Проблемы формирования и использования человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:55, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала.

Содержание работы

Введение
1.1 Понятие человеческого капитала
1.2 Современные взгляды на теорию человеческого капитала
1.3 Теория человеческого капитала
1.4 Модели человеческого капитала
2.1 Проблемы формирования и реализации человеческого капитала как фактора постиндустриального развития в российской экономике
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Готовое. Микроэкономика.docx

— 51.62 Кб (Скачать файл)

 За Т. Шульцем традиционно  признаётся первенство в разработке  концепции человеческого капитала. Толчком для его работы в  этой области стали работы  Денисона, в которых доказывалось, что технические нововведения и расширение масштабов использования труда и производственного оборудования могли обеспечить в лучшем случае лишь половину увеличения ВНП, реально полученного США в XX веке. Определение других факторов, ответственных за экономический рост, стало непростой задачей для исследователей. Т. Шульц выделил образование. Уровень качества рабочей силы он считал таким же естественным итогом вложений дополнительных средств в образование, как технический прогресс - итогом ассигнований на совершенствование и повышение продуктивности производства Т. Шульц определял человеческий капитал как всё то, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, или того и другого вместе; любой актив - материальный или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов.

 Так же, не мало важный  вклад в теорию развития человеческого  капитала сделал Г. Беккер.

 

 Человеческий капитал,  по Г. Беккеру, так же как  и физический подвержен амортизации.  Стоимость какой-либо подготовки - общей или специальной - полностью  «списывается» в течение периода  подготовки. Амортизация физического  капитала никогда не осуществляется  одним махом, а «списывается»  в течение срока, примерно соответствующего  продолжительности его экономической  жизни. Следовательно, человеческий  и физический капитал различаются  скорее распределением амортизационных  отчислений во времени, а не  их наличием или отсутствием.

 Функционируя подобно  физическому, человеческий капитал  имеет некоторые фундаментальные  отличия, главное из которых  заключается в его неотделимости  от личности своего носителя. Как следствие, на рынке устанавливаются  только цены за "аренду" человеческого  капитала (в виде ставок заработной  платы), тогда как цены на его  активы отсутствуют. Это серьезно  усложняет анализ. Во-вторых, человеческий  капитал способен повышать эффективность  деятельности, как в рыночном, так  и внерыночном секторе и доход  от него может принимать как  денежную, так и неденежную формы.

 Общая теория инвестиций  в человеческий капитал, разработанная  Г. Беккером, включает подробный  анализ инвестиций в человеческий  капитал, их влияния на заработки  и распределение доходов. По  проблеме доходов различных профессиональных  и образовательных групп имелись  важные пионерские исследования, но практически отсутствовали  попытки осмысления процесса  инвестирования в людей с общей  точки зрения и сколько-нибудь  полного анализа вытекающих эмпирических  следствий. Проведённый Г. Беккером  общий анализ дал унифицированное  объяснение широкого круга эмпирических  феноменов, которые либо ставили  других исследователей в тупик,  либо интерпретировались ими,  как слишком зависящие от произвольных  условий.

1.4 Модели человеческого  капитала

 Теория «человеческого  капитала» позволяет с общих  позиций изучать различные явления  рыночных отношений, выявлять  эффективность вложенных в человеческий  фактор финансовых средств, позволяет  оценить эффективность экономической  деятельности любого предприятия,  и на сегодня является одним  из важнейших показателей успешности  фирмы.

 Одно из важных положений  теории человеческого капитала  заключается в том, что его  увеличение находится среди главных  причин экономического развития, потому что человеческий капитал  составляет большую часть благосостояния  общества.

 В данной работе  категория «человеческий капитал»  будет рассмотрена с позиции  системного подхода, в соответствии  с которым, построены три модели  рассматриваемой экономической  категории.

 Первая модель, модель  «черного ящика» (рис. 1.), показывает  сущность человеческого капитала, а именно значимость его для  предприятия. В качестве входных  параметров выступают образование,  воспитание, здоровье, то есть та  база, которая делает человека  объектом воплощения капитала, а  на выходе мы получаем определенную  общественную полезность, то есть  ту выгоду, которую приносит человеческий  капитал предприятию. Она может  быть выражена как в материальном  показателе (определенный процент  прибыли, рост различных финансовых  показателей), так и в нематериальном (престиж предприятия, корпоративный  дух, интеллектуальная собственность).

 Вторая модель, модель  состава (рис.2.), позволяет представить  состав человеческого капитала, выделить главные его составные  части, чтобы затем исследовать  эту категорию с определенной  степенью подробности.

 Теоретики, изучающие  человеческий капитал, по-разному  определяют его состав: И.В. Ильинский  выделяет следующие составляющие: капитал образования, капитал  здоровья и капитал культуры. Добрынин А.И. понимает под  человеческим капиталом имеющийся  у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций,  которые содействуют росту его  производительности труда и влияют  на рост доходов (заработков) [3].

 «Человеческий капитал»-как  определяют его большинство западных  экономистов - состоит из приобретенных  знаний, навыков, мотиваций и энергии,  которыми наделены человеческие  существа и которые могут использоваться  в течение определенного периода  времени в целях производства  товаров и услуг» [1].

 Рассмотрев различные  точки зрения о составе человеческого      капитала, можно выделить следующие  элементы изучаемой категории,  а именно: образование, профессиональную  подготовку, здоровье, мотивацию, доход,  общую культуру.

 Третья модель, модель  структуры человеческого капитала    (рис. 3.), которая представляет собой  описание каждого из элементов  рассматриваемой категории и  взаимосвязь между ними.

 Образование включает  в себя все те знания, которые  человек получает на протяжении  своей жизни, то есть общеобразовательные  (школьное образование и общеобразовательные  дисциплины в высших учебных  заведениях) и специальные знания (спецпредметы, нацеленные на получение знаний в конкретной области).

 Работоспособность человека  в любой сфере экономики, на  любой должности в значительной  степени зависит от его здоровья. Элемент «здоровье» можно разделить  на такие две составляющие  как моральное здоровье и физическое  здоровье. Физическое  - это все  то, что человек получает при  рождении и приобретает потом,  влияющее на его физиологию, а  именно, наследственность, возраст,  условия окружающей среды и  условия труда. Моральное здоровье  обеспечивается морально-психологическим  климатом в семье и в коллективе.

 Профессиональная подготовка  включает в себя квалификацию, навыки и опыт работы.

 Мотивация может быть  как к обучению, так и к экономической  и трудовой деятельности.

 Под доходом подразумевается  определенный процент прибыли  на одного человека или с  одного человека, то есть результат  использования человеческого капитала. В данном случае будет рассматриваться  доход одного человека, то есть  его заработная плата на предприятии.

 Общая культура включает  в себя все те индивидуальности, которыми отличается один человек  от другого, а в частности  это интеллект, творческие способности,  воспитание, которое формирует определенные  моральные принципы, а так же  все те человеческие качества, которые могут повлиять на  деятельность предприятия: ответственность,  коммуникативность, креативность и даже, как пишет Л. Туроу «уважение к политической и социальной стабильности».

 

 Все элементы человеческого  капитала связаны между собой,  например, повышая свое образование,  человек увеличивает и капитал  и здоровья, и процент своего  дохода, и повышает общую культуру. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, получаемую с опытом работы, составляют определенный запас капитала. Денежная ценность этого запаса капитала определяется ставками заработной платы, по которым человеческий капитал могут «арендовать» работодатели на рынке труда. Поиск работы и миграция увеличивают ценность человеческого капитала конкретных людей благодаря увеличению цены (ставок заработной платы, получаемой в единицу времени за использование знаний и навыков работника) [2].

 Таким образом, человеческий  капитал является главной ценностью  современного общества, а также  основополагающим фактором экономического  роста как страны в целом,  так и отдельно взятого предприятия.  И чтобы увеличить человеческий  капитал, необходимо обращать  внимание на каждую его составляющую.

2.1 Проблемы формирования  и реализации человеческого капитала

 Формирование условий  для обеспечения экономического  роста в условиях постиндустриальной  эпохи наталкивается в России  на множество серьезных препятствий.  Во-первых, в последнее десятилетие  развитие экономики России проходит  в условиях ухудшающейся демографической  ситуации. Сокращение численности  населения вызвано не только  низкой рождаемостью (простое воспроизводство  населения предполагает 2,15 ребенка  на одну женщину, а у нас  — средняя рождаемость колеблется  между 1 и 2 детьми на женщину), но и высокой смертностью, поэтому  естественный прирост характеризуется  отрицательными значениями. Особенно  значителен рост смертности в  группе населения трудоспособного  возраста. При этом уровень смертности  мужчин в 4 раза выше смертности  женщин и в 2-4 раза выше аналогичных  показателей для развитых стран.  Кроме того, ухудшается соотношение  возрастных когорт. По прогнозам  Государственного комитета по  статистике, к 2016 г. численность  пенсионеров в 2 раза превысит  число детей и подростков.

Следовательно, в ближайшие  десять лет численность населения  России существенно уменьшится, что  не может не сказаться на коли­честве  трудовых ресурсов. При этом произойдет негативное изменение его возрастной структуры, что отражается в показателе «нагрузка пожилыми» (число пожилых  на 1000 лиц трудоспособного возраста), значение которого возрастает, т.к. число  лиц моложе трудоспособного возраста снижается. Прогнозируемые изменения  в динамике численности и в  структуре населения могут стать  фактором, противодействующим развитию экономики России. Все это означает настоятельную внутреннюю необходимость повышения эффективности в формировании и использовании трудовых ресурсов страны. Кроме внутренней необходимости решения данной проблемы существует и внешний ее фактор. Это — стремление обеспечить конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке.

Проблема сокращения численности  населения впервые была отмечена российскими демографами, которые  в своих исследованиях в основном оперируют количественными характеристиками населения, а поэтому видят ее решение в росте иммиграции в  Россию. Количественный подход к решению  проблемы падения численности трудовых ресурсов связан с сохраняющейся  у нас в стране приверженностью  экстенсивному типу развития и индустриальной ориентации. Результативность количественного  подхода к решению проблемы трудовых ресурсов сомнительна и вызывает ряд вопросов.

Первый из них о «качестве» иммигрантов. Если характерной чертой российской эмиграции является высокий  уровень образования, то для иммиграции типичен низкий его уровень, что  ухудшает качественный состав российских трудовых ресурсов. Во-вторых, иммигран­тами  чаще всего становятся те, кто не смог адаптироваться за рубежом, что  свидетельствует об отсутствии способностей, энергии и воли к решению собственных  проблем (здесь речь не идет о политических мигрантах и о тех, кто был  вынужден спасаться от военных и  социальных катастроф). Где гарантии того, что они смогут эффективно работать в России? В-третьих, для  привлечения и обустройства иммигрантов  требуются значительные ресурсы, которых  так не хватает, по заявлениям российского  правительства, для осуществления  социальных преобразований в России. Не лучше ли эти ресурсы направить  на решение социально-экономических  проблем российских граждан-старожилов? В-четвертых, несмотря на призывы государства  к тoлeрантному поведению в отношении мигрантов, государственное стимулирование иммиграции может спровоцировать социальные конфликты, связанные с усилением конкуренции на рынке труда, различиями в культурных традициях, бытовой адаптацией иммигрантов и т.п.

Важнейшими путями повышения  качества населения могло бы стать  развитие сфер здравоохранения и  образования. Но в медицинской научной  среде России признается неудовлетворительным состояние системы здравоохранения, что вместе с серьезными социально-экономическими проблемами, плохой экологией и иррациональным образом жизни, свойственным многим россиянам, является основной причиной падения численности населения.

Поскольку основная часть  населения у нас бедна и  часто бывает не в состоянии оплатить необходимые процедуры и медикаменты, а государство не справляется  ни с финансированием, ни с оптимизацией размеров и структуры, а значит, с  созданием условий для повы­шения эффективности российского здравоохранения, то необходимо использовать новые принципы его организации и финансирования.

 

Одним из таких принципов, применяемым во всем мире, является разработка и внедрение различных  систем социального страхования. Социальное страхование предполагает разные уровни и источники финансирования, поскольку  исходит из существующей дифференциации доходов населения, поэтому для  достижения приемлемого объема финансирования здравоохранения используются не только государственные, но и частные средства, в том числе корпоративные  источники. Например, в CШA с 1965 г. работает социальная программа «Медикэр», за счет которой в больницах содержатся престарелые и нетрудоспособные. Ее источником является государственный бюджет, точнее, целевые налоги. Кроме того, программа «Медикэр» позволяет осуществить добровольное страхование, предназначенное для оплаты медицинской помощи со скидкой.

Информация о работе Проблемы формирования и использования человеческого капитала