Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формы государственного регулирования экономики.
Целью курсовой работы является выявление проблем государственного регулирования экономики и путей их решения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность и объективную необходимость государственного регулирования экономики;
- определить основные направления государственного регулирования экономики;

Содержание работы

Введение 3
1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики 5
1.2. Основные направления государственного регулирования экономики 9
1.3. Характеристика форм и средств государственного регулирования экономики 12
1.4. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ 17
2. Основные теории государственного регулирования экономики 22
2.1. Кейнсианская экономическая политика 22
2.2. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики 27
3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их
решения 34
3.1. Роль государственного регулирования в условиях кризиса 34
3.2. Проблемы государственного регулирования экономики в России на современном этапе 37
Заключение 46
Список использованных источников 49

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственное регулирование экономики.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение                                                                                                                   3

1. Основные аспекты  государственного регулирования  экономики                  5

1.1. Сущность и объективная  необходимость государственного регулирования экономики                                                                                 5  

1.2. Основные направления государственного  регулирования экономики  9

1.3. Характеристика форм  и средств государственного регулирования экономики                                                                                                         12

1.4. Нормативно-правовая  база государственного регулирования  экономики в РФ                                                                                                17

2. Основные теории государственного регулирования экономики                 22

2.1. Кейнсианская экономическая  политика                                                 22

2.2. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики                                                                                                         27

3. Проблемы государственного  регулирования экономики и пути  их 

решения                                                                                                             34

3.1. Роль государственного  регулирования в условиях кризиса                 34

3.2. Проблемы государственного регулирования  экономики в России на современном  этапе                                                                                           37

Заключение                                                                                                            46

Список использованных источников                                                                  49

Приложение                                                                                                           51

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес.

Государственное регулирование используется в интересах всего общества как  для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Оно гарантирует равные условия хозяйствования, стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и лимитирует их негативные последствия. Если полагаться только на рыночные силы, то структурная перестройка окажется делом отдаленного будущего без гарантии оптимальности пропорций, а если не регулировать цены и тарифы, то оборвутся экономические связи между европейской и азиатской частями страны, возникнет автаркия. Без государственного регулирования снижается эффективность производства, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокращается из-за удорожания социальная инфраструктура, движение к цивилизованным формам жизни осуществляется стихийно с издержками и потерями.

        По вопросам, в каких пропорциях  должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы  границы и направления государственного  вмешательства, осуществляет широкий  спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «Кейнсианской революции» которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

       Вне  зависимости от господствующих  экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств  ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно – денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Объект исследования – государственное регулирование  экономики.

Предмет исследования –  формы государственного регулирования экономики.

Целью курсовой работы является выявление проблем государственного регулирования экономики и путей их решения.

В связи с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

- выявить сущность  и объективную необходимость  государственного регулирования экономики;

- определить основные направления государственного регулирования экономики;

- дать   характеристику форм и средств государственного регулирования экономики;                                                                                                        

- изучить основные  теории государственного регулирования  экономики: кейнсианскую экономическую  политику и неоконсервативную модель государственного регулирования экономики;

- выявить проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения                                                                                                            

При написании курсовой работы использовались материалы учебников, монографий, статьи периодической печати.

1. Основные  аспекты государственного регулирования экономики

 

1.1. Сущность  и объективная необходимость  государственного регулирования  экономики

 

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы страны. Инфляционные скачки цен, бюджетный дефицит, денежная волна и ее оттоки, расстройство складывавшейся десятилетиями системы поставок, денежные реформы – все эти противоречия и перекосы требуют перемены точки зрения на рынок, новых подходов к механизму его регулирования, выработки и последовательной реализации системы экстренных (но базирующихся на надежном научном фундаменте и рассчитанных на длительный период) мер по формированию современного рынка, выработке эффективного механизма его регулирования [8, c.25].

Таким образом, имея важное значение для экономического и социального  развития, любое государство, осуществляя регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства заслуживает в настоящее время самого пристального внимания.

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества в целом. Но, несмотря на все эти противоречия, необходимость выполнения государством определенных функций в области экономики не подвергается сомнению[7, c.9].

Объективная возможность  государственного регулирования экономики  появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Многообразие задач, которые  стоят перед государством, определяет выполняемые им экономические функции, которые взаимосвязаны между  собой и действуют в комплексе. К основным функциям государства  в современной рыночной экономике относятся [12, c.29]:

создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

деятельность в сфере  распределения доходов;

организация денежного  обращения;

поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация  производства;

управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная  наука и т.д.);

стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества.

Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также  ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности  и проблемы. К основным объектам государственного регулирования можно отнести следующие: экономический цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, занятость, условия накопления капитала, платежный баланс, денежное обращение, условия конкуренции, подготовка и переподготовка кадров, цены, социальное обеспечение, окружающая среда, внешнеэкономические отношения и т.д.

Воздействие государства  на объекты рыночных отношений обеспечивается двумя основными формами: прямого  и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических.

Основными инструментами  государственного регулирования экономики  являются: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, государственное регулирование ценообразования, внешнеэкономическое регулирование.

Административные средства регулирования экономики не связаны  с созданием дополнительного  материального стимулирования или  опасностью финансового ущерба. Они  базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Сфера деятельности административных средств регулирования экономики сводится, в основном, к охране окружающей среды, созданию условий для социально слабозащищенных слоев населения и т.п.

Приоритет государственного регулирования в рыночной экономике  принадлежит косвенным методам  воздействия, не разрушающим систему  рыночных отношений и не противоречащим им. Косвенное регулирование рынка  осуществляется с помощью методов  налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики [20, c.58].

Таким образом, государственное  регулирование экономических процессов  обусловлено как объективной  необходимостью обеспечения общественного  контроля за развитием социально-экономических  процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно осуществляет влияние на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения