Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель моей работы - определение масштабов ренты, структуры ее распределения, механизмов оптимизации ее использования. Основное внимание в работе уделено нефтегазовому сектору российской экономики. Проведенное исследование теоретических проблем базировалось на анализе мирового опыта в этой области, а также на достижениях современной экономической науки и отечественной практики. Моя работа состоит из трех глав.
Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические представления о ренте…………………………………………...5
1.1 Метаморфозы понятия ренты в экономической теории………………………5
1.2 Рентообразующие ресурсы и виды ренты…………………………………….10
1.3 Экономико-правовой статус ренты……………………………………………15
2 Проблемы распределения рентных доходов……………………………………18
2.1 Цены и первичное распределение ренты………………………………..18
2.2 Законопроекты и предложения по совершенствованию рентной
политики…………………………………………………………………………....22
3аключение…………………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………………..35
Россия вошла в хронический режим «голландской болезни». Демонтированные в ходе реформ структуры государственного регулирования структурных и ценовых пропорций при слабости институтов общественного контроля привели к образованию фундаментальных диспропорций в распределении общественного богатства, что не могло не отразиться на политической жизни. В начале 2000-х годов сложившаяся структура экономической динамики стала осознаваться общественностью как тупиковая. На наш взгляд, существенная доля ответственности за сложившееся положение лежит на новых собственниках рентообразующих предприятий, не сумевших
эффективно и с учетом социальных требований распорядиться попавшими в их распоряжение активами. Консервация такого состояния представляет реальную угрозу для России, которая может вследствие такого положения дел потерять свой потенциал как одного из ведущих индустриальных и научно-технических центров, окончательно и бесповоротно превратиться в сырьевой придаток развитых стран.
Между тем вопросы использования природной ренты в интересах общества сегодня способны вызвать серьезную конфронтацию между государством и крупнейшими топливно-сырьевыми компаниями, как частными, так и государственными. Однако возможен и иной путь – путь осознания общности интересов компаниями, государством и населением. И государство, и компании, и все население объективно заинтересованы в быстром экономическом подъеме страны, росте благосостояния, развитии инфраструктуры, обеспечении политической и социальной устойчивости, глобальной конкурентоспособности и безопасности страны. Только сильное и экономически развитое государство может стать для сырьевых компаний гарантом их защиты в условиях мировых финансовых бурь и поддержать их в конкурентной борьбе с транснациональными гигантами. Для плодотворного партнерства государства, компаний и трудящихся требуются развитие диалога, прозрачность экономической информации, готовность принимать взаимную ответственность. Только в таких условиях возможно взаимное доверие. Механизм согласования интересов между основными участниками создания рентных доходов и их распределения должен быть отлаженным, в противном случае это создаст серьезную угрозу для будущего страны. Исследование, результаты которого легли в основу настоящей книги, выполнялось с целью выявить и наиболее наглядно представить основные факторы, определяющие размеры рентных доходов, а также проблемы, связанные с ее распределением. Это исследование показывает, что объемы природной ренты действительно очень велики, в силу чего усилия по ее изучению и законодательному регулированию, несомненно, окажутся полезными.
Необходимость введения категории ренты в систему налогообложения, проведения ее регулярных статистических оценок определяется далеко не только фискальными соображениями. Камень преткновения сегодняшних споров вокруг ренты – проблема необходимости государства вернуться к исполнению своих конституционных обязанностей, в том числе по контролю за доходом от своей собственности – природных ресурсов. В противном случае оно, как Король Лир, смирится с фактом раздачи в частные руки своего имущества, приносящего наибольшие доходы, и останется нищим, а потому неспособным выполнять свои основные обязанности. А обязанности государства как раз и заключаются в том, чтобы быть не только социальным, эффективным, но и развивающимся организмом. Бедное государство не способно поставить на ноги и защитить потенциально экономически эффективные производства. Природные ресурсы – немногое из того, что еще осталось у Короля Лира, а он даже не может сосчитать, какой доход это приносит. Этот доход – рента, и она может и должна быть юридически определена и исчислена. В силу этого мы считаем совершенно необходимым ввести в законодательство понятие рентного дохода - дохода государства как собственника природных ресурсов. Это вовсе не значит, что весь рентный доход должен поступать в госбюджет. Какая доля ренты должна изыматься в бюджет и с помощью каких конкретных налоговых инструментов * вопрос согласования интересов.
Классики политэкономии, определяя понятие ренты, рассматривали цены, складывающиеся на рынках, как объективно заданные. В современных условиях цены, особенно на продукцию таких высоко монополизированных отраслей, как нефтяная, газовая, металлургическая, регулируются как государством, так и группами компаний, доминирующих на рынке. В нефтяной отрасли, где оперируют вертикально интегрированные компании, большая часть сырой нефти реализуется по внутренним (трансфертным) ценам. Это приходится учитывать при определении первичных доходов добывающих компаний как базы для расчета и изъятия ренты. В Великобритании и Норвегии рентный налог на нефтяные компании представляет собой налог на дополнительный доход (НДД). Под «дополнительным доходом» здесь подразумевается доход, сравнительный с тем, что получили бы компании, если бы применили сопоставимые ресурсы капитала и труда в других отраслях. При этом, чтобы исключить манипулирование ценами с целью ухода от рентного налога, дополнительный доход как база для налога рассчитывается по специально определяемым «справочным ценам».
Список основной литературы
1. Разовский Ю.В. Горная рента. М.: Экономика, 2000.
2. Мэтьюз Р., Агеев А.И., Большаков З.А. Новая матрица, или
концепция стратегического превосходства. М.: ОЛМА*ПРЕСС;
Институт экономических стратегий, 2003.
3. Яковец Ю.В. Рента,
антирента, квазирента в
вилизованном измерении. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
4. Дынкин А.А. Природная
рента: великий шанс или
иллюзия? // Доклад 29 октября 2003 года.
5. Кузык Б.Н. Оборонно'
прорыв в XXI век. М.: РУБИН, 1999.
6. Кузык Б.Н. Высокотехнологичный комплекс в экономике
России. М.: ИНЭС, 2002.
7. Кузык Б.Н. У России
один эффективный путь
свой. М.: МГФ «Знание», 2004.
8. Федоренко Н.П. Россия.
Уроки прошлого и лики
М.: Экономика, 2001.
9. Абалкин Л.И. Стратегический ответ России на вызовы но'
вого века. М.: Экзамен, 2004.
10. Львов Д.С. Вернуть
народу ренту. Резерв для
Эксмо «Алгоритм», 2004.
11. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. (руководители авторско*
го коллектива). Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально'экономические проблемы раз'
вития). М.: Наука, 2001.
12. Ивантер В.В., Говтань О.Дж., Ксеновфонтов М.Ю., Пан*
филов В.С., Узяков М.Н. Экономика роста (Концепция развития
России в среднесрочной перспективе) // Проблемы прогнозиро*
вания. 2000, № 1.
13. Львов Д.С. Концепция управления национальным имуще'
ством. М.: Институт экономических стратегий, 2002.
14. Аганбегян А.Г.
Социально'экономическое
сии. М.: Дело, 2004.
15. Глазьев С.Ю. Государство должно быть эффективным
собственником своего имущества // Экономические стратегии.
2003, № 5. С. 24*28.
16. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Об энергоемкости нацио'
нальной экономики и определяющих ее факторах // Экономика
и математические методы. 2003, т. 39, № 4.
17. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Вопросы межстрановых
сопоставлений энергоемкости ВВП и цен на энергоресурсы //
Проблемы прогнозирования. 2001, № 5.
18. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Диспаритет цен в России
и мире // Проблемы прогнозирования. 2002, № 6.
19. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Нефтяной комплекс: фи'
нансовые потоки и ценообразование // Экономист. 2002, № 5.
20. Стратегия развития газовой промышленности России /
Под ред. Вяхирева Р.И. и Макарова А.А. М.: Энергоатомиздат,
1997. С. 60, 320.
21. Некрасов А.С., Борисова И.Н., Кретинина Ю.С. и др. Це'
ны на энергию в экономике России // Проблемы прогнозирова*
ния. 1996, № 2.
22. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Ценовые и финансовые
проблемы топливно'
прогнозирования. 2000, № 1.
23. Меньшиков С.М. Рентабельность и рента // Экономичес*
кие стратегии. 2004, № 1.
24. Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М.:
Международные отношения, 2004.
25. Россия в цифрах: 2003: Краткий сборник. Госкомстат
России. М., 2003.
26. Российский статистический ежегодник: 2002: Статисти'
ческий сборник. Госкомстат России. М., 2002.
27. Новая энергетическая стратегия России. М.: Энергоато*
миздат, 1995.
28. Народное хозяйство СССР в 1990 году: Статистический
ежегодник. Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1991.
29. Основные экономические показатели финансово'эконо'
мической деятельности сельскохозяйственных предприятий РФ
за 2002 год. Департамент экономики Минсельхоза РФ. М.:
Минсельхоз РФ, 2003.
30. Состояние и меры по развитию агропромышленного про'
изводства РФ: Ежегодный доклад, 2001. М.: Минсельхоз РФ,
2002.
31. Мудрецов А.Ф. Угрожает ли природе рынок ? // Евразия.
1997, № 2, 3.
32. Налоговый Кодекс
Российской Федерации. Части
и вторая. М.: Проспект, 2000.
33. Состояние и меры по развитию агропромышленного про'
изводства РФ. Ежегодный доклад 2001 г. Минсельхоз РФ.
М., 2002.
34. Экономические проблемы воспроизводсива в АПК России //
Энциклопедия российских деревень. М., 2003.
35. «Газета» от 5 мая 2003 года, с. 7–9.
Информация о работе Проблема природной ренты в современной экономике России