Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 21:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить проблему занятости в мировой экономике и рассмотреть возможные пути решения данной проблемы. Основные задачи:
- рассмотреть занятость в мировой экономике : категориальный ряд проблем
- провести сравнительный анализ безработицы США, Евросоюза, России и Китая
- рассмотреть пути решения проблем безработицы в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАНЯТОСТЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ РЯД ПРОБЛЕМ
1.1. Понятие, сущность и виды занятости
1.2. Причины и виды безработицы
1.3. Последствия безработицы
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В США, ЕВРОСОЮЗЕ, РОССИИ И КИТАЕ
2.1. Проблема безработицы в США и Евросоюзе в условиях глобального кризиса
2.2. Проблема занятости в Китае
2.3. Современное состояние безработицы в России
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Опыт государств и пути снижения безработицы в России
3.2. Учреждения, социальные службы для безработицы и их семей
3.3. Перспективы в области занятости в мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда представляет собой базовый элемент рыночной экономики. В его рамках реализуются процессы купли-продажи важнейшего фактора производства рабочей силы. Именно он определяет эффективность использования труда наемных работников.
Отношения в сфере труда являются основополагающими в экономической системе любой страны, что обусловлено огромной ролью труда в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.
Переход России к рыночной экономике неизбежным образом влечет за собой необходимость рынка труда и рабочей силы. Практически немыслима экономика, в которой рыночные отношения распространены на все материально-вещественные, финансовые, информационные факторы производства, но не затрагивают самый активный фактор – труд.
В такой экономике ее части были бы несовместимы между собой в том смысле, что невозможно согласовать, соединить воедино и обеспечить эффективное функционирование элементов экономической системы, базирующихся на принципиально разных типах производственных отношений.
Существование рынка труда связано с наличием очень важной социальной проблемой – проблемой безработицы. Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике занятости. Проблема занятости одна из актуальнейших проблем экономического развития. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государств.
Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.
При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Значительный ущерб безработица наносит жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, в результате чего люди переносят серьезный психологический стресс.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Роль государства, в частности и его региональных звеньев, в регулировании социальной сферы принципиально отлична от его роли применительно к другим сферам народного хозяйства. Это связано с общественной значимостью объекта регулирования. Функции, выполняемые социальными отраслями, напрямую определяют условия и уровень жизни населения.
Большинство западных стран накопили достаточный опыт политики занятости. А для России это относительно новые проблемы. Их актуальность требует изучения накопленного опыта, учета страновой специфики.
Цель данной курсовой работы – изучить проблему занятости в мировой экономике и рассмотреть возможные пути решения данной проблемы.
Основные задачи:
- рассмотреть занятость в мировой экономике : категориальный ряд проблем
- провести сравнительный анализ безработицы США, Евросоюза, России и
Китая
- рассмотреть пути решения проблем безработицы
в современных условиях
1. ЗАНЯТОСТЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ
РЯД ПРОБЛЕМ
1.1. Понятие, сущность и виды занятости
Занятость как социально-экономическое явление можно определить как общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок).
Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую категорию и социальную проблему.
Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.
Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения.
По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы:
1) занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;
2) военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей прямого
денежном дохода (по мере перехода на контрактную форму службы
военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике);
3) учащиеся с отрывом от производства;
4) занятые воспитанием
детей и ведением домашнего
хозяйства.
По способу вовлечения в трудовую деятельность
занятых в экономике можно разделить на
три подгруппы: 1) наемные работники, занятые
на основе продажи своей рабочей силы;
2) работодатели/предприниматели, реализующие
свои организаторские и предпринимательские
способности; 3) самозанятые (лица, работающие
за смой счет; члены производственных
кооперативов, не использующих наемную
рабочую силу на постоянной основе).
В соответствии с Международным классификатором
статуса занятости
(1993 г.) выделяются шесть групп занятого
населения: 1) наемные работники; 2) работодатели;
3) лица, работающие за свой счет; 4) члены
производственных кооперативов; 5) помогающие
члены семьи; 6) работники, не классифицируемые
по статусу.
В зависимости от целей анализа используется
различная классификация видов занятости.
Как социальная проблема занятость играет
определяющую роль в формировании и развитии
профессиональных возможностей каждого
человека, в становлении и раскрытии его
личности. Труд в процессе занятости создает
основное богатство общества, обеспечивает
его прогрессивное развитие, вносит вклад
в социальный прогресс мирового сообщества.
В противовес занятости - безработица
негативно влияет на жизненный уровень
человека, его семьи; является дестабилизирующим
фактором, ведущим к застою, деградации
отдельных регионов, социальным потрясениям в
обществе. Именно потому, что безработица
является серьезной социально-политической
проблемой, занятость должна находиться
в центре внимания общества и государства,
проводимой им социально-экономической
политики.
В этом качестве государственная политика
занятости выступает как совокупность
мер, направленных на стимулирование вовлечения
и эффективного использования граждан
в сфере труда для достижения целей личности
и общества. Основой для построения и реализации
этой политики является концепция занятости
как система взглядов, представлений,
раскрывающих характер занятости населения
на определенном этапе социально-экономического
развития общества. В России концепция
занятости прорабатывается в условиях
формирования рыночной экономики с социальной
направленностью. Ее основные положения
изложены в Законе «О занятости населения
в Российской Федерации». В этом законе,
а также Конституции РФ отражены основные
принципы занятости.
Первый принцип отражает исключительное
право граждан свободно распоряжаться
своими способностями к производительному
и творческому труду; принуждение к труду
в любой форме не допускается (кроме особых
случаев, установленных законодательно.
Третий принцип отражает комплексный
подход к решению проблем занятости, он
включает координацию усилий органов
власти всех уровней, взаимодействие механизмов
государственного регулирования и рыночного
саморегулирования, использование финансовых
возможностей внебюджетных фондов, средств
предприятий, общественных объединений
и граждан, достижение экономической и
социальной эффективности от принимаемых
программ содействия занятости населения.
В условиях рыночной экономики существует
не прямое централизованное управление,
а система регулирования занятости. В
этой системе главными регуляторами выступают
законы, постановления, нормативно-правовые
акты, программы поощрения и стимулирования
занятости, соглашения между субъектами
социально-трудовых отношений на национальном,
региональном, отраслевом уровне и на
уровне предприятий;
Государство, осуществляя политику занятости
на федеральном и региональном уровнях,
преследует стратегические и тактические
цели.
Стратегические цели политики занятости
состоят в достижении высокого уровня
жизни населения, в создании условий для
разностороннего развития человека на
основе повышения эффективности экономики.
Тактические цели направлены на сбалансированность
спроса и предложения рабочей силы на
основе спроса и предложения рабочих мест,
на обеспечение полной, продуктивной и
эффективной занятости. Рыночный механизм
в регулировании занятости направлен
на рост эффективности производства и,
следовательно, на ликвидацию неэффективных
рабочих мест, на высвобождение работников,
не отвечающих требованиям спроса.
1.2. Причины и виды безработицы
Современные экономисты
рассматривают безработицу как
естественную и неотъемлемую
часть рыночного хозяйства. В
этой связи большое внимание
уделяется анализу типов
1.3. Последствия безработицы
Безработица ставит
людей в нестандартные
Безработица, как социальное явление,
приводит к обеднению населения. Этот
процесс может стать устойчивым и перерасти
в хроническую бедность или, в случае защитных
социальных мер со стороны государства,
быть остановленным.
Можно предложить развернутую классификацию
наиболее значимых социальных последствий
безработицы, рассматриваемых с точки
зрения отрицательного и положительного
влияния на систему:
Кризисное положение
граждан, оказавшихся безработными, характеризуется
не только тем, что вследствие низкого
душевого дохода качественно изменяется
структура потребления, но тем, что эта
категория населения вынуждена ограничивать
свои личные социальные контакты, изменять
привычки социокультурного досуга. Меняется
стиль жизни, возрастает необходимость
приспособления человека к существенно
изменившимся социально-экономическим
условиям.
Самооценки безработных свидетельствуют
об ощущении собственной ущербности. Можно
говорить о маргинализации (отсутствие
слоевой самоиндефикации), затронувшей
группы и занятого и незанятого населения.
Особое место в развитии деструктивных
процессов, в концентрации бедности и
маргинализации населения занимают безработные,
которые формируют особую социальную
группу. Особая опасность для конструктивного
развития общества заключается в том,
что происходит дальнейшее размывание
групп среднего класса, ибо ядро безработных
– это квалифицированные работники –
рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса
вопросов, связанных со стабилизацией
уровня жизни населения, с успехами в сфере
экономики, политики, социальное государство
(или государство, приближающееся к этому
эталону) должно учитывать особенности
положения всех социальных групп, испытывающих
тяготы последствий кризиса.
Безработица – опасное и в политическом
отношении явление. На волне массовой
безработицы возникли самые массовые
в истории человечества политические
режимы (примером может служить приход
к власти Гитлера в Германии и Пиночета
в Чили).
Что же касается экономического последствия,
то реформирование трудовой сферы происходит
медленно и противоречиво. Масштабы безработицы,
снижение жизненного уровня большинства
населения, правовая незащищенность работников
свидетельствует о том, что за пореформенные
годы трудящиеся больше потеряли, чем
приобрели.
Происходит отставание объема ВНП по сравнению
с тем объемом, которое общество могло
бы иметь при своих потенциальных возможностях.
Происходит неравномерное распределение
издержек безработицы среди различных
социальных групп населения. Теряется
квалификация работников.
Известный исследователь макроэкономики
Артур Оукен (США) математически выразил
отношение между уровнем безработицы
и так называемым отставанием – не выпущенной
или безвозвратно потерянной продукцией.
Такое отношение, получившее название
закон Оукена, показывает: если фактический
уровень безработицы отклоняется от естественного
на 1%, то фактический объем производства
отклоняется от потенциального выпуска
на 3%. Эта зависимость выражается следующей
формулой:
где:
Y – фактический объем производства
Y* - потенциальный ВНП
U – фактический уровень безработицы
Un – естественный уровень безработицы
b – коэффициент чувствительности ВНП
к динамике циклической безработицы.
Этот коэффициент определяется эмпирическим путем
и различается по странам. Обычно он колеблется
в интервале от 2-х до 3-х %.
Знак минус в формуле показывает обратную
зависимость между уровнем безработицы
и реальным объемом производства. Закон
Оукена выражает ключевую взаимосвязь
между рынком благ и рынком труда. Он описывает
зависимость между краткосрочным движением
реального ВВП и изменение уровнем безработицы.
Несмотря, что в России в последнее время
наблюдается стабильный экономический
рост, этого не достаточно, чтобы достичь
уровня развитых государств Запада.
По признанию западных экономистов, безработица
сегодня – центральная проблема стран
с развитой рыночной экономикой. Экономические
потери периода массовой безработицы
значительно больше, нежели потери, связанные,
например, с монополизацией.
Можно предложить развернутую классификацию
наиболее значимых экономических последствий
безработицы, рассматриваемых с точки
зрения отрицательного и положительного
влияния на систему:
Одно из главных негативных
последствий безработицы - нерабочее состояние
трудоспособных граждан и, соответственно,
невыпущенная продукция. Если экономика
не в состоянии удовлетворить потребности
в рабочих местах для всех, кто хочет и
может работать, кто ищет работу и готов
приступить к ней, то теряется потенциальная
возможность производства товаров и услуг.
Следовательно, безработица мешает обществу
развиваться и двигаться вперед с учетом
своих потенциальных возможностей. В конечном
итоге это рассматривается как снижение
темпов экономического роста, отставание
объемов увеличения валового национального
продукта.
Повышение или снижение экономической
активности являются основными причинами
роста и снижения занятости и уровня безработицы
в стране. Циклическое развитие экономики,
следующие друг за другом подъемы и спады
экономической активности в течение нескольких
лет или десятков лет ведут к определенным
колебаниям численности занятых и безработных.
Так, когда в экономике наблюдается пик
почти полной занятости и производство
работает с максимальной эффективностью,
следует ожидать, что через некоторое
время начнется снижение деловой активности,
спад производственной деятельности и
рост безработицы. После этого вполне
закономерно наступает следующий этап - оживление
производства, которое опять ведет к повышению
занятости до ее максимального значения.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В США,
ЕВРОСОЮЗЕ, РОССИИ И КИТАЕ
2.1. Проблема безработицы в США и Евросоюзе в условиях
глобального кризиса
В последнее время проблема безработицы также резко обострилась в странах ЕС вследствие беспрецедентности современного кризиса глобальных финансовых рынков и текущего глобального спада производства. После нескольких лет относительно высокого экономического роста и создания рабочих мест (накануне кризиса в ЕС в 2005-2008 годах было создано дополнительно 9,7 млн. новых рабочих мест) безработица вновь стала одним из самых серьезных вызовов для европейцев и заняла одно из главных мест в брюссельской повестке дня. Это было обусловлено тем, что по расчетам рабочих органов ЕС, выполненным в конце 2009-го, Европа может потерять более 7 млн. рабочих мест в течение 2009-2010 годов, а уровень безработицы к 2010-му должен был превысить 10%, несмотря на все принимаемые меры по обузданию роста безработицы посредством сокращения продолжительности рабочего времени или расширения временного использования частично занятых работников. Поскольку рынки рабочей силы реагируют на изменение экономических условий с определенным временным отставанием, положение с занятостью трудящихся может продолжать ухудшаться в некоторых странах ЕС даже после того, как европейское хозяйство станет на путь выздоровления и восстановления. Особую тревогу прогрессивной европейской общественности и массовых движений с момента начала нынешнего глобального финансово-экономического кризиса вызывает сложное положение молодежи на рынке труда. Это объясняется тем, что молодежная безработица (в возрасте от 15 до 24 лет) в 2008 году хотя и оставалась фактически на уровне предыдущего года, но составляла 15,4% и почти вдвое превышала уровень безработицы среди взрослых (25-54 года). В ряде стран ЕС проблема молодежной безработицы внушает с каждым годом все большую озабоченность, особенно в тех, где этот индикатор достиг или превышает 20%. К таким странам относятся Испания, Греция, Италия и Швеция, где практически каждый пятый молодой человек лишен возможности реализовать свое право на труд ,с которым связано "право каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни" ,как это зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека. Необходимо отметить, что уровень безработицы в ЕС менее драматичный по сравнению с эпицентром современного глобального финансово-экономического кризиса — США. К августу 2009 года уровень безработицы в ЕС вырос на 2,1% за последние 12 месяцев, а в Соединенных Штатах — на 3,5%. Американские и европейские фирмы использовали различные формы внутренней адаптации к императивам рынка рабочей силы в период кризиса. В США больший упор делался на сокращение численности персонала под предлогом ее "оптимизации", в странах ЕС — на уменьшение продолжительности рабочего времени. Например, к маю 2009 года в Германии около 1,5 млн. рабочих работали по схеме сокращенного рабочего дня. Тем не менее, безработица остается серьезной европейской проблемой в кризисные годы. Так, безработица примерно удвоилась в течение первого кризисного года в Ирландии и Испании и утроилась в странах Прибалтики. В отличие от ЕС, американский средний и малый бизнес продолжает практику сокращения и увольнения рабочей силы и намерен это делать и дальше вплоть до полного прекращения депрессии, которой пока не видно конца. Согласно проведенному в апреле 2009 года опросу, 92% представителей среднего и малого бизнеса в США не видят перспектив какого-либо оживления экономики в ближайшие 14-18 месяцев. Поэтому вероятность найти какую-либо работу в США находится сегодня на самом низком уровне с 1948 года. Прогноз названной фирмы не вселяет оптимизма и в отношении будущего трудовой Америки. В нем, в частности, говорится: "Тем из вас, кому сегодня 60 и более лет, придется провести следующие 25 лет в борьбе за выживание в условиях одной из самых тяжелых депрессий в истории или делать все, что в ваших силах, для поддержки ваших детей и внуков" .В этом контексте необходимо отметить, что положение рабочего класса в Западной Европе несколько лучше по сравнению с США благодаря более высокому уровню сопротивления профсоюзного движения политике перекладывания всей тяжести кризиса на плечи трудового народа. Практически весь европейский инструментарий борьбы с безработицей сводится к использованию четырех видов гибкости, которая стала волшебным словом в среде сторонников неолиберальных моделей капитализма. Речь идет о гибкости численности, функциональной гибкости, временной гибкости и гибкости заработной платы. Гибкость численности занятых означает способность фирмы менять количество занятых и тип занятости (например, использовать на производстве схему частичной занятости). Функциональная гибкость представляет собой одну из форм адаптации фирмы к изменениям рыночной конъюнктуры и заключается в способности фирмы изменять функциональные обязанности, время работы (например, при падении производства можно уменьшить количество рабочих часов или переквалифицировать работников за счет фирмы). Временная гибкость — это гибкость рабочего времени (способность фирмы варьировать часы работы так, что бы они со ответствовали требованиям производства или технологического цикла (например, использование неполных рабочих дней; определение норматива рабочих часов на неделю, который может быть самостоятельно распределен работником по дням и т. п.). Гибкость заработной платы означает способность заработной платы реагировать на изменения спроса или предложения труда на рынке (например, в результате применения мер государственного регулирования). Вполне понятно, что все четыре названных вида гибкости преследуют одну и ту же цель — минимизировать потери бизнеса в новых (неолиберальных) условиях за счет экономии на издержках труда и усиления эксплуатации рабочего класса. Но, как показывает нынешняя практика капиталистического хозяйствования и накопления, они обладают весьма ограниченными возможностями в преодолении безработицы в период депрессии и подводят итоговую черту под "золотым веком" фордизма, основные гарантии которого (например, законодательство в области защиты занятости, социального обеспечения, индустриальных отношений) рассматриваются сегодня не иначе как институциональная основа "евросклероза", который поразил европейские рынки рабочей силы и лишил их способности реабсорбировать безработицу, созданную вследствие в основном общих шоков, начиная с повышения цен на нефть и заканчивая снижением роста производительности труда. К этому необходимо добавить, что больше всего страдают от расширения гибкости занятости неквалифицированные рабочие, а также рабочие сферы услуг, выполняющие рутинные операции .Это ведет к дальнейшему ухудшению положения рабочего класса, и прежде всего на рынке труда. По последним данным Статистического управления ЕС (Евростат), безработица с учетом сезонных колебаний выросла в 16 странах еврозоны (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция) с 9,9% в январе 2010-го до 10% в феврале 2010 года. В феврале 2009 года этот показатель находился на уровне 8,3%. В целом в 27 странах ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония) безработица в феврале 2010 года составила 9,6%. Это на 1,3% больше, чем по итогам февраля 2009-го. Численность безработных в ЕС превышает 23 млн. чел., из них в еврозоне — 15,7 млн. чел. Наибольший прирост резервной армии труда в период между IV кварталом 2008 года и IV кварталом 2009-го был зарегистрирован в Латвии (с 13,2% до 21,7%), Эстонии (с 7,6% до 15,5%) и Литве (с 8,1% до 15,8%). Среди мужчин уровень безработицы в ЕС увеличился с 6,3% до 7,2%, среди женщин — с 7,4% до 7,7%, среди молодежи (до 25 лет) — с 14,7% до 16,6% Приведенные данные убедительно говорят о том, что на пути к "выздоровлению" и восстановлению экономики ЕС, как и США, предстоит преодолеть "дистанцию огромного размера".