Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 01:38, курсовая работа
Человеческий капитал обладает огромным значением для экономики страны и ее регионов, поэтому данная тема является актуальной. В нынешнем положении конкурентные преимущества экономики и возможности ее модификации в большей степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. В данное время человеческому капиталу как фактору инновационного развития в России уделяется незначительное внимание. В основном акцент ставится на формирование эффективных институтов, на повышение эффективности национальной инновационной системы и на развитие инновационной инфраструктуры.
Введение……………………………………………………………………………………..…..1стр
1 Человеческий капитал…………………………………………………………………..….…2стр
1.1 Суть теории человеческого капитала……………………………………………………...2стр
1.2 Понятие человеческого капитала…………………………………………………………..4стр
1.3 Современные взгляды на теорию человеческого капитала…………………………..…..6стр
2 Оценка человеческого капитала……………………………………………………………...8стр
2.1 Демографические проблемы и их влияние на человеческий капитал……………….......8стр
2.2 Проблемы здравоохранения и их влияние на человеческий капитал……………………9стр
2.3 Проблемы образования и их влияние на человеческий капитал………………………..11стр
2.4 Проблемы формирования и реализации человеческого капитала как фактора постиндустриального развития российской экономике …………………………………….17стр
3 Анализ развития человеческого капитала в Российской Федерации…………………….20стр
3.1 Проблемы роста человеческого капитала в России ………………………………….....20стр
3.2 Основные факторы роста производительности человеческого капитала в России…………………………………………………………………………………………..23стр3.3Пути и методы повышения уровня и качества человеческого капитала в России…………………………………………………………………………………………..28стр
Заключение……………………………………………………………………………………..30стр
Список литературы…………………………………………………………………………….31стр
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский технологический университет
“МИСиС”
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Кафедра экономической теории
Учебный курс
“Макроэкономика”
Курсовая работа на тему:
“Проблемы формирования и использования человеческого капитала”
Выполнил студент группы:
МЭ-13-6
Смирнова Валерия Владимировна
Научный руководитель
Ткалич Наталия Александровна
Москва 2013
Введение…………………………………………………………
1 Человеческий капитал…………………………
1.1 Суть теории человеческого капитала……………………………………………………..
1.2 Понятие человеческого
капитала…………………………………………………………
1.3 Современные взгляды на теорию человеческого капитала…………………………..…..6стр
2 Оценка человеческого
капитала…………………………………………………………
2.1 Демографические проблемы и их влияние на человеческий капитал……………….......8стр
2.2 Проблемы здравоохранения и их влияние на человеческий капитал……………………9стр
2.3 Проблемы образования и их влияние на человеческий капитал………………………..11стр
2.4 Проблемы формирования и реализации человеческого капитала как фактора постиндустриального развития российской экономике …………………………………….17стр
3 Анализ развития человеческого капитала в Российской Федерации…………………….20стр
3.1 Проблемы роста человеческого
капитала в России ………………………………
3.2 Основные факторы роста производительности
человеческого капитала в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Человеческий капитал обладает огромным значением для экономики страны и ее регионов, поэтому данная тема является актуальной. В нынешнем положении конкурентные преимущества экономики и возможности ее модификации в большей степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. В данное время человеческому капиталу как фактору инновационного развития в России уделяется незначительное внимание. В основном акцент ставится на формирование эффективных институтов, на повышение эффективности национальной инновационной системы и на развитие инновационной инфраструктуры. Для перехода к инновационному формированию необходимо обеспечить структурные изменения, которые невозможны, пока идет недооценка роли человеческого капитала. Переход к инновационному формированию означает, что инновации должны охватывать не только производство новейших технологий, их внедрение в производство, но и продвижение продукции на рынке. Исследование перспектив инновационного формирования в России показывает присутствие многих препятствий на этом пути. Отрицательное влияние оказывает и общий «приоритет развитию сырьевого сектора, не сопряженному с развитием отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь наукоемких; ориентация на краткосрочные цели; значительная недооценка человеческого капитала; нарушение преемственности научных и технических знаний…» Суждение «человеческий капитал» не имеет одновариантного объяснения и капитальный товар отражает производительные способности человека. Вопросы формирования и использования человеческого капитала изучали многие зарубежные, а позднее и отечественные ученые. К числу зарубежных исследователей данного вопроса относятся Р.Бакс, Дж.Минцер, Г.Бэккер, Т.Шульц, Ф.Махлуп и другие. Среди отечественных ученых также есть те, кто внесли вклад в развитие теории человеческого капитала, например, И.В.Бушмарин, Б.М.Генкин, В.А.Гойло, В.М.Цветаев и другие.
Актуальность данной темы состоит в том, что человеческий капитал играет важную роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это запас знаний, навыков, мотиваций, которые имеются у каждого. Все развитые страны вкладывают огромные средства в человеческий капитал. Вкладами в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, поиск информации.
Основная цель курсовой работы состоит в анализе вопроса формирования и использования человеческого капитала. Для получения поставленной цели в работе решались и ставились следующие задачи:
-изучить сущность понятия человеческого капитала и из чего данное понятие состоит;
-проанализировать нынешние взгляды на суждение человеческого капитала;
-выявить проблемы реализации и формирования человеческого капитала.
-проанализировать состояние
человеческого капитала в Российской
Федерации
Методы исследования, используемые в данной работе:
– обработка, анализ научных источников;
– анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Объектом исследования данной курсовой работы является совокупность экономических и социальных отношений, которые влияют на формирование человеческого капитала, то есть сам человеческий капитал.
Предметом исследования данной курсовой работы является человеческий капитал и его роль в процессе социально-экономического развития.
1.1 Суть теории человеческого капитала
Теория человеческого капитала рассматривает процесс высококачественного совершенствования людских ресурсов, с помощью этого образуется один из главных разделов нынешнего анализа предложения труда. С тем, что ее выдвинули, связаны изменения в экономике труда. Наивысшее значение имели: 1) выделение «капитальных», инвестиционных сторон в поведение агентов на рынке труда; 2) обращение от текущих значений к значениям, которые охватывают весь жизненный цикл работников; 3) оценка человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.
Понятие человеческого капитала имеет еще давние происхождение в истории экономики. Одна из первых формулировок оказалась в «Политической арифметике» У.Петти. Позже она нашлась в отражение «Богатство народов» А.Смита, также «Принципах» А.Маршалла и в различных работах других ученых. Тем не менее, как отдельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала утвердилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века. Выдвинулась она за счет известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Т.Шульца, а базовая теоретическая модель была исследована в книге Г.Беккера «Человеческий капитал». Данная книга стала базой для всех последующих исследований в этой области и была признана классикой современной экономической науки. В будущем важное значение имели работы М.Блауга, Й.Бен-Порэта, Р.Лэйарда, Дж.Минцера, Ф.Уэлча, Б.Чизуика и другие. Главное место в теории человеческого капитала относится к понятию внутренних норм отдачи. Они формируются по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют расценивать действенность человеческих инвестиций, прежде всего в образование и производственную подготовку. Наивысшие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, а низкие, наоборот, о переинвестировании. Нормы отдачи разделяют на социальные и частные. Первые измеряют эффективность вложения с точки зрения всего общества, а вторые с точки зрения отдельных инвесторов. Вследствие теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как причину экономического роста, что не менее важно, чем обычные капиталовложения. Вклад теории человеческого капитала оказался особенно важен в области проблем экономического неравенства. Г.Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных расходов, используя разработанный им аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал. Различное размещение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отображает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое размещение кривых предложения отображает неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам. Чем сильнее разброс в индивидуальных кривых, тем структура распределения человеческого капитала, следовательно, и заработков будет не равномернее. Наиболее глубокое неравенство появляется в случае связи кривых спроса и предложения, когда выходцы из богатых семей тоже имеют более высокие способности. Модель, которую предложил Г.Беккер, объясняет неравенство доходов не только от труда, то есть от самого человеческого капитала, но и от собственности, то есть то, что получено по наследству или досталось в дар. Понятия, заложенные в теории человеческого капитала, оказали основательное влияние на экономическую политику государства. При помощи нее изменилась позиция общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, которые обеспечивают производственный, при этом долгосрочный по своему характеру, результат. Это обеспечило теоретическое оправдание для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. Под воздействием теории человеческого капитала, в которой образованию отводится роль «великого уравнителя», случилась определенная переориентация социальной политики. Программы подготовки стали рассматриваться как результативное орудие борьбы с нищетой, вероятно, намного лучше, чем прямое перераспределения доходов. Важный вывод состоит в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, которые основаны на измерениях текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными.
1.2 Понятие человеческого капитала
Человеческий капитал - это совокупность знаний, способностей, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.
Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду. обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие. эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.
В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется
как, особый вид капиталовложений, совокупность
затрат на развитие воспроизводственного
потенциала человека, повышение качества
и улучшение функционирования рабочей
силы.[2].
Для более полной и развернутой характеристики
человеческого капитала используют функциональный
подход. Принцип функциональности определения
характеризует явление не только с точки
зрения его внутренней структуры, но с
точки зрения его функционального предназначения,
конечного целевого использования. Поэтому
человеческий капитал - это непросто совокупность
навыков, знаний, способностей, которыми
обладает человек. Во-первых, это накопленный
запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых,
это такой запас навыков, знаний, способностей,
который целесообразно используется человеком
в той или иной сфере общественного воспроизводства
и способствует росту производительности
труда и производства. В-третьих, целесообразное
использование данного запаса в виде высокопроизводительной
деятельности закономерно приводит к
росту заработков (доходов) работника.
И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует,
заинтересовывает человека путем вложений,
которые могут касаться здоровья, образования
и др., увеличить, накопить новый запас
навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем
его вновь эффективно применить.
Особенности человеческого
капитала:
- в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, то есть может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
- независимо от источников
формирования, которые могут
быть государственными, семейными, частными
и другими, использование человеческого
капитала и получение прямых доходов контролируется
самим человеком.
В экономической литературе
существует несколько подходов к классификации
видов человеческого капитала. Виды человеческого
капитала можно классифицировать по элементам
затрат, инвестиций в человеческий
капитал. Например, выделяют следующие
его составляющие: капитал образования,
капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому
благосостоянию общества различают потребительский
и производительный человеческий капитал.
Потребительский капитал создает поток
услуг, потребляемых непосредственно,
и, таким образом, содействует общественной
полезности. Это может быть творческая
и образовательная деятельность. Результат
такой деятельности выражается в предоставлении
потребителю таких потребительских услуг,
которые приводят к появлению новых способов
удовлетворения потребностей или повышению
эффективности существующих способов
их удовлетворения. Производительный
капитал создает поток услуг, потребление
которых содействует общественной полезности.
В этом случае имеется в виду научная и
образовательная деятельность, имеющая
непосредственное практическое применение
именно в производстве. Следующим критерием
классификации видов человеческого капитала
является различие между формами, в которых
он воплощается.[3]
1. Живой капитал включает в себя знания,
воплощенные в человеке.
2. Неживой капитал создается, когда знания
воплощаются в физических, материальных
формах.
3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).
Информация о работе Проблемы формирования и использования человеческого капитала