Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формы государственного регулирования экономики.
Целью курсовой работы является выявление проблем государственного регулирования экономики и путей их решения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность и объективную необходимость государственного регулирования экономики;
- определить основные направления государственного регулирования экономики;

Содержание работы

Введение 3
1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики 5
1.2. Основные направления государственного регулирования экономики 9
1.3. Характеристика форм и средств государственного регулирования экономики 12
1.4. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ 17
2. Основные теории государственного регулирования экономики 22
2.1. Кейнсианская экономическая политика 22
2.2. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики 27
3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их
решения 34
3.1. Роль государственного регулирования в условиях кризиса 34
3.2. Проблемы государственного регулирования экономики в России на современном этапе 37
Заключение 46
Список использованных источников 49

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственное регулирование экономики.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Основные средства денежно-кредитной  политики - это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение [7, c.35].

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

 

1.4. Нормативно-правовая  база государственного регулирования экономики в РФ

 

Проблемы, связанные с  государственным регулированием экономики, пределами, формами и методами государственного вмешательства в рыночные отношения, активно обсуждаются на страницах  юридической и экономической  печати.

В нашей стране именно построение рынка стало целью радикальных экономических преобразований последних лет. Отказ от всеобъемлющего государственного регулирования, формирование новых экономических отношений на основе рынка, признание частной собственности и свободы предпринимательской деятельности - все это способствовало становлению и бурному развитию частного права в Российской Федерации.

К основным нормативно-правовым актам, определяющим государственное  регулирование экономики в РФ относятся:

- Гражданский Кодекс  РФ,

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующий процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательства.

- Закон РФ от 22 марта  1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

- Федеральный закон  от 8 августа 2001 г. "О лицензировании  отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ, устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке.

- В Российской Федерации  гарантируется поддержка конкуренции,  свобода экономической деятельности, не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",

- Федеральный закон  от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных  монополиях" - регулирует отношения,  связанные с деятельностью естественных  монополий.  

- Федеральный закон  от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами.

- Основным законодательным  актом, регулирующим отношения  с участием потребителей в  Российской Федерации, является Закон РФ "О защите прав потребителей".

- Закон от 2 декабря  1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках  сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия для  государственных нужд", от 13 декабря  1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции  для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27 октября 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", - закрепляют особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд.

- Федеральный закон  от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ. "О валютном  регулировании и валютном контроле" - основополагающий акт, регулирующий  операции с иностранной валютой  на территории Российской Федерации,

- Федеральный закон  от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", - государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации. Закон устанавливает требования к качеству, которым должны отвечать продукция, работы и услуги.

- Федеральный закон  от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Необходимо признать, что как раз определение направлений  государственного регулирования, конкретных форм и методов государственного вмешательства в экономику и является на сегодня главной задачей законодателя в части обеспечения баланса публичных и частных интересов при регулировании экономических отношений.

Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

Системное решение поставленных в Концепции задач состоит  в переходе российской экономики  от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить  конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

В целях перехода к  инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для  свободы предпринимательства и  конкуренции, развитие механизмов саморегулирования  предпринимательского сообщества;

снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий  для массового создания новых  частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

устранение избыточного  государственного регулирования экономики  и переход преимущественно к  косвенным методам регулирования  экономических процессов;

поэтапное сокращение участия  государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения  основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том  числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений  органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

 

 

 

2. Основные теории государственного регулирования экономики

 

2.1. Кейнсианская экономическая  политика

 

Из всех экономических  теорий XX в. наибольший вклад в экономику  США и Западной Европы внесла теория Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946, Англия). Это один из наиболее известных и видных экономистов за всю историю человечества. По его теории экономика Западных стран и особенно США прожила почти 45 лет.

Главная работа Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Кейнс и его последователи  создали стройную концепцию экономической  системы, регулируемой как рынком, так и государством.

Основные связи  в теории Дж. М. Кейнса можно представить  в виде следующей таблицы.

Таблица 1

Основные связи  в теории Дж. М. Кейнса

 Независимые переменные

Зависимые переменные

Склонность  к потреблению 

 

 

Предпочтение  ликвидности 

Предельная  эффективность капитала

  

  

 

Побуждение  к 

 

 

Национальный  доход и соответствующий 

Количество  денег (предложение денег)

Процентная  ставка

инвестированию 

ему уровень  занятости 


 

  

Из этой таблицы  следует, что при «неадекватных» значениях предельной эффективности капитала, процентной ставки и предпочтения ликвидности эффективный спрос может привести к неполной занятости. Следовательно, необходимо проведение продуманной макроэкономической политики правительства.  

Таким образом, кейнсианское направление в экономической теории, в отличие от классического, полагающего, что предложение формирует доходы и тем самым создает спрос, исходит из того, что мотором экономического развития является совокупный спрос, именно он определяет совокупное предложение. Оно производно от совокупного спроса и ориентируется на ожидаемый совокупный спрос.

Кейнсианская трактовка  общего макроэкономического равновесия представлена на рис.1. График, иллюстрирующий равновесие экономической системы  как точки пересечения планируемых совокупных расходов и дохода (ВНП), получил название "кейнсианский крест".

 

 

Рис. 1. "Кейнсианский крест"  

 

Кейнсианский крест показывает, как планируемые потребительские, инвестиционные расходы, государственные закупки и чистый экспорт влияют на объем производства. Экономическая система находится в равновесии только тогда, когда планируемые совокупные расходы равны доходу (ВНП).

Как показано Дж.М. Кейнсом, рыночная экономика тяготеет к нестабильности в силу действия закона роста предельной склонности к сбережению и недостаточной гибкости рынка труда, жесткости заработной платы и неэластичности цен в сторону понижения. В этих условиях спрос оказывается недостаточным для закупки всего объема произведенного продукта в обществе - наступают кризисы перепроизводства с хронической безработицей. Именно необходимость преодоления экономического кризиса и безработицы в условиях неполного использования ресурсов общества является основной целью кейнсианских вариантов макроэкономической политики (надо напомнить, что и сама эта теория возникла как раз на фоне такой экономической ситуации во многих странах мира). И именно в решении данных, а не каких-либо других проблем, эта модель сыграла ведущую роль - достаточно вспомнить "новый курс" Т. Рузвельта (1933 г.). Кейнсианская модель в своих различных интерпретациях господствовала в экономике стран достаточно долгое время - с 30-х и до 70-х гг. ХХ в [16, c.241].

Методы государственного вмешательства в рамках рассматриваемой либерально-реформистской модели базировались, в первую очередь, на стимулировании совокупного спроса. Государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и создают сильное мультипликационное воздействие на потребительские расходы.

 На практике это  проявлялось и может проявляться  в осуществлении государственных  инвестиций и закупок, проведении  общественных работ (строительство  дорог, мелиорация земель, сооружение портов и др. крупных объектов и т.д.), производстве общественных благ, высоких расходов на социальные нужды (на образование, медицину, социальную помощь). На этом фоне значительно увеличивается государственная собственность и государственное предпринимательство, в частности, в результате проведения национализации объектов и государственных инвестиций. Стимулирующая фискальная политика в чистом виде (т.е. финансируемая не путем денежной эмиссии, а посредством займов) не устраивала Дж.М.Кейнса, поскольку могла привести к повышенным ставкам процентам, неблагоприятным для экономики. Характер подобного вмешательства свидетельствует о значимости фискальной политики в регулировании, которая проявляется также в широком использовании мер налогового воздействия. Налоги, во-первых, существенно возрастают, так как увеличиваются расходы бюджета, и становятся способом антициклического регулирования: повышаются на фазе подъема и снижаются при спаде. В рамках кейнсианского подхода используются также методы дефицитного финансирования и связанного с ним инфляционного стимулирования экономики.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения