Проблемы формирования и использования человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Человеческий капитал обладает огромным значением для экономики страны и ее регионов, поэтому данная тема является актуальной. В нынешнем положении конкурентные преимущества экономики и возможности ее модификации в большей степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. В данное время человеческому капиталу как фактору инновационного развития в России уделяется незначительное внимание. В основном акцент ставится на формирование эффективных институтов, на повышение эффективности национальной инновационной системы и на развитие инновационной инфраструктуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..…..1стр
1 Человеческий капитал…………………………………………………………………..….…2стр
1.1 Суть теории человеческого капитала……………………………………………………...2стр
1.2 Понятие человеческого капитала…………………………………………………………..4стр
1.3 Современные взгляды на теорию человеческого капитала…………………………..…..6стр
2 Оценка человеческого капитала……………………………………………………………...8стр
2.1 Демографические проблемы и их влияние на человеческий капитал……………….......8стр
2.2 Проблемы здравоохранения и их влияние на человеческий капитал……………………9стр
2.3 Проблемы образования и их влияние на человеческий капитал………………………..11стр
2.4 Проблемы формирования и реализации человеческого капитала как фактора постиндустриального развития российской экономике …………………………………….17стр
3 Анализ развития человеческого капитала в Российской Федерации…………………….20стр
3.1 Проблемы роста человеческого капитала в России ………………………………….....20стр
3.2 Основные факторы роста производительности человеческого капитала в России…………………………………………………………………………………………..23стр3.3Пути и методы повышения уровня и качества человеческого капитала в России…………………………………………………………………………………………..28стр
Заключение……………………………………………………………………………………..30стр
Список литературы…………………………………………………………………………….31стр

Файлы: 1 файл

человеческий капитал.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

 
      По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. Общие знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.

1.3 Современные взгляды на теорию человеческого капитала

   
    Одним из перспективных направлений развития экономической науки в XXI веке является теория человеческого капитала.  
В условиях научно-технической революции образовался дефицит высококвалифицированных кадров. В 50-е годы XX века центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах существенно вырос образовательный ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил. 
В последние годы стало общим мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие. 
Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда.  
Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое. 
     Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и так далее. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма". 
     Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. 
 
   

 

 

 

  Глава 2 Оценка человеческого капитала

 

 

         2.1 Демографические проблемы и их влияние на человеческий капитал

         Формирование условий для обеспечения экономического роста в условиях постиндустриальной эпохи наталкивается в России на множество серьезных препятствий.        Во-первых, в последнее десятилетие развитие экономики России проходит в условиях ухудшающейся демографической ситуации. Сокращение численности населения вызвано не только низкой рождаемостью, но и высокой смертностью, поэтому естественный прирост характеризуется отрицательными значениями. Особенно значителен рост смертности в группе населения трудоспособного возраста. Кроме того, ухудшается соотношение возрастных когорт. По прогнозам Государственного комитета по статистике, к 2016 г. численность пенсионеров в 2 раза превысит число детей и подростков. Следовательно, в ближайшие десять лет численность населения России существенно уменьшится, что не может не сказаться на количестве трудовых ресурсов. При этом произойдет негативное изменение его возрастной структуры, что отражается в показателе «нагрузка пожилым» (число пожилых на 1000 лиц трудоспособного возраста), значение которого возрастает, так как число лиц моложе трудоспособного возраста снижается. Прогнозируемые изменения в динамике численности и в структуре населения могут стать фактором, противодействующим развитию экономики России. Все это означает настоятельную внутреннюю необходимость повышения эффективности в формировании и использовании трудовых ресурсов страны. Кроме внутренней необходимости решения данной проблемы существует и внешний ее фактор. Это стремление обеспечить конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке. Проблема сокращения численности населения впервые была отмечена российскими демографами, которые в своих исследованиях в основном оперируют количественными характеристиками населения, а поэтому видят ее решение в росте иммиграции в Россию. Количественный подход к решению проблемы падения численности трудовых ресурсов связан с сохраняющейся у нас в стране приверженностью экстенсивному типу развития и индустриальной ориентации. Результативность количественного подхода к решению проблемы трудовых ресурсов сомнительна и вызывает ряд вопросов. Первый из них о «качестве» иммигрантов. Если характерной чертой российской эмиграции является высокий уровень образования, то для иммиграции типичен низкий его уровень, что ухудшает качественный состав российских трудовых ресурсов. Во-вторых, иммигрантами чаще всего становятся те, кто не смог адаптироваться за рубежом, что свидетельствует об отсутствии способностей, энергии и воли к решению собственных. В-третьих, для привлечения и обустройства иммигрантов требуются значительные ресурсы, которых так не хватает, по заявлениям российского правительства, для осуществления социальных преобразований в России. В-четвертых, несмотря на призывы государства к тoлерантному поведению в отношении мигрантов, государственное стимулирование иммиграции может спровоцировать социальные конфликты, связанные с усилением конкуренции на рынке труда, различиями в культурных традициях, бытовой адаптацией иммигрантов и тому подобное

 

     2.2 Проблемы здравоохранения и их влияние на человеческий капитал

                           Важнейшими путями повышения качества населения могло бы стать   развитие сфер здравоохранения и образования. Но в медицинской научной среде России признается неудовлетворительным состояние системы здравоохранения, что вместе с серьезными социально-экономическими проблемами, плохой экологией и иррациональным образом жизни, свойственным многим россиянам, является основной причиной падения численности населения. Современная система российского здравоохранения постоянно испытывает финансовый голод. Согласно расчетам ВОЗ оптимальный размер бюджетного финансирования системы здравоохранения должен составлять не менее 6 % ВВП страны. В отличие от стран Западной Европы, Японии и Канады, где на здравоохранение направляется 6-9% ВВП, а в США 12 %, в СССР расходы на здравоохранение не превышали 4 % от ВВП, а в современной России еще меньше (табл. 1). Если на здоровье американца государство выделяет более 2700 дол., то на здоровье россиянина - 9 дол. в год. 

Таблица 1 - Расходы на здравоохранение и физическую культуру в ВВП России

2008

2009

2010

 
ВПП, млрд руб

 
% от ВПП

 
ВПП, млрд руб

 
% от ВПП

 
ВПП, млрд руб

 
% от ВПП

 
33247,5

 
3,6

 
41276,8

 
3,7

 
38786,4

 
3,8


 
     Поскольку основная часть населения у нас бедная и часто бывает не в состоянии оплатить необходимые процедуры и медикаменты, а государство не справляется с финансированием, с оптимизацией размеров и структуры, а значит, с созданием условий для повышения эффективности российского здравоохранения, необходимо использовать новые принципы его организации и финансирования. Одним из таких принципов, применяемым во всем мире, является разработка и внедрение различных систем социального страхования. Социальное страхование предполагает разные уровни и источники финансирования, поскольку исходит из существующей дифференциации доходов населения, поэтому для достижения приемлемого объема финансирования здравоохранения используются не только государственные, но и частные средства, в том числе корпоративные источники. Начало российской системе медицинского страхования было положено в 1993 г. Более чем десятилетний период ее функционирования позволяет оценить ее положительные и отрицательные результаты. К числу достижений российской системы медицинского страхования специалисты обычно относят следующее: 1) здравоохранение получило стабильный источник финансирования (около 25 % всех расходов на здравоохранение);2) появился новый дополнительный источник финансирования здравоохранения — ДМС (добровольное медицинское страхование);3) оплата медицинских учреждений зависит теперь от объема и качества оказания услуг. Следовательно, проникновение принципов конкуренции в здравоохранении приносит положительные плоды. Однако, введение медицинского страхования порождает и свои проблемы, к ним относятся: 1) неоптимальное распределение финансовых обязанностей между государством и страховыми компаниями; 2) недостаток бюджетного финансирования; 3) неэффективное расходование средств ОМС (обязательного медицинского страхования); 4) затянувшаяся реструктуризация сети медицинских учреждений, низкая эффективность их использования; 5)дефицит современных технологий и оборудования. Практика российской страховой медицины показывает, что страховые медицинские компании скорее заинтересованы не в достижении здоровья пациентов, а в увеличении продолжительности процессов излечения, так как это ведет к росту финансовых поступлений в их бюджеты. По мнению ряда экономистов, неэффективность российской системы медицинского страхования вызвана тем, что она была «абсолютно новой для России, все ее институты нужно было выращивать заново. В Результате «реформа здравоохранения остановилась на полдороги». 
     Еще одной важной проблемой, с которой столкнулось российское государственное здравоохранение является кадровая проблема. С одной стороны, происходит перелив трудовых ресурсов здравоохранения из государственного сектора в частный, а с другой - идет отток работников, особенно молодых специалистов. В результате оказывается, что и ресурсы на подготовку затрачены зря, и хороших специалистов в здравоохранении недостаточно. Однако справедливости ради следует отметить, что, например, Европа шла к сегодняшнему высокому уровню современной системы медицинского страхования и состояния здравоохранения не менее 200 лет. 
Помимо социального страхования частных индивидуальных инвестиций, еще одним источником финансирования капитала здоровья могут быть корпоративные инвестиции. Корпоративные инвестиции в здоровье рядовых работников совершенно нетипичны. Более того, даже для благополучных предприятий сегодня является характерной ситуация, когда не оплачиваются отпуска по болезни, что, с одной стороны, заставляет работников самостоятельно заботиться о профилактике своего здоровья, а с другой - вынуждает их поступаться своим здоровьем ради сохранения занятости. Неудивительно, что современному российскому обществу свойственен низкий уровень здоровья населения. Весьма печально, что сложившаяся ситуация имеет долгосрочные негативные последствия. 
Проблемой, тесно связанной с эффективностью здравоохранения и профилактикой здорового образа жизни, является развитие физкультуры и спорта. Государство все в большей степени уходит из этой сферы. В результате все это негативно сказывается на здоровье населения, особенно молодежи.

                        2.3 Проблемы образования и их влияние на человеческий капитал

 
     Не менее значимым направлением повышения качества населения в условиях постиндустриальной трансформации является развитие системы образования, прежде всего высшего образования, поскольку именно оно, во-первых, служит источником и основой развития науки, следовательно, современных высоких технологий, а во-вторых, обеспечивает большие гарантии горизонтальной и вертикальной мобильности человека. 
Россия и сегодня располагает многочисленным высокообразованным населением, научными школами мирового класса, а российское высшее образование получает высокую оценку мирового сообщества.  
Но российское образование, так же как и российская наука, испытывает множество проблем. Одной из них является старение кадрового состава. По данным Госкомстата в 2002 году средний возраст в целом по стране составлял 39,2 года, тогда как средний возраст в научной сфере равен 48,5 годам (кандидата наук —52,7 лет, доктора —60,6 лет), что создает угрозу разрыва научной традиции. Одним из объяснений ухудшения возрастной структуры занятых в сфере образования и науки является сложившийся в ней низкий даже по российским меркам уровень доходов (табл.2). 
Данные таблицы свидетельствуют о том, что относительная номинальная заработная плата в образовании на протяжении второй половины 90-х гг снижалась как по отношению к средней по стране, так и по сравнению с заработной платой в промышленности, и особенно в финансовом секторе, поэтому занятые в сфере образования ищут стратегии выхода из сложившейся ситуации.

                     Таблица 2 - Начисленная заработная плата

Период

 
Номинальная зарплата

всего в среднем

в промышленности

в образовании

В финансовом секторе

 
Годовые показатели, руб.

1995

472,4

453,8

309,3

755,2

2000

2 223,4

2 365,2

1 240,2

5 232,2

2001

3 240,4

3 446,6

1 833,0

8 885,2

2002

4 360,3

4 439,1

2 927,3

13 245,9

2004

6 739,5

6 848,9

4 203,4

17 383,8

2006

10 633,9

10 198,5

6 983,3

27 885,5

2008

17 290,1

16 049,9

11 316,8

41 871,8

2009

18 637,5

16 583,1

13 293,6

42 372,9


 

                   Но дело не только в низком уровне заработной платы, в целом государственное финансирование российского образования оказывается недостаточным. В последние годы оно составляет 4,1-4,2 % расходов государственного (федерального) бюджета, или 0,6-0,75 % ВВП России, что существенно меньше по сравнению с бюджетами образования развитых стран мира (5-6 % ВВП). Все это свидетельствует о недопонимании государством роли образования в современном мире и недостаточном внимании российского общества к перспективам своего развития. 
Одним из вариантов реакции на ситуацию, сложившуюся на российском рынке квалифицированного труда, является эмиграция, что ведет к ухудшению качественного состава населения. За период с 1992 по 2002 г. Россию покинули 7 млн чел., преимущественно с высшим образованием. Причем значительную долю эмиграции составляет молодежь, для которой низкая экономическая отдача от образования в России особенно характерна. Условия предлагаемые зарубежными компаниями, как правило, оказываются более привлекательными ввиду более высоких заработков и наличия заметной дифференциации ставок заработной платы в зависимости от уровня квалификации работников. Не менее значимым мотивом эмиграции для выпускников российских вузов является наличие высокопрофессиональной среды, возможность проведения научных исследований и открывающиеся перспективы профессионального и научного роста. 
В результате оказывается, что российская система образования в значительной степени готовит квалифицированных специалистов не для России, а для других стран. Если сложившая тенденция будет развиваться, то российский рынок труда может столкнуться (в ряде случаев уже сегодня сталкивается) с недостатком высококачественных трудовых ресурсов, а дефицит ресурсов труда высокого качества может стать препятствием для экономического роста в России. 
Корень сложившихся проблем следует искать в идеологической, а не в финансовой сфере. Присущее России представление о малой значимости отдельного человека и его низкой «цене» формировалось в течение длительного времени и под воздействием целого ряда факторов. 
     Прежде всего, это фактор численности населения. В России всегда было многочисленное население, что, с одной стороны, означало низкую ценность отдельного человека для работодателя (в терминах теории предельной полезности — его низкую предельную полезность), а с другой стороны, порождало представление об однородности труда и полной взаимозаменяемости работников. Низкая заработная плата была и остается тормозом развития экономики. Еще в СССР дорогостоящее оборудование замещалось дешевым трудом, поэтому не было особых стимулов к инвестированию в человека, в его образование во внедрение НТП. И сегодня отношение бизнеса к труду не претерпело радикальных изменений. Логика этих отношений такова: для чего что-то менять, если результат, пусть и худший по сравнению с экономиками других стран, достигается при использовании более дешевого ресурса. Таким образом, и сегодня дешевый и малоэффективный труд замещает и вытесняет более дорогой ресурс — капитал, в том числе и человеческий. 
      В России существует стереотип, в соответствии с которым расходы на образование, поддержание здоровья рассматриваются как затраты, а не как инвестиции в формирование человеческого капитала, который приносит отдачу. В связи с этим мы серьезно отстаем от развитых зарубежных стран, причем в экономическом, а не только гуманитарном плане. Если сегодня на Западе человеческие ресурсы рассматриваются как ведущий фактор производства, а сфера образования — это одна из сфер формирования человеческого капитала, то у нас система образования по-прежнему не считается производственной, а запас образования отдельного человека не включается в число факторов производства. Поэтому расходы на образование воспринимаются как издержки, а отсюда следует вполне логичный вывод — издержки нужно сокращать. Этим объясняется разным мнение об избыточности населения с высшим образованием и недостаточности — с профессиональным. 
Если сопоставить количественные показатели российской высшей школы (в данные по России включены аспиранты и докторанты в соответствии с Международной стандартной классификацией образования) с аналогичными показателями развитых стран, то проблема оказывается надуманной (табл. 3). 
     Заметим, что сетования на избыточность доли населения с высшим и недостаточность — с профессиональным образованием не являются специфичными для России. Правительства целого ряда стран прилагают усилия для изменения предпочтений молодежи в пользу профессионального образования. Но попытки ограничить стремление молодежи к получению высшего образования жесткими административными методами, даже если последние продиктованы текущими потребностями рынка труда, нигде еще не принесли положительных результатов. 

Информация о работе Проблемы формирования и использования человеческого капитала