Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:55, реферат
Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала.
Введение
1.1 Понятие человеческого капитала
1.2 Современные взгляды на теорию человеческого капитала
1.3 Теория человеческого капитала
1.4 Модели человеческого капитала
2.1 Проблемы формирования и реализации человеческого капитала как фактора постиндустриального развития в российской экономике
Заключение
Список использованной литературы
Начало российской системе
медицинского страхования было положено
в 1993 г. Более чем десятилетний период
ее функционирования позволяет
оценить ее положительные и отрицательные
результаты. К числу достижений российской
системы медицинского страхования
специалисты обычно относят следующее:
1) Здравоохранение получило стабильный
источник финансирования (около 25 % всех
расходов на здравоохранение);2) появился
новый дополнительный источник финансирования
здравоохранения — ДМС (добровольное
медицинское страхование); 3)оплата
медицинских учреждений зависит
теперь от объема и качества оказания
услуг; 4) пациент имеет право выбора
медицинского учреждения и врача
и т.д. Следовательно, проникновение
принципов конкуренции в
Однако введение медицинского
страхования порождает и свои
проблемы, к которым следует отнести:
1) неоптимальное распределение
По мнению ряда экономистов,
неэффективность российской
Еще одной важной проблемой,
с которой столкнулось сегодня
российское государственное
Помимо социального
Проблемой, тесно связанной
с эффективностью Здравоохранения
и профилактикой Здорового
Не менее значимым направлением повышения качества населения в условиях постиндустриальной трансформации является развитие системы образования, и прежде всего высшего образования, поскольку именно оно, во-первых, служит основой и источником развития науки, а значит, современных высоких технологий, а во-вторых, обеспечивает большие гарантии горизонтальной и вертикальной мобильности человека.
Россия и сегодня располагает многочисленным высокообразованным населением, научными школами мирового класса, а российское высшее образование получает высокую оценку мирового сообщества.
Но российское образование, так же как и российская наука, испытывает множество проблем. Одной из них является старение кадрового состава. По данным Госкомстата в 2002 г. средний возраст в целом по стране составлял 39,2 года, тогда как средний возраст в научной сфере равен 48,5 годам (кандидата наук —52,7 лет, доктора —60,6 лет), что создает угрозу разрыва научной традиции. Одним из объяснений ухудшения возрастной структуры занятых в сфере образования и науки является сложившийся в ней низкий даже по российским меркам уровень доходов (табл.2).
Данные представленной таблицы
свидетельствуют о том, что относительная
номинальная заработная штата в
образовании на протяжении второй половины
90-х гг. неуклонно снижалась как
по отношению к средней по стране,
так и по сравнению с заработной
платой в промышленности, и особенно
в финансовом секторе, поэтому занятые
в сфере образования ищут стратегии
выхода из сложившейся ситуации. Например,
стремясь компенсировать недостаток дохода
по основному месту работы, они
вынужденно избирают стратегию вторичной
занятости, что, с одной стороны,
ведет к избыточной интенсивности
труда и невозможности
Но дело не только в низком
уровне заработной платы, в целом
государственное финансирование российского
образования оказывается
Одним из вариантов реакции
на ситуацию, сложившуюся на российском
рынке квалифицированного труда, является
эмиграция, что ведет к ухудшению
качественного состава
В результате оказывается, что российская система образования в значительной степени готовит квалифицированных специалистов не для России, а для других стран. Если сложившая тенденция будет развиваться, то российский рынок труда может столкнуться (в ряде случаев уже сегодня сталкивается) с недостатком высококачественных трудовых ресурсов, а дефицит ресурсов труда высокого качества может стать препятствием для экономического роста в России.
Корень сложившихся проблем следует искать в идеологической, а не в финансовой сфере. Присущее России представление о малой значимости отдельного человека и его низкой «цене» формировалось в течение длительного времени и под воздействием целого ряда факторов.
Прежде всего, это фактор
численности населения. В России
всегда было многочисленное население,
что, с одной стороны, означало низкую
ценность отдельного человека для работодателя
(в терминах теории предельной полезности
— его низкую предельную полезность),
а с другой стороны, порождало
представление об однородности труда
и полной взаимозаменяемости работников.
Кроме того, для российского населения
в целом характерен низкий уровень
материальных притязаний, чему способствовали
особенности отечественной
В России существует стереотип, в соответствии с которым расходы на образование, поддержание здоровья рассматриваются как затраты, а не как инвестиции в формирование Человеческого капитала, который приносит отдачу. В связи с этим мы серьезно отстаем от развитых зарубежных стран, причем в экономическом, а не только гуманитарном плане. Если сегодня на Западе человеческие ресурсы рассматриваются как ведущий фактор производства, а сфера образования — это одна из сфер формирования человеческого капитала, то у нас система образования по-прежнему не считается производственной, а запас образования отдельного человека не включается в число факторов производства. Поэтому расходы на образование воспринимаются как издержки, а отсюда следует вполне логичный вывод — издержки нужно сокращать. Этим объясняется расхожее мнение об избыточности населения с высшим образованием и недостаточности — с профессиональным.
Заметим, что сетования
на избыточность доли населения с
высшим и недостаточность — с
профессиональным образованием не являются
специфичными для России. Правительства
целого ряда стран прилагают усилия
для изменения предпочтений молодежи
в пользу профессионального образования.
Но попытки ограничить стремление молодежи
к получению высшего
Мировая практика образования
показывает, что профессиональное образование
не составляет альтернативы высшему, поскольку
точно спрогнозировать
Российское правительство,
осознавая настоятельную
Ожесточенный протест населения вызвала монетизация льгот пенсионеров, которая ухудшила положение многих из них, т.к. все льготы до монетизации оценивались, по свидетельству Е. Гонтмахера (научного руководителя Фонда социальных исследований и инноваций), в 7 трлн руб. в год, а в бюджет 2005 г. на потребности пенсионеров, ранее удовлетворяемые за счет льгот, заложено лишь 171, 3 млрд руб. Следовательно, монетизация льгот не была предназначена для решения социальных проблем людей с низкими доходами. Очевидно, она была вызвана намерением правительства и бизнеса снизить социальные налоги предприятий, а значит, и издержки производителей, особенно тех из них, кто специализируется на экспортной продукции. В 90-е гг., как известно, курс рубля устойчиво снижался по отношению ко всем резервным валютам, особенно по отношению к доллару, что стимулировало экспорт и позволяло экспортерам получать высокие прибыли без снижения доли заработной платы в издержках. Но с начала ХХI в. ситуация меняется: рубль начинаёт расти и вместе с этим ухудшаются конкурентные позиции российских экспортеров на внешних рынках. Все это вызвало необходимость снижения издержек, и, очевидно, выход был найден в сокращении доли затрат на труд и начислений на них, что получило свое выражение в исходном варианте монетизации социальных льгот.
Информация о работе Проблемы формирования и использования человеческого капитала