Проблема занятости в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить проблему занятости в мировой экономике и рассмотреть возможные пути решения данной проблемы. Основные задачи:
- рассмотреть занятость в мировой экономике : категориальный ряд проблем
- провести сравнительный анализ безработицы США, Евросоюза, России и Китая
- рассмотреть пути решения проблем безработицы в современных условиях

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАНЯТОСТЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ РЯД ПРОБЛЕМ
1.1. Понятие, сущность и виды занятости
1.2. Причины и виды безработицы
1.3. Последствия безработицы
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В США, ЕВРОСОЮЗЕ, РОССИИ И КИТАЕ
2.1. Проблема безработицы в США и Евросоюзе в условиях глобального кризиса
2.2. Проблема занятости в Китае
2.3. Современное состояние безработицы в России
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Опыт государств и пути снижения безработицы в России
3.2. Учреждения, социальные службы для безработицы и их семей
3.3. Перспективы в области занятости в мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 88.86 Кб (Скачать файл)

 

          2.2. Проблема занятости в Китае

 

 

   Проблемы в сфере  занятости в современном Китае  отличаются рядом уникальных  специфических черт и находятся  в тесной взаимосвязи друг  с другом.Нельзя сводить все кризисные явления в данной области к одной лишь безработице, хотя, несомненно, именно этот аспект затрагивает наибольшее количество населения. Несмотря на то, что безработица, а следовательно, и высокая конкуренция на рынке труда, обеспечивает Китаю одно из важнейших его экономических преимуществ — низкие цены на выпускаемую продукцию из-за крайней дешевизны рабочей силы, ситуация в социальной сфере от этого постоянно ухудшается, наращивая потенциал для взрывов социального недовольства. Что касается проблем с трудоустройством, то ситуация в данном случае, двояка. С одной стороны, официальная статистика успокаивает. В 2009 году коэффициент зарегистрированной безработицы составил всего 4%  (около 30 млн человек), сократившись по сравнению с предыдущим годом на 0,1%. Тем не менее, данная цифра является чересчур оптимистической, так как далеко не все безработные китайцы регистрируются в государственных органах в качестве нетрудоустроенного населения. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао говорит о цифре в 4,5%  (около 35 млн человек), хотя, в целом, разница невелика и даже эти 0,5% никоим образом не отражают реальную картину в сфере занятости. Кроме того, большинство исследователей сходится на том, что статистические данные, характеризующие ситуацию в сфере трудоустройства, говорят лишь о состоянии проблемы среди городского населения Китая. Так, количество занятого населения составило 769,9 млн человек, из которых 38,1% являются лицами, работающими в городах, а 61,9% - сельские труженики (см. рисунок 1). По данным некоторых зарубежных авторов, на сегодняшний день безработица в городах достигла 30 млн человек . 
 
 С другой стороны, те же официальные власти бьют тревогу. Министр труда и социального обеспечения КНР Тянь Чэнпин заявил, что в 2011 году 24 млн претендентов на рабочие места правительство сможет обеспечить занятостью лишь наполовину. Министр подчеркнул, что ситуация в сфере безработицы крайне серьезна и в ближайшие годы «спрос на рабочие места будет только возрастать» . Таким образом, проблема гораздо острее, чем представляется по прочтении отчетов. 
 
Оборотной стороной проблем в области трудоустройства в КНР является острый дефицит квалифицированных кадров, способных претворить в жизнь планы руководства страны по переходу Китая на качественно новый уровень практически во всех сферах жизни. Удельный вес высококвалифицированных рабочий не достигает 4%, а удельный вес рабочих с начальной квалификацией составляет примерно 80% . Данные проблемы затрагивают почти все направления экономического развития КНР: от перехода на производство высокотехнологичной продукции до формирования новой финансовой системы и т.д. Как и в предыдущем случае, подвижки в данной области происходят крайне медленно. Решение указанного вопроса неминуемо  должно сопровождаться модернизацией системы образования (и не только высшего), изменением ключевых принципов китайского менеджмента (в рамках которого практикуется довольно-таки авторитарный стиль руководства, а инициатива от подчиненных, как и мероприятия по повышению их квалификации, явление редкое), а также созданием соответствующей инфраструктуры, способствующей практической реализации знаний, умений и творческой деятельности данного квалифицированного персонала.  
 
Отчасти данную проблему призвано решить заимствование зарубежного опыта. Во всем мире китайские студенты, да и специалисты, повышающие квалификацию, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. При, как правило, довольно невысоком уровне базовой подготовки они, тем не менее, отличаются огромным трудолюбием, дисциплинированностью, прекрасно усваивают материал и демонстрируют неплохие показатели в учебе. Однако и в данной картине есть один существенный недостаток: по получении соответствующего образования эти молодые специалисты далеко не все и не всегда горят желанием вернуться на историческую родину и самоотверженно работать на благо последней. По прогнозам Министерства образования КНР, к 2011 году на учебу за границу будут выезжать не менее 200 тыс. человек ежегодно, при этом 60% из них будут возвращаться после получения диплома. Наиболее популярными регионами, куда отправляются на учебу китайские студенты, являются Западная Европа (около 50%) и Северная Америка (около 20%), а также Австралия и Новая Зеландия (менее 10%) . 
 
Еще одним важным явлением, характеризующим кризисные явления в сфере трудоустройства, является структура занятости в КНР. Сочетание т.н. «трех индустрий» в структуре китайской занятости демонстрирует, что в отличие от государств с развитой экономикой, в Китае в настоящее время все еще является преимущественно аграрной страной. В 2007 году количество населения, занятого в сфере «первой индустрии»  составила 314,44 млн человек, что составляет 40,8% от общего числа трудоустроенных граждан Китая. Количество занятых в сфере «второй индустрии»  достигло 206,29 млн человек, составив, соответственно, 26,8% от общего числа занятых. Количество населения, занятого в сфере «третьей индустрии» составило 249,17 млн чел., что составляет 32,4% от общего числа трудоустроенных.

 

          2.3. Современное состояние безработицы  в России

 

 

   В XXI веке развитие экономики целиком связано с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа научно-технического прогресса, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. 
 
На современном этапе развития экономики Россия встала на путь реформ и преобразований. Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда. В 1992г., впервые после 1930 года, возобновился учет безработных. В России были зарегистрированы первые сотни тысяч безработных, а именно около 0,5млн. человек (при фактической безработице в 3,9 млн. человек). Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с осуществляемым в настоящее время переходом к рыночной экономике. 
 
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни в стране проявилось много факторов, влияющих на рынок рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказалось на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствовало возникновению локальных очагов безработицы. Результатом этого стал рост безработицы с 3,9млн. чел. в 1992г. до 7 млн. чел. в 2000г. 
 
К 2000 году рыночный механизм экономики начинает работать, постепенно начинают восстанавливаться закрытые производства. Значительно возрастает строительный сектор экономики, особенно в таких городах как Москва, С-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, что приводит к потребности квалифицированных кадров. 
 
 Развитие строительного бизнеса повлекло за собой подъем в таких отраслях экономики как металлургия и переработка метала (строительство потребляет 10-15% металлургической продукции), производство строй материалов (по всей стране возобновляют работу кирпичные заводы, заводы по производству цемента), а это десятки тысяч новых рабочих мест. В связи с этим к 2002 безработица сократилась до 6,1млн.чел. 
 
После дефолта в 1998 году в связи с резким сокращением импорта иностранной продукции в Россию, Правительство РФ начало активную поддержку товарных сельхозпроизводителей. Подъем в сельском хозяйстве повлек за собой роста производства в комплементарных отраслях, таких как производство химических удобрений и средств защиты растений, тракторостроение и производство сельхоз оборудования, а также значительно развился перерабатывающий комплекс (молочно-перерабатывающие концерны «Вим-Биль-Дан», «Данон», «Нутриция», «Карат»;  
 
мясоперерабатывающие заводы «Клинский», «ВЕЛКОМ», «Царицыно»). А это еще десятки тысяч рабочих мест по всей России (рис.2). 
 
  
 
В начале XXI века Россия столкнулась с нехваткой разведанных нефтегазовых месторождений, что повлекло за собой инвестиции и развитие геологоразведовательных работ. Вместе с тем, после развала СССР Россия потеряла значительное количество нефтеперегонных терминалов (в Прибалтике, на Украине). В срочном порядке началось строительство новых нефтегазопроводов и терминалов в Ленинградской области, в Новороссийске, а это еще новое высокооплачиваемые рабочие места.                                               Научно технический прогресс требует новых высококвалифицированных кадров, что ведет к вовлечению дополнительных инвестиций в учебный процесс, то есть в ВУЗах открываются новые кафедры, открываются новые учебные заведения, курсы повышения квалификации и переквалификации рабочего персонала. Все это ведет к постепенному снижению безработицы. На октябрь 2009 года по данным Федеральной статистической службы безработица составила 4,2 млн. человек. Что соответствует естественному уровню безработицы для высокоразвитых стран. Все статистические данные представлены в Приложени 1 и 2, в Приложении  3 указаны данные по занятости в различных формах собственности.

      3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

          3.1. Опыт государств и пути снижения  безработицы в России

 

 

   Уровень безработицы в 6-7% (по оценке МОТ) в Российской Федерации, где на протяжении 70 лет господствовала идеология полной занятости, воспринимается болезненно. Ситуация усугубляется в связи с неотлаженностью механизма конкретной помощи безработным и недостатком ресурсов, которые государство может выделить на эти цели.  
 
Подобная норма безработицы по оценкам международной организации труда не является катастрофической. Но вопрос заключается не в уровне безработицы, а в том, какие процессы и тенденции он отражает. 
 
В условиях рыночной экономики процесс высвобождения рабочей силы из производственного процесса является неотъемлемой ее частью, однако продолжительность таких периодов невелика. Примером являются США, занимающих первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест. Динамизм американского рынка труда способствовал формированию так называемого «нового взгляда» на безработицу как на распространенное, но кратковременное явление. При этом, однако, американцы всерьез обеспокоены низким качеством новых рабочих мест. Проблема их «обогащения» является сегодня одной из ключевых в американской политике занятости. 
 
Иная ситуация сложилась в Европе и Австралии, где характерны концентрация безработицы в определенных сегментах рынка и возрастание численности и удельного веса длительно безработных, постепенно теряющих связь с рынком и утрачивающих свои знания и навыки. Угроза формирования у этих слоев «культуры безработицы» побуждает правительства повысить внимание к их реабилитации. 
 
Во всех этих случаях политика занятости подчинена стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному человеку не просто работы, а возможности в наибольшей степени реализовать свой трудовой потенциал и получить за это соответственно достойное вознаграждение. Политика помощи безработным является органической частью общей стратегии и это определяет два направления: 
 
1)Помощь длительно безработным, поскольку речь идет о возможной утрате накопленного человеческого капитала (ведущей составляющей национального богатства любой страны),  
 
2)Помощь молодежи, трудовые навыки которой еще не реализованы, 
 
3)Помощь специалистам-профессионалам, потерявшим работу как наиболее ценной категории работников. 
 
Что касается России, то для нее реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих высококвалифицированного труда, и роста занятости в торговле и посреднической деятельности, охранном бизнесе, то есть преимущественно в рамках неформального сектора экономики. Кроме того, происходит нарастание длительной застойной безработицы. На данных проблемах и должна, на мой взгляд, сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Большинство из них (за исключением Швеции) большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на выплату значительных пособий по безработице. Последнее время идет тенденция к усилению роли активных мер регулирования безработицы. В связи со спецификой рыночной экономики в России не все они могут использоваться.                                                                                                     Так, активные меры, направленные на регулирование спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возможно лишь в очень ограниченных масштабах в районах очаговой безработицы. 
 
Речь идет о выплате субсидий, предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, а содействует занятости тех контингентов безработных, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы. 
 
Привлекательной, но дорогостоящей мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест (строительство новых мощностей, размещение государственных заказов на конкретных предприятиях). Безусловное ее преимущество – субъективный характер. При наличии хотя бы минимальных средств такие программы также наиболее рационально использовать на финансирование инфраструктурных проектов (строительство дорог, мостов), а также в сельской местности. Это не только позволяет предоставить людям работу, но дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона, что в свою очередь может создать дополнительные возможности занятости населения. Прямые государственные вложения в создание рабочих мест необходимо направлять также на целевые программы содействия занятости инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью. 
 
Значительную роль играют меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения труда. Ключевое место среди них занимает рациональное использование гибких форм занятости. На Западе в последнее десятилетие гибкая занятость развивается очень быстро. Появились новые категории работников, традиционно работающие в определенной фирме, но занятые неполное рабочее время или работающие временно по гибкому графику на разных работодателей. Этот процесс, однако, неоднозначен и нередко протекает достаточно болезненно. Поэтому необходимо проанализировать последствия распространения гибких форм занятости населения в России и выработать адекватные методы регулирования этой сферы. Такие меры наиболее широко применяются в российском автомобилестроении, так с уменьшение спроса на автомобиль Ford на короткий период времени закрывался «Лужский автомобильный завод», но с сохранением рабочих мест. 
 
Представляется очень важным содействовать рациональному распространению частичной занятости на основе гибких графиков. Хрестоматийным примером такой политики стал опыт концерна Volkswagen. В условиях вынужденного сокращения объема производства и соответственно спроса на труд персоналу было предложено 150 вариантов четырехдневной рабочей недели. В результате компании удалось сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получили возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда. Такое решение проблемы, не требующее к тому же дополнительных финансовых ресурсов, на наш взгляд, предпочтительней, чем принудительные отпуска для части занятых или введение единых для всех 1-2-х нерабочих дней в неделю.                                                                                                       Распространение гибких форм занятости в российских условиях имеет большое значение и потому, что многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности, требующую соответствующей профессиональной подготовки, знаний и опыта, с работой в рамках неформального сектора, не требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бедности (такая форма занятости широко распространена в России в сельской местности).  
 
Еще одной мерой содействия гибкой занятости является развитие системы отпусков. В этом плане важен опыт Дании работники имеют право на получение полностью или частично оплачиваемого отпуска сроком до 1 года для пополнения образования, по уходу за ребенком (до 8-летнего возраста), по личным обстоятельствам. Освобождающиеся рабочие места должны быть предоставлены безработным на условиях временной занятости. Программа имеет целью улучшение структуры занятости в результате добровольной ротации. 
 
В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования. 
 
Таким образом, в политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики.

 

          3.2. Учреждения, социальные службы  для безработицы и их семей

 

 

   Очень часто безработным и их семьям требуется помощь. Однако это не означает низведение человека до роли опекаемого и потребителя государственных услуг. Главный принцип здесь - усиление позиций каждого человека. Имеется в виду возможность получения или повышения образования, профессии, приобретения собственности, достижения более высокого уровня материального благополучия и т.д. [19, c.60]

Таким образом, основная помощь должна быть направлена на предоставление безработным работы, с тем, чтобы  они ни от кого не зависели и сами могли удовлетворить все свои потребности.

Приоритетным направлением помощи безработным в настоящее  время должно быть сохранение действующих  рабочих мест. Одним из путей достижения этого может быть, например, введение определенного порядка, который  ставит предпринимателя перед альтернативой; либо сохранять рабочие места, либо нести расходы по переподготовке и материальной поддержке высвобожденных работников.

Значительная роль в этом вопросе принадлежит органам  государственной службы занятости, которые обязаны подыскивать  безработным подходящую работу, а  в случае необходимости - помочь им в повышении квалификации, получении  новой профессии. [67, c.122]

Служба занятости создает  специальные организации, оказывающие  помощь безработным женщинам. Так, совместно  с Союзом женщин России организован  Центр социальной поддержки женщин. Его задачей является адаптация  женщин, испытывающих трудности в  поиске работы, содействие им в приобретении новой специальности и профессии. В соответствии с его программой около 600 женщин будут обучены основам  бизнеса и смогут впоследствии организовать собственное дело. Другое направление  работы центра -организация новых рабочих мест для женщин, в том числе - по машинной и ручной вязке изделий на ряде малых предприятий. Подобные организации имеются не только в Москве, но и во многих городах России. [77, c.10]

Значительная часть безработных  проявляет интерес к выполнению работ по начислению и перерасчету  пенсий, пособий, заполнению страховых  медицинских полисов и т.п.

Служба занятости занимается также:

подбором кадров для работодателей;

информированием населения  и работодателей о состоянии  ранка труда;

консультированием населения  по законодательству о занятости  и труде. [37, c.86-87]

Служба занятости может  оказывать помощь в трудоустройстве  детям-школьникам, предоставлять им работу на несколько часов в день или в неделю на период учебы; направлять их на лето в трудовые лагеря, где  они могли бы совмещать отдых  и посильную работу.

Определенную помощь подросткам могли бы оказать местные власти. Главы администрации имеют право "квотировать" места для молодежи, снижать налоги тем предприятиям, как государственным, так и частным, которые берут на работу молодых, создают новые рабочие места. Однако надо иметь в виду, что  создание вакансий - дорогое удовольствие для предпринимателей и поэтому  оно должно получать поддержку от государства: за счет усиления правовой безопасности для бизнесменов, совершенствования  налогового законодательства и выделения  банковских кредитов на приемлемых условиях. В большинстве регионов этого  не делается. Очевидно, местные власти еще не осознали, чем это им грозит и каковы будут последствия их невнимания к проблемам молодежи и подростков. [47, c.37]

Безработным могут помочь различные учебные заведения  и курсы, которые обучат их новым  профессиям и специальностям. Учебные  заведения могут помочь и сегодняшним  студентам, которым еще предстоит  в будущем стать работниками, а может Выть и безработными. Для  них следует ввести специальный курс, где студентов обучали бы, как надо действовать на рынке труда, наниматься на работу, вести переговоры, т.е. уметь представить себя как работника в наилучшем виде. Такая работа проводится во многих учебных заведениях за рубежом.

Помощь семье безработных  могут оказать также различные  детские досуговые учреждения и организации, которые могли бы занять ребенка каким-либо делом, с тем, чтобы он не был предоставлен самому себе и не попал под влияние улицы, преступных группировок, асоциальных подростков и т.п.

И, наконец, помочь безработным, а, следовательно, и их семьям, могут  и сами производственные коллективы. Возможности государства, особенно сегодня, очень ограничены. Однако даже в развитых странах, где они существенно  выше, роль предприятий в организации  социальной защиты очень велика. Многие концерны и фирмы создают собственные  фонды социальной защиты трудящихся, позволяющие решать многие социальные и производственные проблемы.

Фонды социальной защиты на предприятиях выступают как многоцелевые. Их цели - оказание помощи безработным. предоставление работникам возможности преждевременного выхода на пенсию, дополнительных пенсионных выплат и т.п. Создаются подобные фонды либо на односторонней основе, т.е. за счет прибыли предприятия, либо на двухсторонней - прибыли предприятий и взносов профсоюзов, либо на трехсторонней - прибыли, предприятий, взносов профсоюзов и самих работников. [58, c.90-91] Последний вариант признается наиболее целесообразным.

Все взносы в фонд являются возмездными, т.е. все участники, в  конечном счете, получают их обратно. Наиболее важным и интересным здесь является процедура возмещения взносов предприятий. Для достижения этого имеется  два пути. Первый - это включение  таких затрат в цену продукции  и услуг. Однако в этом случае предприятие  может стать неконкурентоспособным. В связи с этим более распространенным является другой путь. Свободные денежные средства фонда социальной защиты используются фирмой - организатором в хозяйственном  обороте. И таким образом, создание таких фондов становится выгодным и  для предпринимателей и для наемных  работников. [58, c.90-91]

Информация о работе Проблема занятости в мировой экономике