Проблемы дифференциации регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

Особое значение для современной России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства жизни людей, является поступательное социально-экономическое развитие регионов. Проводимые в стране политические и экономические преобразования привели к регионализации − росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.
Развитие региона − многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 48.50 Кб (Скачать файл)

размещением естественных ресурсов;

степенью  заселенности и характером размещения населения в регионе;

историческими и этническими особенностями  того или иного региона.

Принципы и результаты распределения ресурсов, а также  сравнительная эффективность их использования в пространстве определяют относительные факторы региональной дифференциации доходов, к которым  относятся:

объем душевого производства ВРП;

структура производства и неудовлетворенная структура  занятости;

различный экономический  потенциал регионов;

экономическая эффективность;

накопленные инвестиции;

процесс «суверенизации территорий»;

возможности экспорта полезных ископаемых;

импортные возможности;

объем и конкурентоспособность  производимой продукции;

преобладание  в регионе нерентабельных предприятий, депрессивных секторов экономики;

региональные  особенности распределения доходов;

ценовые факторы;

низкая способность  населения адаптироваться к новому типу экономических отношений;

неэффективность действующей системы социальной защиты населения.

Одними из самых важных объективных условий формирования неравенства выступают размеры  ВРП на душу населения и уровень  благосостояния нижних социальных слоев.

1.3 Инструменты управления  экономическим развитием региона

Наиболее важным аспектом при регулировании регионального  развития является его финансовая составляющая, поскольку любые действия будут  предприниматься лишь при условии  проплаты всех связанных с ними расходов .

С точки зрения регионов –  субъектов Федерации вся политика формиро-вания федерального бюджета определяется двумя главными вопросами: кто и сколько отдает в этот бюджет и кто и сколько из него получает. Вот почему в построении федерального бюджета так важна «региональная справедливость».

Спектр регионально ориентированных  расходов федерального бюджета необычайно широк: от финансовой поддержки отраслей до финансирования социальных программ. Их важная особенность состоит в том, что они по общепринятой классификации расходов бюджета не рассматриваются в качестве открытых затрат на территориальное развитие, а выступают в качестве скрытой формы финансовой поддержки регионов .

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Главный вопрос, на который  отвечает стратегический план регионального  развития сегодня −это как выйти  из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований − созданию условий, обес¬печивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах.

Региональная политика ‒  составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических  мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни  населения. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании  наиболее острых социальных и экономических  диспропорций между отдельными районами страны.Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). Во втором случае государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия  государства в регулировании  регионального развития тесно связаны  с административными− это осуществление  государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета посредством  контрактной системы .

Методы проведения региональной политики:

выделение «нуждающихся»  районов, по отношению к которым  государство должно проводить региональную политику;

«реанимация»  депрессивных районов;

«стимулирующая» политика;

«компенсирующая»  политика.

Методы косвенного регулирования  регионального развития включают создание специальных фондов регионального  развития (федеральных, областных и  др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения  различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических  и экологических условиях.

Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся  районах страны предусматривают:

прямую финансовую помощь;

 займы  на выгодных условиях и налоговые льготы;

 создание  за счет государства производственной  и социальной инфраструктуры;

 размещение  государственных заказов;

 политика  направления в необходимое русло  миграционных потоков населения.

1.4 Федеральные целевые  программы – один из способов  помощи отсталым регионам

Разработка и осуществление  федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших  мест в достижении целей государст-венной региональной политики :

− укрепление экономических  основ территориальной целостности  и ста-бильности государства;

− содействие развитию и  укреплению экономической реформы, формиро¬ванию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и ры¬ночной инфраструктуры;

− сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономи¬ческого развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, ра¬ционализация систем расселения;

− достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение  жизнеспособности региональной экономики.

Федеральные целевые программы  регионального назначения, направ-ленные на решение проблем конкретных регионов, призваны тем самым способствовать и достижению названных выше общих целей региональной политики . При этом особая роль федеральных целевых программ развития регионов в решении задач, связанных с межрегиональной асимметрией. В силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов.

Сокращение роли государства  в регулировании доходов населения  ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге  - к падению производства, снижению его эффективности.

2 АНАЛИЗ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-

 ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

 ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Трудно не согласиться  с академиком А.Г. Гранбергом в том, что «неоднородность, или дифференциация экономического пространства, оказывает значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективностьэкономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики» . Поэтому исследование масштабов, структуры и динамики межрегионального экономического неравенства является важной задачей, позволяющей выявлять наиболее острые проблемы регионального развития и намечать подходы к их решению.

Исследование структуры  и динамики межрегионального экономического неравенства требует сведения многообразия региональных показателей к одному или нескольким ключевым индикаторам, динамику которых удобно интерпретировать. В качестве такого индикатора можно  использовать индекс Тейла, который определяют по формуле

 

IT=(∑kiYiLn Yi/Pi)/(YY/P),i=1       

где, Yi– ВРП i-го региона; Y− сумма ВРП регионов страны; Рi−население i-го региона; Р−население страны.

В случае абсолютного межрегионального паритета индекс ТейлаIT принимает минимальное значение, равное нулю. По мере увеличения степени межрегионального неравенства IT возрастает.

Важное преимущество индекса  Тейла заключается в том, что он позволяет разложить показатель общего межрегионального неравенства на две составляющие, отражающие межмакрорегиональное и внутримакро-региональное экономическое неравенство. Если разбить все множество регионов на К макрорегионов, в каждый из которых входят по Jk регионов, то индекс Тейла можно представить ввиде:

IT = ITB + ITw ,

где: ITB=(∑kYkLnYk/Pk)/( YY/P),

k=1− индексмежмакрорегионального неравенства.

ITw=(∑kYk  ITk)/Y ,

k=1 -средняя взвешенная индексоввнутримакрорегионального неравенства.

Здесь ITk = (∑JkYkjLnYkj/Pkj)/(YkYk/Pk)  ,

j=1−индекс внутримакрорегионального  неравенства k-го макрорегиона, Ykj− ВРП j-го региона, входящего в k-й макрорегион; Pkj−население j-го региона, входящего в k-й макрорегион; Yk− ВРП k-го макрорегиона; Рk− население k-го макрорегиона.

Используя метод индексов Тейла и учитывая группирование регионов по федеральным округам, разложим общее межрегиональное неравенство по ВРП надушу населения с поправкой на межрегиональные различия цен на внутримакрорегиональную и межмакрорегиональную компоненты. Результаты расчетов представлены на рисунке 1.

Динамика индексов свидетельствует, что в российской экономике наблюдается  тенденция к увеличению масштабов  межрегионального неравенства по ВРП  на душу населения с поправкой  на межрегиональные различия цен, которая, однако, не является абсолютно устойчивой. В частности, в 2001 и 2002 гг. наблюдалось  сокращение масштабов неравенства. Однако в 2003 г. масштабы межрегионального неравенства вновь увеличились, а в 2004 г. значения индексов неравенства  существенно возросли, заметно превысив показатели 2000 г.

Различия между регионами  в рамках федеральных округов  оказывают значительно большее  влияние на совокупные масштабы межрегионального неравенства по ВРП на душу населения  с поправкой на межрегиональные различия цен, нежели различия между федеральными округами (в 2004 г. внутримакрорегиональный компонент составил 68,7% общего межрегионального неравенства). В 2004 г. значение индикатора внутримакрорегионального неравенства вновь существенно увеличилось, несколько превысив собственное значение 2000 г.

 

Рисунок 1 − Декомпозиция общего межрегионального неравенства  по ВРП на душу населения с поправкой  на межрегиональные различия цен  на межрегиональную и внутрирегиональную составляющие при использовании  сетки федеральных округов

 

В российской экономике масштабы межмакрорегионального неравенства  значительно меньше масштабов внутримакрорегионального неравенства и что сильной  зависимости между географическим положением региона и уровнем  его экономического благополучия не наблюдается .

В зарубежной региональной экономической  науке для исследования динамики межрегионального экономического неравенства  широко используется концепция β-конвергенции Р. Барро и X. Сала-и-Мартина.

Гипотеза β-конвергенции утверждает, что чем больше существующий разрыв между текущим ВРП на душу населения и долгосрочным равновесным значением этого показателя, тем выше потенциал и скорость роста региональной экономики. Стационарное состояние долгосрочного равновесия процесса безусловной β-конвергенции характеризуется равенством значений ВРП на душу населения различных регионов. Стационарное состояние долгосрочного равновесия процесса условной β-конвергенции характеризуется неравенством значений ВРП на душу населения различных регионов. Условная β-конвергенция предполагает, что различия в норме сбережений, естественных темпах роста численности населения, экономико-географическом положении, ресурсной базе и инфраструктурной освоенности различных регионов порождают различия стационарных состояний долгосрочного равновесия различных региональных экономик, а значит, недостижение паритета в ВРП на душу населения между регионами.

Нарастание различий в  уровне экономического развития регионов приводит к нарушению социального  и регионального равновесия, сказывается  на дифференциации показателей социального  развития различных районов России и провоцирует возникновение  множества социально − экономических  проблем. Поэтому выявление тенденций  изменения основных параметров социального  развития в субъектах РФ представляется важной научной задачей.

Под социальным развитием  понимается изменение благосостояния населения, оцениваемое через параметры  уровня жизни, характеризующего обеспеченность индивидов определенными благами  и услугами . Отбор индикаторов для проведения сравнительной оценки параметров социального развития регионов основывался на следующих принципах:

выбор из стандартных показателей государственной статистики;

минимизация числа индикаторов путем отбора, с одной стороны, наиболее типичных для характеристики социального  развития, а с другой стороны, наиболее специфических для рассматриваемого периода исследования;

способность индикатора отражать территориальные  различия и динамику рассматриваемого компонента социального развития.

В результате в число основных индикаторов были отобраны:

для характеристики доходов населения −показатели  среднедушевых денежных доходов  населения, среднемесячной заработной платы на одного работающего и  среднемесячной начисленной пенсии на одного пенсионера;

для оценки уровня бедности − показатель отношения  среднедушевых денежных доходов  населения к прожиточному минимуму, удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей  численности населения;

Информация о работе Проблемы дифференциации регионов