Проблемы государственного долга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать и выяснить проблемы государственного долга в России.
Проблема государственного долга очень широка и многогранна. В настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

Практически политика обслуживания и погашения государственного долга  становится фактором, не обеспечивающим задачу удвоения к 2010г. ВВП и преодоления  бедности, снижения опасности техногенных  катастроф, запредельного износа фондов и в целом обеспечения перевода экономики на уровень развития высоких технологий.

Определенной проблемой федерального бюджета 2009г. может стать структурное смещение  государственного долга от внешнего к внутреннему по аналогии с ситуацией, характерной для периода  с 2007 года по август 2009г.:

-         закрепление монополии государства на финансовом рынке с использованием всей мощи бюджетного механизма – установления доходности ГКО и ОФЗ, доминирующем участии Сбербанка РФ и других государственных банков, а также Банка России.

-         предоставление коммерческим банкам возможности использовать в качестве банковских ресурсов средств бюджета, находящихся на счетах Центрального банка РФ;

-         расширение доступа иностранных инвесторов на внутренний  финансовый  и кредитный рынок и другие ситуации. 

 Очевидно, что обеспечение  равных условий заимствований  на внутреннем и внешнем рынке  для государства и экономических  агентов реального сектора должно  быть положено в основу проведения  активной бюджетно- налоговой политики.           

 В целом на данном  этапе конвертация внешнего долга  во внутренний представляется оправданной, если учитывать, что большую долю во внутреннем долге начинают занимать долгосрочные ОФЗ. Да и сам внутренний долг составляет менее 7% от ВВП. Все это пока позволяет  не ожидать ситуации 2011г. Однако осторожность в этом деле необходима. Надо тщательно отслеживать движение и структуру внутреннего долга.

4. Современный государственный  долг

 

За последние годы в результате проводимой в России бюджетной политики произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.

Что касается государственного внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации, то в 2009-2011 годах он снизился с 42,2 процента от ВВП до 9,0 процента от ВВП. В соответствии с "Политикой в области государственного долга" государственный внутренний и внешний долг РФ к концу 2009 года должен составить 7,6 процента от ВВП. В абсолютных цифрах внешний государственный долг снизился в 2002-2010 годах более чем в 3 раза. В то же время внутренний государственный долг растет в связи с эмиссией новых долговых обязательств в целях привлечения средств для погашения внешнего государственного долга. В результате внутренний госдолг в 2002-2010 годах увеличился с 545 миллиардов рублей до 1091,6 миллиарда рублей.

В целом внешний и внутренний госдолг в 2009 году был существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по внешнему госдолгу (30 процентов к ВВП) и внутреннему госдолгу (30 процентов к ВВП) и к 2011 году будет продолжать снижаться. Однако в это же время явственно обозначились негативные тенденции в области прежде всего корпоративного долга, а также внутреннего госдолга.

К наиболее серьезным изменениям характера  совокупного (государственного и корпоративного) внешнего и внутреннего долгов следует  отнести:

- трансформацию внешнего государственного  долга в корпоративный долг  перед нерезидентами. Государство  расплачивается с внешними долгами.  Средства, полученные от этого  иностранными банками-кредиторами,  являются одними из источников для кредитования российских предприятий. Причем кредиты частично выдаются под государственные гарантии. Следствием этого служит резкий рост корпоративного внешнего долга. Если на начало 2002 года внешний госдолг более чем в пять раз превышал долг частного сектора, то к концу 2009 года он будет примерно в 4 раза меньше долга частного сектора перед нерезидентами. Следствием этого является ухудшение качества совокупного национального долга, в котором частный долг стал преобладать над государственным;

- трансформацию внешнего государственного  долга во внутренний государственный  долг. Внешний государственный долг  погашается за счет заимствований  на внутреннем рынке. В результате  с 2002 года началось быстрое  увеличение внутреннего госдолга. В 2007-2009 годах в соответствии  с "Политикой в области государственного  долга" замещение внешнего  долга внутренним продолжится. Если на начало 2004 года внутренний госдолг составлял 19,4 процента от внешнего госдолга, то на конец 2008 года внутренний госдолг превысит внешний госдолг;

- уход с рынка внутреннего  госдолга нерезидентов. В настоящее  время операции нерезидентов  с государственными ценными бумагами  не проводятся. Однако замены  нерезидентам на рынке внутреннего  госдолга не нашлось. В результате  подавляющая его часть приходится  на Сбербанк. Рынок внутреннего  госдолга не просто резко сузился  по числу участников. Основным  заемщиком государственных ценных  бумаг стал по сути государственный  же орган - Сберегательный банк;

- резкий рост совокупного национального  долга, включая государственный  внешний и внутренний долги,  а также корпоративный долг. Происходит  это прежде всего за счет роста корпоративного долга. Так, задолженность предприятий по кредитам банков и займам возросла с 1177 миллиардов рублей в 2001 году до 6256,8 миллиарда рублей в июне 2006 г.

Анализ изменения характера  совокупного национального долга  России за последние годы позволяет  сделать вывод, что в этой области  сформировался комплекс угроз экономической безопасности. Основными из них являются следующие:

- рост корпоративного долга  перед нерезидентами, в том  числе за счет трансформации  внешнего государственного долга  в долг частного сектора нерезидентам. С конца 2001 года до середины 2006 года этот долг возрос почти  в 4 раза. Если существующие тенденции  сохранятся, то к концу 2009 года  корпоративный долг иностранным  кредиторам составит 360-380 миллиардов  долларов (свыше 30 процентов от  ВВП). Следует особо подчеркнуть,  что внешний корпоративный долг  формируется сравнительно небольшим  числом крупнейших предприятий  и банков. На начало 2006 года свыше  10 процентов корпоративного долга  перед нерезидентами приходилось  всего на двух заемщиков-госкорпораций. Всего же на десяток государственных предприятий (в том числе акционерных обществ, где государство обладает контрольным пакетом акций) приходится почти треть корпоративного долга нерезидентам. Крупнейшим заемщиком на рынке корпоративных еврооблигаций является Сбербанк. В течение 2006 года продолжались активные заимствования корпораций на внешнем рынке. В результате в настоящее время сложилось положение, когда ряд российских корпораций по объему своих долгов нерезидентам превысили пороговые значения экономической безопасности, разработанные для государства в целом (Маастрихтские соглашения). А ведь помимо долгов перед нерезидентами эти же корпорации имеют крупные долги перед российскими банками. Угроза экономической безопасности страны состоит здесь не только в том, что ряду крупных российских корпораций в перспективе может угрожать банкротство. Направление зарубежных капиталопотоков преимущественно в сырьевой (прежде всего нефтегазовый) сектор закрепляет сырьевую направленность развития российской экономики. Это также является угрозой для экономической безопасности страны;

- темпы рос та внутреннего госдолга не могут не настораживать. В 2002-2006 годах он возрос в 2 раза. При этом к федеральным долговым обязательствам не относятся облигации Банка России (ОБР), которые по сути своей являются государственными. Между тем задолженность Банка России по ОБР только с января 2006 года по конец июня 2006 года возросла с 32,8 миллиарда рублей до 164,2 миллиарда рублей, то есть в 5 раз за 6 месяцев. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего госдолга вырастут почти в 6,5 раза по сравнению с 2005 годом;

- крупномасштабные заимствования  на рынке государственных ценных  бумаг в целях финансирования  расходов федерального бюджета  на погашение внешнего госдолга  привели к перегреву рынка.  Об этом свидетельствует тот  факт, что с июня 2003 года по  июль 2006 года доходность облигаций  федерального займа выросла с  5,9 процента до 6,72 процента;

- наличие у нерезидентов российских  ценных бумаг (государственных  и корпоративных еврооблигаций,  облигаций государственного внутреннего  валютного займов, валютных корпоративных  облигаций) на сумму более чем  в 50 миллиардов долларов. Это создает  угрозу дестабилизации рынка  ценных бумаг и бюджетной системы  страны при возникновении кризисных  явлений на внешних рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию  на 1 июля 2012 года

 

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

41 540,1

32 989,3

     

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

428,8

340,5

     

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 282,0

1 018,1

     

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

975,2

774,5

     

Коммерческая задолженность  бывшего СССР***

55,4

44,0

     

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 228,2

1 769,5

     

Задолженность по внешним  облигационным займам

35 546,9

28 229,8

     внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 588,3

     внешний облигационный  заем с погашением в 2017 году

2 000,0

1 588,3

     внешний облигационный  заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 752,9

     внешний облигационный  заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 779,5

     внешний облигационный  заем с погашением в 2022 году

2 000,0

1 588,3

     внешний облигационный  заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 985,3

     внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году

17 080,6

13 564,7

     внешний облигационный  заем с погашением в 2042 году

3 000,0

2 382,5

     

Задолженность по ОВГВЗ

11,0

8,7

     

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

1 012,6

804,2

     

* в соответствии со  статьей 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации внешним  долгом являются обязательства,  возникающие в иностранной валюте

     

** объем государственного  внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

     

*** обязательства, не урегулированные  по завершении переоформления  коммерческой задолженности бывшего  СССР и расчетов с Лондонским  клубом кредиторов


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию  на 1 августа 2012 года

 

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

41 323,2

33 628,9

     

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

435,8

354,7

     

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 131,1

920,5

     

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

964,3

784,8

     

Коммерческая задолженность  бывшего СССР***

54,9

44,7

     

Задолженность перед международными финансовыми организациями

2 198,9

1 789,4

     

Задолженность по внешним  облигационным займам

35 546,9

28 928,1

     внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 627,6

     внешний облигационный  заем с погашением в 2017 году

2 000,0

1 627,6

     внешний облигационный  заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 821,0

     внешний облигационный  заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 848,3

     внешний облигационный  заем с погашением в 2022 году

2 000,0

1 627,6

     внешний облигационный  заем с погашением в 2028 году

2 499,9

2 034,4

     внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году

17 080,6

13 900,2

     внешний облигационный  заем с погашением в 2042 году

3 000,0

2 441,4

     

Задолженность по ОВГВЗ

10,8

8,8

     

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

980,5

797,9

     

* в соответствии со  статьей 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации внешним  долгом являются обязательства,  возникающие в иностранной валюте

     

** объем государственного  внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

     

*** обязательства, не урегулированные  по завершении переоформления  коммерческой задолженности бывшего  СССР и расчетов с Лондонским  клубом кредиторов

Информация о работе Проблемы государственного долга в России