Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:06, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать и выяснить проблемы государственного долга в России.
Проблема государственного долга очень широка и многогранна. В настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Практически политика обслуживания и погашения государственного долга становится фактором, не обеспечивающим задачу удвоения к 2010г. ВВП и преодоления бедности, снижения опасности техногенных катастроф, запредельного износа фондов и в целом обеспечения перевода экономики на уровень развития высоких технологий.
Определенной проблемой федерального бюджета 2009г. может стать структурное смещение государственного долга от внешнего к внутреннему по аналогии с ситуацией, характерной для периода с 2007 года по август 2009г.:
- закрепление монополии государства на финансовом рынке с использованием всей мощи бюджетного механизма – установления доходности ГКО и ОФЗ, доминирующем участии Сбербанка РФ и других государственных банков, а также Банка России.
- предоставление коммерческим банкам возможности использовать в качестве банковских ресурсов средств бюджета, находящихся на счетах Центрального банка РФ;
- расширение доступа иностранных инвесторов на внутренний финансовый и кредитный рынок и другие ситуации.
Очевидно, что обеспечение
равных условий заимствований
на внутреннем и внешнем рынке
для государства и
В целом на данном
этапе конвертация внешнего
4. Современный государственный долг
За последние годы в результате проводимой в России бюджетной политики произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.
Что касается государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, то в 2009-2011 годах он снизился с 42,2 процента от ВВП до 9,0 процента от ВВП. В соответствии с "Политикой в области государственного долга" государственный внутренний и внешний долг РФ к концу 2009 года должен составить 7,6 процента от ВВП. В абсолютных цифрах внешний государственный долг снизился в 2002-2010 годах более чем в 3 раза. В то же время внутренний государственный долг растет в связи с эмиссией новых долговых обязательств в целях привлечения средств для погашения внешнего государственного долга. В результате внутренний госдолг в 2002-2010 годах увеличился с 545 миллиардов рублей до 1091,6 миллиарда рублей.
В целом внешний и внутренний госдолг в 2009 году был существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по внешнему госдолгу (30 процентов к ВВП) и внутреннему госдолгу (30 процентов к ВВП) и к 2011 году будет продолжать снижаться. Однако в это же время явственно обозначились негативные тенденции в области прежде всего корпоративного долга, а также внутреннего госдолга.
К наиболее серьезным изменениям характера совокупного (государственного и корпоративного) внешнего и внутреннего долгов следует отнести:
- трансформацию внешнего
- трансформацию внешнего
- уход с рынка внутреннего
госдолга нерезидентов. В настоящее
время операции нерезидентов
с государственными ценными
- резкий рост совокупного
Анализ изменения характера
совокупного национального
- рост корпоративного долга
перед нерезидентами, в том
числе за счет трансформации
внешнего государственного
- темпы рос та внутреннего госдолга не могут не настораживать. В 2002-2006 годах он возрос в 2 раза. При этом к федеральным долговым обязательствам не относятся облигации Банка России (ОБР), которые по сути своей являются государственными. Между тем задолженность Банка России по ОБР только с января 2006 года по конец июня 2006 года возросла с 32,8 миллиарда рублей до 164,2 миллиарда рублей, то есть в 5 раз за 6 месяцев. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего госдолга вырастут почти в 6,5 раза по сравнению с 2005 годом;
- крупномасштабные
- наличие у нерезидентов
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 июля 2012 года
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
41 540,1 |
32 989,3 |
Задолженность перед официальными
кредиторами - членами Парижского клуба, |
428,8 |
340,5 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 282,0 |
1 018,1 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
975,2 |
774,5 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
55,4 |
44,0 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 228,2 |
1 769,5 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
35 546,9 |
28 229,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году |
2 000,0 |
1 588,3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году |
2 000,0 |
1 588,3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466,4 |
2 752,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
2 779,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году |
2 000,0 |
1 588,3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499,9 |
1 985,3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
17 080,6 |
13 564,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году |
3 000,0 |
2 382,5 |
Задолженность по ОВГВЗ |
11,0 |
8,7 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
1 012,6 |
804,2 |
* в соответствии со
статьей 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации внешним
долгом являются обязательства, | ||
** объем государственного
внешнего долга Российской | ||
*** обязательства, не |
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 августа 2012 года
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
41 323,2 |
33 628,9 |
Задолженность перед официальными
кредиторами - членами Парижского клуба, |
435,8 |
354,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 131,1 |
920,5 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
964,3 |
784,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
54,9 |
44,7 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 198,9 |
1 789,4 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
35 546,9 |
28 928,1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году |
2 000,0 |
1 627,6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году |
2 000,0 |
1 627,6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466,4 |
2 821,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
2 848,3 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году |
2 000,0 |
1 627,6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499,9 |
2 034,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
17 080,6 |
13 900,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году |
3 000,0 |
2 441,4 |
Задолженность по ОВГВЗ |
10,8 |
8,8 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
980,5 |
797,9 |
* в соответствии со
статьей 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации внешним
долгом являются обязательства, | ||
** объем государственного
внешнего долга Российской | ||
*** обязательства, не |
Информация о работе Проблемы государственного долга в России