Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 05:30, курсовая работа
Особое значение для современной России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства жизни людей, является поступательное социально-экономическое развитие регионов. Проводимые в стране политические и экономические преобразования привели к регионализации − росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.
Развитие региона − многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей.
на тему: Проблемы дифференциации регионов
ВВЕДЕНИЕ
Особое значение для современной России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства жизни людей, является поступательное социально-экономическое развитие регионов. Проводимые в стране политические и экономические преобразования привели к регионализации − росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.
Развитие региона −
многомерный и многоаспектный процесс,
который обычно рассматривается
с точки зрения совокупности различных
социальных и экономических целей.
Даже если речь идет только об экономическом
развитии, оно обычно рассматривается
совместно с развитием
Региональная политика государства
− это сфера деятельности по управлению
экономическим, социальным и политическим
развитием страны в пространственном,
региональном аспекте, т.е. связанная
с взаимоотношениями между
Актуальность данной темы исследования состоит в социальной стабильности. Она является основой развития страны, показателем способности государства не просто разрешать возникающие конфликты, а разрабатывать и реализовывать единую, устойчивую и перспективную социальную политику, позволяющую обеспечить приемлемые условия развития, как отдельного района, так и страны в целом.
В своей работея попыталась показать основные причины дифференциации регионов России, какими показателями измеряется региональная дифференциация и каким образом государство решает проблему регионального неравенства.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать экономическую политику государства при дифференциации регионов.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Охарактеризоватьтеоретическиеа
Ознакомиться с инструментами управления экономическим развитием региона и основными направлениями государственной помощи слаборазвитым регионам.
Показать, какую роль играет саморазвитие региона.
Объект исследования – экономическая политика.
Предмет исследования – дифференциация регионов, в отношении которых осуществляется экономическая политика.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНОВ РОССИИ И ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Традиционно в экономической
теории принято выделять два основных
уровня анализа экономических
На современном этапе
развития регион выступает как экономически
относительно самостоятельная подсистема,
способная в собственных
Факторы способствующие становлению региона как самостоятельного экономического субъекта:
федеративная
форма государственного устройства,
определяющая полномочия субъекта и
степень централизации и
социально-экономический потенциал, составляющий материальную основу самостоятельности региона. Сущность социально-экономического потенциала региона можно определить как совокупность материальных и нематериальных ресурсов, определяющих возможности эффективного и устойчивого функционирования экономики региона в постоянно изменяющихся внешних условиях;
производственно-хозяйственная специализация региона. Отрасли народнохозяйственной специализации в наибольшей степени реализуют конкурентный потенциал регионов, образуют материальную и финансовую основу их устойчивого экономического развития и определяют уровень производительности труда. Регионы, специализирующиеся на выпуске конечной продукции, практически имеют более гибкую и эффективную отраслевую структуру по причине создания повышенной доли добавленной стоимости, наличия широких возможностей по адаптации к изменениям конъюнктуры рынка, рационального сочетания крупных, средних и малых предприятий;
регионализация экономики, и как следствие, новая роль регионов в организации хозяйственной жизни. В настоящее время на региональные и местные органы управления законодательно возложено решение различных задач экономического развития, развития социально-культурной сферы и т.д.;
наличие в
системе экономических
В рыночной экономике регион − это уже самостоятельный экономический субъект, носитель собственных экономических интересов.
Во-первых, регион формирует
органы представительной и исполнительной
власти, осуществляет регулирование
экономики в собственных
Во-вторых, регион является крупным
субъектом региональной и муниципальной
собственности, а также субъектом
экономической деятельности, обладающим
значительным ресурсным потенциалом
для саморазвития. Создаёт необходимую
среду для эффективного развития
всех видов хозяйственной
В-четвертых, регион представляет собой социум, в пределах которого воспроизводятся такие элементы социальной жизни, как: население, трудовые ресурсы, наука, образование, здравоохранение, культура, окружающая среда и др.
В реальной действительности регион представляет собой единое целое со сложной структурой, где все элементы взаимодействуют и испытывают воздействие со стороны остальных элементов системы .
Регион как самостоятельный экономический субъект, выполняет две основные функции:
1) регион создает необходимые
условия для эффективного
2) регион организует
Регион является системой, имеющей множество внутренних и внешних связей. Регион также является открытой системой, поэтому он не может существовать независимо от других регионов и государства, в состав которого он входит, и не может взаимодействовать с иностранными государствами (на уровне операций внешней торговли, миграционных процессов и т.д.).
1.1 Социально-экономическое развитие регионов
Развитие региона неразрывно связано с бизнесом, успешное развитие которого способствует привлечению инвестиций, росту налоговых поступлений, созданию новых рабочих мест, росту среднего уровня заработной платы, потребности в специалистах .
Создание новых рабочих мест способствует снижению социальной напряженности за счет снижения уровня безработицы в регионе. Привлечение инвестиций в основные средства, как правило, связано с развитием нового производства, что формирует спрос на специалистов определенных специальностей. Этот фактор способствует развитию высшего и среднего профессионального образования в регионе.
Налоговые поступления занимают существенную долю в формировании регионального бюджета. У дотационных регионов в состав доходов также включаются поступления из средств федерального бюджета, трансферты.
Регион получает положительный стимул социально-экономического развития за счет участия в федеральных программах.
Своеобразным катализатором социально-экономического развития служит обладание регионом факторов, которые имеют определенную ценность на общероссийском или мировом уровне.
К группе катализаторов следует отнести: наличие полезных ископаемых, географическое положение региона или его статус (например, столица), наличие исторических и культурных памятников и прочие факторы. В зависимости от того, каким комплексом факторов-катализаторов владеет регион, и осуществляется стимулирующее развитие отраслевого бизнеса на региональном уровне.
Если регион не имеет факторов-катализаторов, необходимо искусственно создать предпосылки для их формирования.
При низкой эффективности деятельности региональных органов власти налоговая составляющая в доходах регионального бюджета будет сокращаться.
В этом случае сложившаяся негативная тенденция позволяет, с одной стороны, отнести регион к разряду дотационных, а с другой стороны, вынуждает применять меры, направленные на сокращение региональных расходов, снижение поддержки социальной сферы за счет средств регионального бюджета.
Во всей своей совокупности
дотационные регионы имеют
Таким образом, регионы, не относящиеся к разряду дотационных, развиваются более интенсивно и, соответственно, имеют более высокий инвестиционный и налоговый потенциалы. Существующая классификация регионов на регионы-доноры и дотационные регионы также предопределяет возможные тенденции их развития при неизменных условиях. Регионы-доноры развиваются достаточно динамично по сравнению с другими регионами страны, а самые низкие темпы развития принадлежат дотационным регионам.
Перед любой экономической системой стоит проблема выбора: предпочесть ли рыночное распределение доходов, корректируемое государством, или же государственное распределение доходов, корректируемое рынком. Стремление к равенству в распределении доходов всегда сопровождается падением экономической эффективности . Так как в подобной ситуации незачем эффективно работать ни бедному, все равно общество обеспечит материальную поддержку, ни богатому, все равно общество изымет часть дохода в виде налогов.
1.2 Основные направления региональной политики
Региональная политика государства– это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой .
Региональная политика представляет
собой составную часть
Первую группу составляют наименее стабильные регионы, где необходимы серьёзные государственные меры регулирования.
Во вторую группу входят регионы повышенного риска в социальной сфере.
Третью группу представляют
регионы, имеющие чрезвычайно острые
специфические проблемы: остановка
предприятий, вызванная ликвидаций
или резким сокращением государственных
дотаций, нарушение поставок сырья
и т.д. Напряженная социально-
Сложившийся разрыв в развитии
затрудняет проведение единой политики
социально-экономических
Региональную диспропорцию определяют два типа факторов, характеризующих неоднородность экономического пространства − абсолютные и относительные.
Абсолютные факторы связаны:
с особенностями климата, рельефа;
местоположением по отношению к сложившимся рынкам и источникам снабжения;