Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:55, реферат
Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала.
Введение
1.1 Понятие человеческого капитала
1.2 Современные взгляды на теорию человеческого капитала
1.3 Теория человеческого капитала
1.4 Модели человеческого капитала
2.1 Проблемы формирования и реализации человеческого капитала как фактора постиндустриального развития в российской экономике
Заключение
Список использованной литературы
Реформы в других сферах,
связанных с формированием
Первая ступень высшего образования (бакалавриат) предполагает государственное финансирование. Но бакалавриат не является полным высшим образованием, поэтому может ухудшить позиции выпускников на рынке труда, поскольку наиболее перспективные фирмы отдают предпочтение работникам с полным высшим образованием. Магистратура уже сегодня рассматривается как коммерческая форма обучения, что ограничивает возможности получения полного высшего образования для тex, кто не располагает определенным уровнем доходов. Кроме того, процесс формирования системы магистратуры предполагает определенный временной период для приспособления самих университетов, В незаполненную временную нишу российского рынка образовательных услуг неизбежно ринутся зарубежные университеты, и необязательно самые лучшие.
Реформа образования повлечет
и его структурные
Другим готовящимся
По мнению А. Фурсенко (министр образования и науки РФ), должны произойти изменения отношений государства, вуза и студента в направлении ужесточения ответственности сторон. В связи с этим им высказывалось мнение о необходимости установить ответственность выпускников вузов, которая должна выражаться в обязанности отработать по полученной специальности в течение определенного времени. В противном случае выпускник должен вернуть деньги, затраченные государством на его подготовку. Следовательно, фактически предлагается восстановление системы распределения выпускников. Но не вполне понятно, как эта система будет работать в рыночной экономике: фирмы осуществляют пополнение своего персонала через рынок труда, а не по указанию министерства образования.
Кроме того, уже сегодня в студенческой среде существует практика фиктивной занятости. Целью фиктивной занятости является накопление стажа работы, который вместе с дипломом о высшем образовании является фактически необходимым требованием рынка труда при занятии вакансий. Требование отработки определенного числа лет по окончании вуза также может быть обеспечено фиктивными свидетельствами. И наконец, свидетельство о факте отработки по месту распределения может быть обеспечено посредством неформальных связей. В результате усилится замкнутость социальных страт, поскольку предполагаемые меры отрицательно скажутся на возможности получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства для тех, кто не располагает ни деньгами, ни социальными связями. В этом случае образование, которое часто рассматривается в качестве эффективного способа борьбы с бедностью, более предпочтительного по сравнению с прямым перераспределением доходов, не выполнит свою функцию «великого уравнителя». А как отмечал еще А. Маршалл, «нет более пагубного для национального богатства расточительства, чем... разорительное пренебрежение, допускающее, чтобы талантливый человек, которому суждено было родиться в семье бедняков, растрачивал свои способности в примитивном труде».
Для российской экономики
последних десятилетий весьма характерна
ориентация не на долгосрочные а на
краткосрочные цели, что, возможно,
связано с настроениями периода
длительного экономического спада,
последующей нестабильности в экономике
и политике. По-видимому, неэффективное
использование человеческого
Но природные богатства уже не раз играли негативную роль в развитии экономики России. Например, резкий рост уровня цен на мировом рынке энергоносителей и сырья в начале 70-х г. ХХ в. привел к тому, что выбор был сделан в пользу краткосрочных целей, а не назревших экономических реформ. Последовавшее затем в середины 80-х гг. падение цен на нефть, вызванное начавшимися неконсервативными реформами на Западе и процессом деиндустриализации сыграло свою роль в крушении СССР и его экономики. Сегодня ситуация повторяется; мировые цены на нефть уже несколько лет держатся на очень высоком уровне. Но это не может продолжаться бесконечно. Научный и технологический поиск заменителей естественных энергоносителей даст свои результаты, а процесс деиндустриализации в экономике стран — основных потребителей нефти приведет к тому, что при сохранении современных стратегий Россия останется без невоспроизводимых природных ресурсов и с упущенными конкурентными возможностями.
Развитие процессов
глобализации и переход к
Для совершенствования и эффективного использования, имеющихся в России ресурсов постиндустриального развития требуется ряд условий. Первым из них является признание запаса способностей человека, сформированных инвестициями в них и применяемых в экономической деятельности, в качестве капитала. Второе, не менее важное условие — формирование экономической политики, направленной на развитие этих способностей при финансовой поддержке основных инвесторов в человеческий капитал (домохозяйств (индивидов), фирм и государства).
Каждый из инвесторов должен
получать соответствующую отдачу от
совокупных инвестиций, причем отдача
эта выступает в специфической
форме. Индивид, совершенствуя свои
способности и достигал более
высокого уровня образования и квалификации,
получает более высокую заработную
плату, включающую отдачу на увеличенный
человеческий капитал, новые возможности
профессионального роста, более
высокие статусные позиции на
рынке труда, дополнительные ресурсы
для поддержания и развития своего
здоровья. Фирма, произведшая инвестиции
в своего работника, достигает более
высокой прибыли, т.к. улучшается структура
продукции, растет ее количество и качество.
Результатом отдачи от инвестиций в
человеческий капитал для государства
становится экономический рост, а
для государственного бюджета —
возросшая сумма налоговых
Процесс формирования человеческого
капитала требует оптимального распределения
функций и взаимодействия инвесторов.
эффективное взаимодействие инвесторов
в человеческий капитал возникает
тогда, когда между всеми
Гармонизация интересов
экономических агентов
Бизнесу (фирме) требуется
не общий, а специфический работник,
Приспособленный к его
Если бы человеческий капитал был признан таковым на уровне государственной политики, то государство могло бы воздействовать на частный инвестиционный процесс путем использования широко принятых в мире приемов стимулирования инвестиций в физический капитал, например при помощи механизма инвестиционных налоговых льгот. Этот механизм предполагает, что если фирма осуществляет инвестирование в передовые технологии или просто в новое оборудование, то государство не подвергает налогообложению такую часть общей прибыли фирмы, которая соответствует инвестициям в новые технологии, оборудование и т.п. В нашем случае — это инвестиции в здоровье, образование, социализацию населения, в частности молодежи. Освобождение от налогообложения той части прибыли фирм, которая соответствует инвестициям в эти объекты, было бы хорошим стимулом для корпоративных специфических инвестиций в человеческий капитал. Для целей стимулирования частных корпоративных инвестиций можно использовать и систему инвестиционных налоговых кредитов, которая построена на том, что в разных отраслях доля затрат на новые технологии в издержках фирмы отличается. Государство, желая стимулировать инвестиции в нужных направлениях, устанавливает следующее правило: те фирмы, у которых указанный показатель (инвестиции по данному направлению) выше среднеотраслевой величины, имеют право на получение специального кредита, предназначенного для уплаты налога. Кредит предоставляется на выгодных условиях — под низкий процент, на продолжительный срок, обеспечивается государственным страхованием. Таким способом государство могло бы стимулировать частные инвестиции в человеческий капитал и по их размеру, и по направлениям.
Российская система высшего
образования может использовать
апробированный за рубежом опыт взаимодействия
с частным бизнесом. Это — практика
корпоративных кредитов, предоставляемых
студентам — будущим
Формирование и использование
социального капитала, с одной
стороны, выступает фактором развития
демократии, а с другой стороны, для
своего развития требует демократических
предпосылок, одной из важнейших
среди которых является гражданское
общество. Использование социального
капитала в современной рыночной
экономике России часто имеет
отрицательные последствия, в частности
для рынка труда. Но, по-видимому,
здесь уместно вспомнить
Для осуществления реформ, проводимых в социальной сфере, в сфере формирования человеческого капитала, безусловно, потребуются финансовые ресурсы. Сегодня в российской экономике имеются финансовые резервы, которые могут быть инвестированы в наше будущее, в человеческий капитал и которые не должны лежать мертвым грузом в виде некоего стабилизационного фонда. Какими бы надежными не казались сегодня активы этого фонда, они могут растаять (и уже есть факты их сокращения) ввиду действия факторов экономической неопределенности.
Свидетельством малой надежности финансовых активов являются возникающие в последнее время то в одной, то в другой стране мира кризисы. Как показывает мировая практика, выход из них обеспечивается как раз человеческим капиталом. Следовательно, существует единственный актив, в надежности которого можно не сомневаться, — это человеческий капитал, воплощенный в населении страны, в ее трудовых ресурсах; это — здоровье, образование и его социальный капитал.
Несмотря на начавшиеся рыночные
реформы и намерение России войти
в число мировых экономических
лидеров, российская экономика по-прежнему
использует человеческий капитал неэффективно,
следствием чего является падение отдачи
от него и с индивидуальных позиций,
и с позиций работодателя, и
экономики в целом. Следует отметить,
что хотя теория человеческого капитала
имеет более чем 50-летнюю историю,
но практическая реализация ее выводов
за рубежом началась относительно недавно.
Поясняя это обстоятельство, Т. Давенпорт
отмечает, что «компании рассматривали
рабочих как издержки, и они
относились к людям таким же образом,
как и к другим издержкам, —
стремились их сократить. Однако по прошествии
десятилетий организации
Информация о работе Проблемы формирования и использования человеческого капитала