно реагирует на изменения в данной области.В странегосударственная власть вырабатывает ряд законов, которые направлены наразвитие конкурентных отношений и частичному прекращению монопольнойдеятельности.
Заключение
Исследовав проблему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.