Проблемы государственного вмешательства в рыночное ценообразование: цели и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ вмешательства государства и регулирование цен в экономике, последствия и необходимость вмешательства.
Исходя из поставленной цели, сформулировал основные задачи работы:
- изучение понятий и видов цен.
- анализ сущности механизма государственного регулирования цен и ценовой политики;
- исследование правовых основ государственного регулирования цен в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Вмешательство государства в рыночную экономику, с точки зрения теории…………………………………………………………………………..…5
2. Необходимость государственного регулирования………………………....12
3. Возможности и границы государственного регулирования…….…………14
4. Функции государства в рыночной экономике…………………………...….17
5. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты………………………………...…..…………………………….…18
Методы государственного регулирования……………………….………….20
Заключение………….………………………………………………….………...24
Решение задач..…………………………………………………………..………26
Список литературы……………………………………………………….……...36

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 74.08 Кб (Скачать файл)

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-экономический  факультет

Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

 

 

 

Курсовая работа

МИКРОЭКОНОМИКА

Тема: «Проблемы государственного вмешательства в рыночное ценообразование: цели и последствия»

Вариант 3

 

 

 

 

 

 Выполнил: Ефимова Н.В.

группа 1071-03С

 Проверил:

 Хмельницкая О.Н.

 

 

Псков, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Вмешательство государства  в рыночную экономику, с точки  зрения теории…………………………………………………………………………..…5

2. Необходимость государственного  регулирования………………………....12

3. Возможности и границы государственного  регулирования…….…………14

4. Функции государства в рыночной  экономике…………………………...….17

5. Государственное регулирование  экономики: основные цели и  инструменты………………………………...…..…………………………….…18

Методы государственного регулирования……………………….………….20

Заключение………….………………………………………………….………...24

Решение задач..…………………………………………………………..………26

Список литературы……………………………………………………….……...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Цена - это выражение  стоимости товара в денежных  единицах определённой валюты (национальной  или международной) за количественную  единицу товара. Уровень цены  складывается под влиянием ряда  объективных факторов, не зависящих  от участников сделки, а так  же субъективных факторов.

      Являясь  важнейшим элементом экономической  системы государства, цена не  может не являться объектом  регулирования со стороны последнего.  
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.   
          По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.                                          Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.

  Не менее важной  по значимости является ценовая  политика. Регулируя денежную массу,  государство может влиять на  цены, инвестиционные проекты и  потребление населения, объем  национального производства, инфляцию  и темпы экономического роста.  Ценовая политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной ценовой политики борьба с инфляцией невозможна.  
В силу вышесказанного, актуальность выбранной мною темы не оставляет сомнений. 

              Целью моей работы является  изучение и анализ вмешательства  государства и регулирование цен в экономике, последствия и необходимость вмешательства.

     Объект изучения - экономическая система.                          
           Предмет изучения - цена, как важный элемент данной системы.  
Исходя из поставленной цели, сформулировал основные задачи работы:  
- изучение понятий и видов цен.                             
- анализ сущности механизма государственного регулирования цен и ценовой политики;  
- исследование правовых основ государственного регулирования цен в РФ.  
          Для написания работы использовала источники по экономической теории, коммерческому праву, монографии отечественных и зарубежных авторов, периодические издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вмешательство государства в рыночную экономику, с точки зрения теории

Общепризнано, что современная  рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной  деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в  экономику. Так, классики экономической  теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Однако разразившийся  в 1929—1933 гг. кризис капиталистической  экономики ознаменовал конец  «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства  государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики  теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).

Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е  годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Экономическая роль государства  в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

Если государству принадлежит  почти весь национальный доход, то это  чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую  систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика  имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.

В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование, Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности?

Если государство распоряжается 10—50 % национального дохода, то такая  экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая — в руках частных  владельцев.

Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних  обстоятельств, например войны. Так, в  США в 1929—1940 гг. доля государства  в национальном доходе колебалась в  пределах 10—13 %, затем стремительно выросла во время второй мировой  войны (до 45 %). Однако с начала 50-х  годов эта доля колебалась на уровне 15— 30 % национального дохода.

Заметим: в США в отличие  от других промышленно развитых стран  размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и  достигает 40—50 %.

Почему растет государственный  сектор? Главными причинами являются:

- рост расходов на оборону  и военно-космические исследования;

- рост народонаселения;

- решение проблем окружающей  среды и инфраструктуры;

- решение социальных проблем:  безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного  обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство  государства в экономику вызвано  стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием  рыночной экономики.

В 70—80-х годах нашего столетия наблюдался как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному  механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства

Общепризнано, что современная  рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной  деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в  экономику. Так, классики экономической  теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Однако разразившийся  в 1929—1933 гг. кризис капиталистической  экономики ознаменовал конец  «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства  государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики  теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).

Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е  годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Экономическая роль государства  в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

Если государству принадлежит  почти весь национальный доход, то это  чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую  систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика  имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.

В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального  дохода («национального пирога») у государства  и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование. Этот переход государственной  собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности?

Если государство распоряжается 10—50 % национального дохода, то такая  экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая — в руках частных  владельцев. )

Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних  обстоятельств, например войны. Так, в  США в 1929—1940 гг. доля государства  в национальном доходе колебалась в  пределах 10—13 %, затем стремительно выросла во время второй мировой  войны (до 45 %). Однако с начала 50-х  годов эта доля колебалась на уровне 15— 30 % национального дохода.

Заметим: в США в отличие  от других промышленно развитых стран  размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и  достигает 40—50 %.

Почему растет государственный  сектор? Главными причинами являются:

- рост расходов на оборону  и военно-космические исследования;

- рост народонаселения;  решение проблем окружающей среды  и инфраструктуры;

- решение социальных проблем:  безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного  обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство  государства в экономику вызвано  стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием  рыночной экономики.

В 70—80-х годах нашего столетия наблюдался как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному  механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.

Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических  целей:

1.         Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

2.         Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

3.         Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

4.         Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.

Информация о работе Проблемы государственного вмешательства в рыночное ценообразование: цели и последствия