Проблемы дифференциации регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

Особое значение для современной России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства жизни людей, является поступательное социально-экономическое развитие регионов. Проводимые в стране политические и экономические преобразования привели к регионализации − росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.
Развитие региона − многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 48.50 Кб (Скачать файл)

на тему: Проблемы дифференциации регионов

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Особое значение для современной  России, страны с огромной территорией  и чрезвычайно разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства жизни людей, является поступательное социально-экономическое  развитие регионов. Проводимые в стране политические и экономические преобразования привели к регионализации − росту  роли регионов во всех сферах экономической  жизни.

Развитие региона −  многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается  с точки зрения совокупности различных  социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом  развитии, оно обычно рассматривается  совместно с развитием социальным. Социально −экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как: рост производства и доходов; перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках.

Региональная политика государства  − это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная  с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов  между собой. Региональная политика представляет собой составную часть  национальной стратегии социально-экономического развития. Соответственно, экономическая  региональная политика государства  – это система экономических  мероприятий, осуществляемая государством в интересах того или иного  региона и направлена на увеличение конкурентоспособности последнего.

Актуальность данной темы исследования состоит в социальной стабильности. Она  является основой  развития страны, показателем способности  государства не просто разрешать  возникающие конфликты, а разрабатывать  и реализовывать единую, устойчивую и перспективную социальную политику, позволяющую обеспечить приемлемые условия развития, как отдельного района, так и страны в целом.

В своей работея попыталась показать основные причины дифференциации регионов России, какими показателями измеряется региональная дифференциация  и каким образом государство решает проблему регионального неравенства.

Цель работы – рассмотреть  и проанализировать экономическую  политику государства при дифференциации регионов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

Охарактеризоватьтеоретическиеаспектыэкономическойполитики

Ознакомиться  с инструментами управления экономическим  развитием региона и основными  направлениями государственной  помощи слаборазвитым регионам.

Показать, какую роль играет саморазвитие региона.

Объект исследования –  экономическая политика.

Предмет исследования – дифференциация регионов, в отношении которых  осуществляется экономическая политика.

1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНОВ  РОССИИ И ФОРМЫ 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ 

 

 

Традиционно в экономической  теории принято выделять два основных уровня анализа экономических феноменов  − макроэкономический и микроэкономический, в рамках которых изучается деятельность таких экономи¬ческих субъектов, как «государство» (макроэкономический субъект), «фирма» и «домохозяйство» (микроэкономические субъекты).

На современном этапе  развития регион выступает как экономически относительно самостоятельная подсистема, способная в собственных границах осуществлять воспроизводство .

Факторы способствующие становлению региона как самостоятельного экономического субъекта:

федеративная  форма государственного устройства, определяющая полномочия субъекта и  степень централизации и децентрализации  государственного управления. Разграничение  полномочий между федеральным центром  и субъектами федерации, выделение  федерального и регионального бюджетов, источников их формирования, разграничение  налоговой базы способствовало постепенному формированию условий, позволяющих  регионам выступать экономическими субъектами;

социально-экономический  потенциал, составляющий материальную основу самостоятельности региона. Сущность социально-экономического потенциала региона можно определить как  совокупность материальных и нематериальных ресурсов, определяющих возможности  эффективного и устойчивого функционирования экономики региона в постоянно  изменяющихся внешних условиях;

производственно-хозяйственная  специализация региона. Отрасли  народнохозяйственной специализации  в наибольшей степени реализуют  конкурентный потенциал регионов, образуют материальную и финансовую основу их устойчивого экономического развития и определяют уровень производительности труда. Регионы, специализирующиеся на выпуске конечной продукции, практически имеют более гибкую и эффективную отраслевую структуру по причине создания повышенной доли добавленной стоимости, наличия широких возможностей по адаптации к изменениям конъюнктуры рынка, рационального сочетания крупных, средних и малых предприятий;

регионализация  экономики, и как следствие, новая  роль регионов в организации хозяйственной  жизни. В настоящее время на региональные и местные органы управления законодательно возложено решение различных  задач экономического развития, развития социально-культурной сферы и т.д.;

наличие в  системе экономических интересов  особого регионального интереса (совокупность экономических интересов  различных групп населения, проживающих  в данном регионе или имеющих  здесь какую-либо собственность). В  структуре объекта региональных интересов условно можно выделить две стороны. Одна − результат  материально-вещественной деятельности предприятий и организаций, объектов производственной и социальной инфраструктуры, использования ресурсов окружающей среды и т.п.; другая (социально-экономическая), включающая общественные отношения  по производству, распределению, обмену и потреблению материальных и  духовных благ.

В рыночной экономике регион − это уже самостоятельный  экономический субъект, носитель собственных  экономических интересов.

Во-первых, регион формирует  органы представительной и исполнительной власти, осуществляет регулирование  экономики в собственных границах, выступая в качестве носителя государственных  функций.

Во-вторых, регион является крупным  субъектом региональной и муниципальной  собственности, а также субъектом  экономической деятельности, обладающим значительным ресурсным потенциалом  для саморазвития. Создаёт необходимую  среду для эффективного развития всех видов хозяйственной деятельности, осуществляемой на его территории. В-третьих, регион характеризуется  общими условиями хозяйствования в  пределах своей территории.

В-четвертых, регион представляет собой социум, в пределах которого воспроизводятся такие элементы социальной жизни, как: население, трудовые ресурсы, наука, образование, здравоохранение, культура, окружающая среда и др.

В реальной действительности регион представляет собой единое целое  со сложной структурой, где все  элементы взаимодействуют и испытывают воздействие со стороны остальных  элементов системы .

Регион как самостоятельный  экономический субъект, выполняет  две основные функции:

1) регион создает необходимые  условия для эффективного развития  всех видов хозяйственной деятельности, осуществляемой микроэкономическими  агентами (такими, как фирмы и  домашние хозяйства) на его  территории, что в наибольшей  степени связано с развитием  инфраструктурного комплекса. Продуктом  деятельности региона в данном  случае выступают общественные  блага;

2) регион организует воспроизводство  качественных ресурсов в собственных  границах. Здесь продуктом экономической  активности региона, как самостоятельного  субъекта экономики, являются  качественные ресурсы.

Регион является системой, имеющей множество внутренних и  внешних связей. Регион также является открытой системой, поэтому он не может  существовать независимо от других регионов и государства, в состав которого он входит, и не может взаимодействовать  с иностранными государствами (на уровне операций внешней торговли, миграционных процессов и т.д.).

1.1 Социально-экономическое  развитие регионов

Развитие региона неразрывно связано с бизнесом, успешное развитие которого способствует привлечению  инвестиций, росту налоговых поступлений, созданию новых рабочих мест, росту  среднего уровня заработной платы, потребности  в специалистах .

Создание новых рабочих мест способствует снижению социальной напряженности за счет снижения уровня безработицы в регионе. Привлечение инвестиций в основные средства, как правило, связано с развитием нового производства, что формирует спрос на специалистов определенных специальностей. Этот фактор способствует развитию высшего и среднего профессионального образования в регионе.

Налоговые поступления занимают существенную долю в формировании регионального  бюджета. У дотационных регионов в состав доходов также включаются поступления из средств федерального бюджета, трансферты.

Регион получает положительный  стимул социально-экономического развития за счет участия в федеральных  программах.

Своеобразным катализатором  социально-экономического развития служит обладание регионом факторов, которые  имеют определенную ценность на общероссийском или мировом уровне.

К группе катализаторов следует  отнести: наличие полезных ископаемых, географическое положение региона  или его статус (например, столица), наличие исторических и культурных памятников и прочие факторы. В зависимости  от того, каким комплексом факторов-катализаторов  владеет регион, и осуществляется стимулирующее развитие отраслевого  бизнеса на региональном уровне.

Если регион не имеет факторов-катализаторов, необходимо искусственно создать предпосылки  для их формирования.

При низкой эффективности  деятельности региональных органов  власти налоговая составляющая в  доходах регионального бюджета будет сокращаться.

В этом случае сложившаяся  негативная тенденция позволяет, с  одной стороны, отнести регион к  разряду дотационных, а с другой стороны, вынуждает применять меры, направленные на сокращение региональных расходов, снижение поддержки социальной сферы за счет средств регионального бюджета.

Во всей своей совокупности дотационные регионы имеют общие  отличительные признаки: относительно низкие уровни развития промышленности, доходов населения, развития социальной сферы в регионе и другие факторы.

Таким образом, регионы, не относящиеся  к разряду дотационных, развиваются более интенсивно и, соответственно, имеют более высокий инвестиционный и налоговый потенциалы. Существующая классификация регионов на регионы-доноры и дотационные регионы также предопределяет возможные тенденции их развития при неизменных условиях. Регионы-доноры развиваются достаточно динамично по сравнению с другими регионами страны, а самые низкие темпы развития принадлежат дотационным регионам.

Перед любой экономической  системой стоит проблема выбора: предпочесть  ли рыночное распределение доходов, корректируемое государством, или же государственное распределение  доходов, корректируемое рынком. Стремление к равенству в распределении  доходов всегда сопровождается падением экономической эффективности . Так как в подобной ситуации незачем эффективно работать ни бедному, все равно общество обеспечит материальную поддержку, ни богатому, все равно общество изымет часть дохода в виде налогов.

1.2 Основные направления  региональной политики 

Региональная политика государства– это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны  в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой .

Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально– экономического развития страны. Для России, региональная политика, имеет исключительно важное значение: вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. Характеризуя ситуацию в различных регионах России, можно выделить несколько региональных групп, имеющих специфические черты:

Первую группу составляют наименее стабильные регионы, где необходимы серьёзные государственные меры регулирования.

Во вторую группу входят регионы  повышенного риска в социальной сфере.

Третью группу представляют  регионы, имеющие чрезвычайно острые специфические проблемы: остановка  предприятий, вызванная ликвидаций или резким сокращением государственных  дотаций, нарушение поставок сырья  и т.д. Напряженная социально-экономическая  ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях−угроза  самому существованию государства, ведущая к его распаду . Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные направления, сохранить целостность и единство страны.

Сложившийся разрыв в развитии затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального  рынка. К тому же возрастает опасность  возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов.

Региональную диспропорцию определяют два типа факторов, характеризующих  неоднородность экономического пространства − абсолютные и относительные.

Абсолютные факторы связаны:

с особенностями  климата, рельефа;

местоположением по отношению к сложившимся рынкам и источникам снабжения;

Информация о работе Проблемы дифференциации регионов