Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формы государственного регулирования экономики.
Целью курсовой работы является выявление проблем государственного регулирования экономики и путей их решения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность и объективную необходимость государственного регулирования экономики;
- определить основные направления государственного регулирования экономики;

Содержание работы

Введение 3
1. Основные аспекты государственного регулирования экономики 5
1.1. Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики 5
1.2. Основные направления государственного регулирования экономики 9
1.3. Характеристика форм и средств государственного регулирования экономики 12
1.4. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ 17
2. Основные теории государственного регулирования экономики 22
2.1. Кейнсианская экономическая политика 22
2.2. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики 27
3. Проблемы государственного регулирования экономики и пути их
решения 34
3.1. Роль государственного регулирования в условиях кризиса 34
3.2. Проблемы государственного регулирования экономики в России на современном этапе 37
Заключение 46
Список использованных источников 49

Файлы: 1 файл

Курсовая Государственное регулирование экономики.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Неоклассики определили критерий целесообразности государственного вмешательства в функционирование рынка. Любое такое вмешательство связано с определенными затратами:

а) с административными  издержками по осуществлению регулирования;

б) с побочными эффектами  такого регулирования. Свободный рынок - устойчивое, саморегулирующееся образование. Любое        государственное мероприятие изменяет условия взаимодействия всех агентов (покупателей и продавцов, производителей и потребителей), оказывая влияние на принимаемые ими решения. В результате складываются новые равновесная цена, объем производства, набор производимых продуктов. В конечном счете изменяется само распределение ресурсов, которое вполне может быть менее эффективным по сравнению с первоначальным. Целесообразность государственной интервенции может быть обоснована при сравнении обоих этих видов издержек с выигрышем в эффективности от устранения «провалов рынка».

    Использование  данного критерия приводит к строгому ограничению государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем в отличие от классической школы неоклассики не отрицают значение государственного регулирования, но при этом ведется поиск его наилучшего соотношения с механизмом рыночного саморегулирования.

 

 

3. Проблемы государственного  регулирования экономики и пути  их решения

 

3.1. Роль государственного регулирования в условиях кризиса

 

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Виды государственного регулирования:

1. Нормативно-законодательная  деятельность

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных, например, с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

2. Финансовое регулирование. 

Это управление совокупностью  денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика в  известной мере реализует, и общие  цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

3. Ценовая политика

Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господствующим в стране ресурсоемким технологиям. Специфика ценового регулирования обусловлена тем, что высокие (близкие к мировым и даже превышающие их) цены на ресурсы обусловлены не столько монополизмом соответствующих товаропроизводителей, сколько разросшейся сферой посредников и непомерно высокой налоговой нагрузкой на ресурсы.

4. Промышленная политика 

Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение  этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к  интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкое.

5. Социальная политика 

Социально-экономический  кризис сопровождается массированным  и неэффективным размещением  труда и капитала, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия  социальной политики государства должна предусматривать регулирование  рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель социального страхования - предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной  стороны, производства общественных благ и, с другой, - обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения.

В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях - от федерального до муниципального.

 

 

 

3.2. Проблемы государственного регулирования экономики в России на современном этапе

 

С самого начала рыночных преобразований в России был допущен  серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования  была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.

Вместе с тем, опыт промышленно развитых стран, осуществивших  глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической  и социальной ситуации, что и произошло  в России. Тем более, неправомерно было использование подобного подхода в стране, в которой на протяжении многих десятилетий низкорентабельные и капиталоемкие добывающие и перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и промышленности находились в собственности государства.

Для того чтобы реформы  в России оказались результативными  и ее экономика вышла из затяжного  кризиса, необходимо в стратегии  рыночных преобразований большее внимание уделять методам государственного регулирования переходных процессов, то есть проведению активной государственной экономической политики. Ее осуществление подразумевает упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения. Государство уже не может оставаться сторонним наблюдателем [6, c.3].

В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение опыта  государственного вмешательства в  рыночную экономику в развитых странах  и возможностей использования этого опыта в российских условиях, в частности, в сфере инвестиционной деятельности.

Как было сказано в первой главе работы, к «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

Западные эксперты рассматривают  косвенное экономическое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. М. Портер считает, что правительство должно создавать для фирм такую экономическую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного воздействия являются: создание соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития, поощрение конкуренции и спроса на продукцию высокого качества [6, c.5].

Опыт развитых стран  свидетельствует, что далеко не все  функции, необходимые для нормального  протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни  общества, реализуются посредством  рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка оказывается зачастую недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим становление рынка порождает функции и соответствующие им институты, требующие централизованного управления, такие, как финансовая, банковская система и т.п. Далее, по мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг, связанных, например, с космосом, требующие централизованного вмешательства (контроля) в процесс их производства. В зависимости от способа организации производства в экономической литературе принято выделять две группы товаров (услуг): общественные блага, производство которых полностью или частично финансируется или контролируется (а иногда и организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно за счет собственных средств [20, c.61].

Особенность общественных благ такова, что государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена соответствующих товаров. Таким образом, рыночный механизм в значительной степени следует дополнять системой государственного вмешательства. Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку в национальной экономике действует специфический хозяйствующий субъект – государство. Его аппарат призван решать экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в его распоряжении.

Двигаясь к достижению глобальных целей, страны проходят разные пути и выбрать из них наименее болезненный для общества, позволяющий быстрее достигать намеченных целей, – важнейшая задача. Для этого необходимо достаточно обоснованное представление о видах государственной деятельности, регуляторах, с помощью которых она может эффективно реализовываться.

П. Самуэльсон [21, том 1, с.155] выделяет четыре вида государственной деятельности:

1. Прямой контроль.

2. Общественное потребление. 

3. Государственное производство.

4. Социальное обеспечение. 

Их реализация должна опираться на три группы регуляторов, с помощью которых государство  может воздействовать на ход экономического развития:

косвенные регуляторы (налоги, проценты за кредит, нормы амортизации, таможенные тарифы и т.д.);

бюджетные ассигнования;

регуляторы материальных потоков (госзаказ, лицензии, квоты).

Из этого подхода  не совсем понятно, какая роль отводится  другим регуляторам, о которых было сказано выше.

Позиция, излагаемая в  некоторых литературных источниках, предполагает, что в системе государственного регулирующего воздействия на экономику должны органично сочетаться [6, c.7]:

прогнозирование социальных, научно-технических, экологических, производственных, внешнеэкономических процессов;

макропланирование;

программирование (разработка комплексных целевых программ). При том, что можно согласиться с этой позицией, однако, остается неясной роль и назначение макропланирования в рыночных условиях.

В ряде стран с рыночной экономикой, например, – в Японии, в течение всего послевоенного периода составлялись общенациональные планы экономического развития, которые, по мнению некоторых японских экономистов, носили формальный характер и мало влияли на реальные процессы в экономике. Однако, такие планы играют свою конструктивную роль. Не сковывая инициативы частного бизнеса, они помогают намечать общий курс управления предприятиями, информируя их плановые подразделения о потенциальном спросе, положении дел в смежных областях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без них нельзя обосновать размеры инвестиций. В процесс составления плана вовлекаются широкие круги общественности, которая, таким образом, участвует в выработке общенациональной экономической политики. Наконец, планы экономического развития оказывают определенное сдерживающее воздействие на правительственные расходы, поскольку утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок (хотя они ни для кого не являются обязательными).

Информация о работе Проблемы государственного регулирования экономики и пути их решения