Проблема занятости в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить проблему занятости в мировой экономике и рассмотреть возможные пути решения данной проблемы. Основные задачи:
- рассмотреть занятость в мировой экономике : категориальный ряд проблем
- провести сравнительный анализ безработицы США, Евросоюза, России и Китая
- рассмотреть пути решения проблем безработицы в современных условиях

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗАНЯТОСТЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ РЯД ПРОБЛЕМ
1.1. Понятие, сущность и виды занятости
1.2. Причины и виды безработицы
1.3. Последствия безработицы
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В США, ЕВРОСОЮЗЕ, РОССИИ И КИТАЕ
2.1. Проблема безработицы в США и Евросоюзе в условиях глобального кризиса
2.2. Проблема занятости в Китае
2.3. Современное состояние безработицы в России
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Опыт государств и пути снижения безработицы в России
3.2. Учреждения, социальные службы для безработицы и их семей
3.3. Перспективы в области занятости в мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Текст.docx

— 88.86 Кб (Скачать файл)

В решении задач обеспечения  занятости населения большую  роль могут сыграть добровольные объединения предприятий, учреждений, организаций и самих трудящихся по "интересам" для выживания  в условиях конкуренции. В этих целях  представляется целесообразным, например, объединение промышленных или строительных предприятий с научно-исследовательскими учреждениями и организациями, региональными  информационными центрами, банками  в добровольные ассоциации. Их цель, прежде всего, в оказании друг другу  технической, аналитической и финансовой помощи, что может помочь сохранить  трудовые коллективы. Не менее важную роль могут сыграть и так называемые интеграционные кассы. Они создаются на основе добровольных взносов организаций, их образующих. В случае необходимости каждый участник кассы может получить беспроцентную ссуду. [60, c.37-38]

Для сохранения рабочих коллективов  могут быть рекомендованы и другие пути. Наиболее распространенными среди  них являются: установление сокращенных  рабочего дня и недели, разделение рабочего места между двумя работниками  и установление в этой связи гибкого  графика работ, увеличение продолжительности  оплачиваемого отпуска. Существенным подспорьем может стать развитие общественных работ.

Важное значение может иметь создание общественных ассоциаций работников, выступающих как организации взаимопомощи. Опыт зарубежных стран показывает их эффективность. Они могли бы оказать человеку не только материальную, но и моральную поддержку. [54, c.63-64]

Резюмируя сказанное, надо отметить, что вся деятельность служб, занимающихся помощью безработным и их семьям, должна подчиняться установкам, которые  очень четко и кратко сформулировала партия ХДС-ХСС. Они заключаются  в следующем:

"Лучше воспрепятствовать  возникновению социального зла,  чем устранять его последствия", "социальная политика, ориентированная  в будущее, должна быть профилактической  и сочетать в себе рентабельность  и гуманность". Рентабельное и  гуманное, с их точки зрения, означает, во-первых, дать возможность семье  выполнять свои воспитательные  функции и лишь в случае  необходимости финансировать дорогостоящие  учреждения по возмещению ущерба, возникшего как результат недостаточной  заботы семьи и государства  о детях; во-вторых, предотвращать  несчастные случаи значительно  проще и легче, чем смягчать  их последствия; в-третьих, сохранять  здоровье, а не бороться с болезнями. [33, c.55-56]

Определенную помощь безработным  могут оказывать социальные службы.

1. Социальные работники  должны выявлять семьи безработных,  наблюдать за ними, изучать их  состояние, потребности. Для анализа  семьи необходимы следующие данные:

количество членов семьи, в том числе детей;

пол и возраст детей  и родителей;

материальное положение  семьи;

количество безработных  в семье;

продолжительность периода  безработицы, ее причины;

жилищные условия;

отношения между родителями, детьми, родителями и детьми;

состояние здоровья детей  и родителей, наличие больных, инвалидов  с детства;

уровень образования безработных;

профессия безработных, их трудовой стаж;

сведения о том, учатся ли их дети, в каком учебном заведении;

успеваемость детей;

наличие детей, которые не учатся и не работают, причины этого;

наличие асоциального поведения  у членов семьи, его типы (алкоголизм, наркомания и др.);

возможности проведения летнего  отдыха;

круг интересов семьи  и др.

Выявление основных проблем  в семье безработного позволит определить направления помощи, которую может  предложить им социальный работник. В  случае необходимости он может привлечь и другие организации. [79, c.122-123]

2. Оказание юридической  помощи: отстаивание интересов безработных  и их семей; предоставление  различных консультационных услуг  по правовым вопросам, трудовому  и социальному законодательству, в том числе защита прав  безработных в случае необоснованного  увольнения, неправильной выплаты  пособий и т.д.

3. Социальный работник  должен направлять нуждающихся в Службу психологической помощи населению. Некоторые исследования показывают, что в помощи профессионального психолога периодически нуждаются в различных регионах от 60 до 90% людей разного возраста. [79, c.126] Безработный очень часто находится в стрессовом состоянии, это отрицательно сказывается не только на его здоровье и психике, но и на его близких. Всем этим людям требуется помощь, чтобы по возможности безболезненно выйти из этого состояния.

4. Социальный работник, совместно  с предприятиями и организациями,  находящимися на данной территории, профсоюзами может заниматься  организацией досуга и отдыха  детей из семей безработных.

5. Социальный работник  может содействовать безработному  в поиске работы и его трудоустройстве.  Исследования, посвященные положительным  результатам этой деятельности, обычно сосредоточивают основное  внимание на самом факте устройства  на работу, а не на том. на какое время она предоставляется, насколько она сопоставима с предыдущей работой, лучше или хуже оплачивается. Однако, эти вопросы очень важны, и помогая безработному в выборе работы, социальный работник должен обратить на них внимание. [49, c.12]

6. Социальный работник  может помочь безработным в  создании их ассоциации. Никто  не может лучше, чем сам человек  решить свои проблемы и никто  не знает лучше него самого, чего ему нужно. Объединившись,  безработные могли бы создавать  собственные предприятия. При  этом они бы поддерживали друг  друга и морально, так как люди, находящиеся в одинаково тяжелом  положении, лучше понимают друг  друга. [50, c.225]

Особое внимание при этом следует обратить на развитие женского бизнеса. Сегодня во многих странах  мира, да и у нас в стране, женщины  занимаются бизнесом. В США, например, он становится преимущественно женской сферой: на каждого занятого в этой сфере мужчину приходится две женщины. А к 2000 г. по некоторым прогнозам женщины составят половину предпринимателей в малом бизнесе. Они могут создавать школы-сады, организовывать группы изучения иностранных языков, музыки, живописи и т.д. [71, c.26] Функциями социального работника в этом деле могут быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов; поиск лиц, нуждающихся друг в друге, и др.

7. Социальный работник  должен способствовать организации  различных курсов, кружков и школ, в том числе и частных. Целью  их создания является обучение  и переобучение работников. Сейчас  увольнению, как правило, подлежат  люди, профессия, квалификация которых  оказалась ненужной производству. И, следовательно, выплата им  пособий по безработице, пока  не будет найдена возможность  их трудоустройства по старой  профессии - пустая трата денег.  В любом случае через некоторое  время и то предприятие, куда  их трудоустроят, откажется от  работника такого профиля. [68, c.80]

Подобное направление  социальной защиты малоэффективно. Это, по существу, тупиковый путь. Главным  направлением должно стать качественное переобучение работника, которое позволит ему вновь включиться в работу, сделает его конкурентоспособным, инициативным функционером.

Другое направление деятельности социальных работников - предупредительные  мероприятия, способствующие сокращению возможности безработицы. Для этого  социальный работник может способствовать созданию различных кружков, курсов с тем, чтобы все желающие могли  расширить круг своих профессиональных знаний, а также умений и навыков, никак не связанных с их основной работой. Это дает возможность, во-первых, увеличить доход работника, а  во-вторых, легче найти работу в  случае увольнения или безработицы.

8. Большую роль могут  сыграть специальные детские  фонды. Их задачами должны стать  выявление детей, проявивших интерес  к бизнесу, организация для  них специальных курсов по  изучению его основ, помощь  на начальном этапе деятельности. Для детей, желающих заработать  деньги, можно было бы создать  - с их же помощью - детские  кооперативы, акционерные общества, товарищества. [72, c.22]

Возглавить и координировать эту работу мог бы социальный работник совместно с представителями  частнопредпринимательских структур и общественности. Опыт подобной работы уже имеется. В США, например, более семидесяти лет существует фирма, занимающаяся школьным экономическим образованием. Она ежегодно обучает более 1,2 млн. школьников в США и около 250 тыс. в 25 странах мира. Программа школы рассчитана на ребят любого возраста и опирается на определенные принципы:

соединение теории с практикой  реального бизнеса - основа стратегии;

сотрудничество образовательной  системы и деловых кругов - закон  успеха;

забота об учителе - основа процветания. [1, c.40-42]

Появилась штаб-квартира фирмы  и в Москве. Работающие там специалисты  на первом этапе, используя различные  социально - психологические тесты, выявляют детей, способных к бизнесу, определяют склонности к различным  его формам и направлениям, а на втором этапе начинается непосредственное обучение. При этом эксперты из США  отметили совершенно различную психологию и подход к делу наших школьников и американских. Юные россияне считают, что успешный бизнес невозможен без обмана и нечестных методов. Они в основном настроены на краткосрочные операции: побыстрее получить прибыль и прикрыть дело. Американские школьники исходят из того, что главное - репутация фирмы, учет долгосрочной перспективы. Поэтому обучать российских школьников требуется не только специальным профессиональным знаниям, но и этике делового общения. [1, c.43]

Аналогичная работа проводится и российскими предпринимателями  и бизнесменами. Так, в Казани учебный  центр республиканского фонда "Интеллект XXI века" открыл для школьников и  молодежи школу рыночной экономики. Программа в ней рассчитана на два семестра и включает изучение различных, в зависимости от желания, видов предпринимательской деятельности.

Главной же задачей этих и  подобных им фондов должна стать организация  рационального сочетания учебы  и труда подростков.

Осуществление такой  политики предполагает разработку и  реализацию правовых норм использования  детского труда. Сегодня закон фактически закрывает глаза на реальную детскую  занятость и отказывает детям  в таких же правах на работу, как  взрослым, поэтому так много работы делается детьми нелегально. В результате они очень. часто подвергаются эксплуатации по условиям труда, времени работы, оплате, нормам, безопасности (для взрослых это практически исключается, так как их права защищает профсоюзная организация). Особую тревогу вызывает использование детей частными и кооперативными организациями на вредных, низкооплачиваемых работах, на работах в ночное время или осуществляемых ими вместо занятий в школе. Заниматься борьбой с этим может и социальный работник совместно с представителями правоохранительных органов.

И, наконец, последнее - личность социального работника. Есть присказка: "Мы не настолько богаты, чтобы иметь дешевую позицию". [41, c.187]

Это в полной мере относится и к социальному  работнику. Зарплата и блага, которые  он будет получать как государственный  служащий, должны быть такими, чтобы  возникла необходимость в конкурсе и профотборе, которые позволят определить профессиональную пригодность претендентов и отобрать лучших. Именно тогда социальной работой будут заниматься люди, которые принесут наибольшую пользу.

 

          3.3. Перспективы в области занятости  в мире

 

 

   Перспективы в области занятости в мире весьма неопределенны. По прогнозам МОТ, в 2011 году более 60% экономически активного населения мира будут проживать в Азии, более 25% - в Китае. Возрастет доля и других регионов, где расположены PC, в частности, Африки южнее Сахары, Среднего Востока и Северной Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Напротив, доля экономически активного населения ПРС и стран с переходной экономикой сократится и составит около 20%. Именно в странах Азии и Африки южнее Сахары следует создавать большую часть новых рабочих мест - 60 и 15% соответственно. В целом для поглощения вновь прибывающих на рынок труда в течение 8 лет количество рабочих мест в мире должно увеличиться на 500 млн. Чтобы новые рабочие места способствовали сокращению бедности, они должны обеспечивать достойную зарплату и высокую производительность. В противном случае возрастет численность бедняков. Указывается, что для сокращения бедности и поглощения вновь прибывающих на рынок труда к 2011 году необходимо создать около 1 млрд. рабочих мест. Одновременно должна проводиться политика ускорения экономического роста. Однако перспективы экономического роста остаются неясными. Хотя в большинстве стран Азии отмечаются признаки возобновления экономического роста, здесь сохраняются факторы, препятствующие ему. Зависимость азиатских стран от импорта нефти и трудности в экономике Японии оказывают негативное влияние на возобновление роста доходов населения этого региона. Тем не менее, по прогнозам МОТ, к 2011 году здесь ожидается сокращение безработицы в два раза по сравнению с 2008 годом. Для этого необходим рост ВВП на уровне 4% в год (с. 5). 
 
В Китае проживает четверть экономически активного населения мира, и это является основным фактором изменения занятости в мире. Кроме того, Китай является лидером в текстильной промышленности, имеет огромные перспективы в сфере машиностроения, электроники и является лидером по объему привлеченных инвестиций. Более эффективный рынок труда Китая может открыть новые перспективы в области занятости, особенно в сфере услуг, которая недостаточно развита. В дальнейшем Китай будет по-прежнему привлекать прямые иностранные инвестиции для развития как внутреннего рынка, так и экспорта в другие страны Азии. Кроме того, некоторые страны азиатского региона намерены использовать обширный рынок Китая для сбыта своей экспортной продукции, что позволит им ослабить зависимость от ПРС, где сохраняются низкие темпы экономического роста. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна в 2002 году отмечались посредственные экономические результаты. Прирост ВВП в размере 3% недостаточен для значительного улучшения положения с занятостью. Чтобы вдвое сократить безработицу и долю бедных трудящихся, уровень экономического роста в течение 5-10 лет должен быть не менее 4,5% в год. В ближайшем будущем прогнозируется дальнейшее развитие и увеличение размеров неформальной экономики и численности бедных трудящихся в этой группе стран. В странах Северной Африки и Среднего Востока, несмотря на относительно высокие цены на нефть, сохраняющаяся политическая нестабильность оказывает отрицательное влияние как на инвестиции, так и на туризм. При условии достижения в 2008 году темпа экономического роста в 5,7% ситуация с занятостью может улучшиться, что позволит снизить уровень безработицы и долю бедных трудящихся. 
 
Страны с переходной экономикой нуждаются в привлечении иностранных инвестиций и в поддержании внутреннего спроса. Темпы экономического роста должны достичь в 2008 году 4,5%. По мере перехода к рыночной экономике и повышения доходов населения до уровня доходов в странах Западной Европы перспективы занятости в этой группе стран будут улучшаться. Но для ликвидации структурной безработицы экономический рост должен сопровождаться проведением соответствующей политики. Низкие темпы экономического роста в промышленно-развитых странах оказывают отрицательное влияние на экспорт других стран, что, как минимум, влечет за собой усиление давления на уровень заработной платы и условия труда в последних. Ухудшение положения с занятостью в мире, а также вероятность запаздывания экономического оживления и низких темпов экономического роста способствуют росту безработицы, неполной занятости и росту численности бедных трудящихся. МОТ выступило с призывом к 2015 году сократить в два раза уровень нищеты в мире, что предполагает недопущение замедления темпов экономического роста, которое может вылиться в экономический спад. Он будет иметь серьезные последствия для социальной и политической стабильности целых регионов. Кроме того, возросшая безработица и бедность лягут тяжелым бременем на бюджеты государств и будут препятствовать стабилизации финансового положения многих стран. Необходимо, чтобы ответственные лица сконцентрировали свои усилия на мерах по обеспечению экономического роста, поскольку высокие темпы экономического роста создают возможности для создания новых рабочих мест. Чтобы поддержать рост занятости в развивающихся странах и обеспечить создание 1 млрд. рабочих мест в течение следующих десяти лет, правительства должны преодолеть три комплекса фундаментальных структурных проблем.                                    Во-первых, спрос на рабочую силу в официальной экономике невысок и часто сокращается. В двух наиболее населенных странах - Индии и Китае - рост производства сопровождается незначительным увеличением использования рабочей силы. Структурные реформы и политика повышения конкурентоспособности приводят к сокращению занятости в традиционных отраслях, в частности, в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, Южной Африки и Латинской Америки. Чтобы создать необходимое количество рабочих мест для обеспечения работой растущее экономически активное население и высвобождающуюся рабочую силу при структурных изменениях в экономике, темпы роста производства должны быть очень высокими. Однако маловероятно, что такие высокие темпы будут достигнуты. В связи с этим в макроэкономическом плане необходимо стимулировать инвестиции в трудоемкие отрасли. Меры, направленные на стимулирование создания рабочих мест в частном секторе экономики, должны сопровождаться развитием инфраструктуры государственного сектора.               Во-вторых, на развивающиеся страны и на бедное население в наименьшей степени оказывают влияние внешние потрясения, которые могут вызвать рост безработицы и бедности. Поэтому власти должны уделять особое внимание проведению антициклической макроэкономической политики, направленной на смягчение негативного влияния замедления роста или экономического спада на занятость. Международные организации должны оказывать помощь странам, которые не в состоянии самостоятельно финансировать такую политику. Активная политика в области занятости и социальной защиты является основным элементом политики снижения экономической нестабильности в глобализированном мире.                                                                                           В долгосрочной перспективе стратегии развития должны быть нацелены на повышение экономического статуса страны в мире и получение более высоких дивидендов от торговли. Реализация этих задач предполагает диверсификацию производства, которая позволит распределить и смягчить риски нестабильности, снизить таможенные барьеры, ограничить отрицательные последствия зависимости экономики от спроса на сырьевую продукцию, а также отказ от протекционизма, которым пользуется сельское хозяйство ПРС. Для установления связей наиболее бедных районов с национальными и международными рынками следует развивать транспортную, энергетическую инфраструктуру и коммуникации, повышать квалификацию рабочей силы за счет увеличения инвестиций в образование и профессиональное обучение.                                                                                      В-третьих, существование бедности само по себе препятствует росту занятости, так как бедным не хватает образования и квалификации для получения достойной занятости и поддержания здоровья, необходимого для высокопроизводительной работы. В этих условиях власти должны принимать меры по оказанию помощи бедным в получении достойной, хорошо оплачиваемой работы. Снижение бедности предполагает создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий и их интеграции в формальную экономику, а также инвестиции в системы образования и здравоохранения для того, чтобы повысить производительность труда экономически активного населения.  
 

Информация о работе Проблема занятости в мировой экономике