Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 05:30, курсовая работа
Особое значение для современной России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства жизни людей, является поступательное социально-экономическое развитие регионов. Проводимые в стране политические и экономические преобразования привели к регионализации − росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.
Развитие региона − многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей.
размещением естественных ресурсов;
степенью заселенности и характером размещения населения в регионе;
историческими и этническими особенностями того или иного региона.
Принципы и результаты
распределения ресурсов, а также
сравнительная эффективность их
использования в пространстве определяют
относительные факторы
объем душевого производства ВРП;
структура производства и неудовлетворенная структура занятости;
различный экономический потенциал регионов;
экономическая эффективность;
накопленные инвестиции;
процесс «суверенизации территорий»;
возможности экспорта полезных ископаемых;
импортные возможности;
объем и конкурентоспособность производимой продукции;
преобладание в регионе нерентабельных предприятий, депрессивных секторов экономики;
региональные
особенности распределения
ценовые факторы;
низкая способность населения адаптироваться к новому типу экономических отношений;
неэффективность действующей системы социальной защиты населения.
Одними из самых важных
объективных условий
1.3 Инструменты управления
экономическим развитием
Наиболее важным аспектом
при регулировании
С точки зрения регионов –
субъектов Федерации вся
Спектр регионально
Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня −это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований − созданию условий, обес¬печивающих достойные уровень и качество жизни человека.
Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах.
Региональная политика ‒
составная часть
Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными− это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета посредством контрактной системы .
Методы проведения региональной политики:
выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;
«реанимация» депрессивных районов;
«стимулирующая» политика;
«компенсирующая» политика.
Методы косвенного регулирования
регионального развития включают создание
специальных фондов регионального
развития (федеральных, областных и
др.), которые должны аккумулировать
финансовые ресурсы для решения
различных региональных проблем: проведения
политики субвенции для предприятий,
находящихся в сложных
Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:
прямую финансовую помощь;
займы на выгодных условиях и налоговые льготы;
создание
за счет государства
размещение государственных заказов;
политика
направления в необходимое
1.4 Федеральные целевые программы – один из способов помощи отсталым регионам
Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государст-венной региональной политики :
− укрепление экономических
основ территориальной
− содействие развитию и укреплению экономической реформы, формиро¬ванию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и ры¬ночной инфраструктуры;
− сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономи¬ческого развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, ра¬ционализация систем расселения;
− достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение жизнеспособности региональной экономики.
Федеральные целевые программы регионального назначения, направ-ленные на решение проблем конкретных регионов, призваны тем самым способствовать и достижению названных выше общих целей региональной политики . При этом особая роль федеральных целевых программ развития регионов в решении задач, связанных с межрегиональной асимметрией. В силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов.
Сокращение роли государства
в регулировании доходов
2 АНАЛИЗ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Трудно не согласиться с академиком А.Г. Гранбергом в том, что «неоднородность, или дифференциация экономического пространства, оказывает значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективностьэкономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики» . Поэтому исследование масштабов, структуры и динамики межрегионального экономического неравенства является важной задачей, позволяющей выявлять наиболее острые проблемы регионального развития и намечать подходы к их решению.
Исследование структуры и динамики межрегионального экономического неравенства требует сведения многообразия региональных показателей к одному или нескольким ключевым индикаторам, динамику которых удобно интерпретировать. В качестве такого индикатора можно использовать индекс Тейла, который определяют по формуле
IT=(∑kiYiLn Yi/Pi)/(YY/P),i=1
где, Yi– ВРП i-го региона; Y− сумма ВРП регионов страны; Рi−население i-го региона; Р−население страны.
В случае абсолютного межрегионального паритета индекс ТейлаIT принимает минимальное значение, равное нулю. По мере увеличения степени межрегионального неравенства IT возрастает.
Важное преимущество индекса Тейла заключается в том, что он позволяет разложить показатель общего межрегионального неравенства на две составляющие, отражающие межмакрорегиональное и внутримакро-региональное экономическое неравенство. Если разбить все множество регионов на К макрорегионов, в каждый из которых входят по Jk регионов, то индекс Тейла можно представить ввиде:
IT = ITB + ITw ,
где: ITB=(∑kYkLnYk/Pk)/( YY/P),
k=1−
ITw=(∑kYk ITk)/Y ,
k=1 -средняя взвешенная индексоввнутримакрорегионально
Здесь ITk = (∑JkYkjLnYkj/Pkj)/(YkYk/Pk) ,
j=1−индекс
Используя метод индексов Тейла и учитывая группирование регионов по федеральным округам, разложим общее межрегиональное неравенство по ВРП надушу населения с поправкой на межрегиональные различия цен на внутримакрорегиональную и межмакрорегиональную компоненты. Результаты расчетов представлены на рисунке 1.
Динамика индексов свидетельствует, что в российской экономике наблюдается тенденция к увеличению масштабов межрегионального неравенства по ВРП на душу населения с поправкой на межрегиональные различия цен, которая, однако, не является абсолютно устойчивой. В частности, в 2001 и 2002 гг. наблюдалось сокращение масштабов неравенства. Однако в 2003 г. масштабы межрегионального неравенства вновь увеличились, а в 2004 г. значения индексов неравенства существенно возросли, заметно превысив показатели 2000 г.
Различия между регионами в рамках федеральных округов оказывают значительно большее влияние на совокупные масштабы межрегионального неравенства по ВРП на душу населения с поправкой на межрегиональные различия цен, нежели различия между федеральными округами (в 2004 г. внутримакрорегиональный компонент составил 68,7% общего межрегионального неравенства). В 2004 г. значение индикатора внутримакрорегионального неравенства вновь существенно увеличилось, несколько превысив собственное значение 2000 г.
Рисунок 1 − Декомпозиция
общего межрегионального неравенства
по ВРП на душу населения с поправкой
на межрегиональные различия цен
на межрегиональную и
В российской экономике масштабы
межмакрорегионального
В зарубежной региональной экономической науке для исследования динамики межрегионального экономического неравенства широко используется концепция β-конвергенции Р. Барро и X. Сала-и-Мартина.
Гипотеза β-конвергенции утверждает, что чем больше существующий разрыв между текущим ВРП на душу населения и долгосрочным равновесным значением этого показателя, тем выше потенциал и скорость роста региональной экономики. Стационарное состояние долгосрочного равновесия процесса безусловной β-конвергенции характеризуется равенством значений ВРП на душу населения различных регионов. Стационарное состояние долгосрочного равновесия процесса условной β-конвергенции характеризуется неравенством значений ВРП на душу населения различных регионов. Условная β-конвергенция предполагает, что различия в норме сбережений, естественных темпах роста численности населения, экономико-географическом положении, ресурсной базе и инфраструктурной освоенности различных регионов порождают различия стационарных состояний долгосрочного равновесия различных региональных экономик, а значит, недостижение паритета в ВРП на душу населения между регионами.
Нарастание различий в
уровне экономического развития регионов
приводит к нарушению социального
и регионального равновесия, сказывается
на дифференциации показателей социального
развития различных районов России
и провоцирует возникновение
множества социально −
Под социальным развитием
понимается изменение благосостояния
населения, оцениваемое через параметры
уровня жизни, характеризующего обеспеченность
индивидов определенными
выбор из стандартных показателей государственной статистики;
минимизация
числа индикаторов путем
способность индикатора отражать территориальные различия и динамику рассматриваемого компонента социального развития.
В результате в число основных индикаторов были отобраны:
для характеристики доходов населения −показатели среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной заработной платы на одного работающего и среднемесячной начисленной пенсии на одного пенсионера;
для оценки уровня бедности − показатель отношения среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму, удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения;