Проблемы государственного долга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать и выяснить проблемы государственного долга в России.
Проблема государственного долга очень широка и многогранна. В настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Страны, проводя экономические  преобразования, всегда прибегают к  внешним заимствованиям. Ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование  внешних заимствований, нарушение  сроков погашения обусловили значительный рост долга развивающихся стран. Рациональное использование внешних  займов способствует решению социально-экономических  проблем.  Во второй половине XIX в. за счет внешних займов осуществлялось железнодорожное строительство в России. До 1917 г. Россия занимала второе место по величине внешнего долга и первое место в мире по расходам его обслуживание. В январе 1918 г. Советское правительство аннулировало все государственные долги - внешние и внутренние, несмотря на серьезную критику в стране и за рубежом, так как эта мера негативно влияла на международные отношения.

 К проблеме погашения царских  долгов пришлось вернуться в  1990-х годах.  В целом возможность  выплат по внешнему долгу России  зависит от состояния ее экономики.  Обслуживание долга затруднено  тем, что структурные преобразования  экономики и экспорта не осуществлены. Валютная выручка РФ формируется  в основном за счет экспорта  сырья. Инвесторы с недоверием  относятся к России, поэтому объем  иностранных инвестиций небольшой.  Однако, несмотря на трудности,  необходимо рассчитываться по  внешним долгам или урегулировать  их, используя, в частности, опыт  стран Восточной Европы.

Цель данной работы проанализировать и выяснить проблемы государственного долга в России.

Проблема государственного долга  очень широка и многогранна. В настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

 

 

  1. История государственного долга России

 

Кредитная история  России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной  столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая  часть этих средств накануне революции  была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась. На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние  экстраординарных расходов на структуру  бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции  царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большей части  государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с  такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые  в то время на рынке, разделялись  на 3 категории:

    • краткосрочные;
    • долгосрочные;
    • бессрочные;

Срок обращения краткосрочных  обязательств ограничивался законом  и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и  бессрочные займы. Долгосрочные займы  могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался  выпуск бессрочных обязательств, когда  государство обязывалось выплачивать  только договорный процент, т.е. для  держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой  право принудительной скупки данного  инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации  на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних  займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

“При обсуждении государственной  росписи не подлежат исключению или  сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

Российское правительство  в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию  надежного заемщика, который действует  на рынке аккуратно, не злоупотребляя  своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги  своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались  просто бумажками.

 

 

 

 

 

1. Сущность государственного  долга

 

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических  проблем путем государственных  заимствований порождает государственный  долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства  Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Структура государственного долга  Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным  настоящей статьей видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в  виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени  Российской Федерации как заемщика  от кредитных организаций, иностранных  государств, в том числе по  целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам,  выпущенным от имени Российской  Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным гарантиям Российской  Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии  с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных  займов. Они оформляются путем  выпуска и продажи государственных  ценных бумаг. Государственные ценные бумаги подразделяются на: краткосрочные  казначейские обязательства (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные  – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Основными держателями  государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и  фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по  бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

Внешний долг возникает при мобилизации  государством финансовых ресурсов, находящихся  за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных  стран, а также международные  финансовые организации (Международный  банк реконструкции и развития, Международный  валютный фонд и другие).

Бремя внешнего долга является более  тяжелым, нежели бремя внутреннего  долга. Для покрытия внешнего долга  стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать  экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение  долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации,  выраженным в иностранной валюте.

Государственный долг, особенно при  условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия  для национальной экономики. Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга. Во-первых, госдолг приводит к перераспределению доходов  среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь  это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности. Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости  повышения налогов и усилению государственного вмешательства в  экономику, что отрицательно сказывается  на хозяйственной активности. В-третьих, возможно переложение долгового  бремени на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены  на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов  по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления  в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более  затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов  по государственному долгу оборачиваются  новыми расходами бюджета, новыми займами  для расчета по старым долгам. В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

Информация о работе Проблемы государственного долга в России