Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:10, контрольная работа
Целью работы является изучение и анализ вмешательства государства и регулирование цен в экономике, последствия и необходимость вмешательства.
Исходя из поставленной цели, сформулировал основные задачи работы:
- изучение понятий и видов цен.
- анализ сущности механизма государственного регулирования цен и ценовой политики;
- исследование правовых основ государственного регулирования цен в РФ.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Вмешательство государства в рыночную экономику, с точки зрения теории…………………………………………………………………………..…5
2. Необходимость государственного регулирования………………………....12
3. Возможности и границы государственного регулирования…….…………14
4. Функции государства в рыночной экономике…………………………...….17
5. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты………………………………...…..…………………………….…18
Методы государственного регулирования……………………….………….20
Заключение………….………………………………………………….………...24
Решение задач..…………………………………………………………..………26
Список литературы……………………………………………………….……...36
5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение не-
допустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
8. Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.
Этот перечень можно дополнить и другими целями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д.
Анализ перечисленных
целей позволяет отметить, что
некоторые из них могут противоречить
другим или взаимно исключать
друг друга. Например, экономический
рост и полная занятость могут
вызвать повышение цен и
общество вынуждено
Выработка конкретных программ
достижения крупных экономических
целей общества лежит в основе
экономической политики того или
иного государства. Эти цели реализуются,
если государство (правительство) выполняет
как минимум следующие
1) создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;
2) защиту конкуренции;
3) производство социально значимых товаров (услуг);
4) защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;
5) перераспределение доходов и ресурсов
6) стабилизацию экономики.
Для успешного функционирования рыночной
системы необходимы разумные и обязательные
для соблюдения условия. Например, экономической
основой становления и развития
рыночных отношений выступает частная
собственность. Однако хорошо известно,
что право частной
Государственное вмешательство в
механизм рыночных отношений иногда
вызывается процессом производства
или воспроизводства. Так, проблемы
циклических колебаний в
Необходимость государственного регулирования вытекает из проявлений несовершенства рынка, заключающемся:
1. в несостоятельности
2. в наличии многочисленных
3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам;
4. в неполных рынках, одним из
типичных примеров которых
5. в несовершенстве информации,
во многих отношениях
6. в безработице, инфляции, экономическом
неравновесии, особенно резко проявляющемся
в периоды кризисов и
7. в излишне неравномерном
8. в наличии обязательных
Возможности и границы
эффективности госрегулирования не
могут получить точной количественной
оценке уже потому, что они
имеют много аспектов. Многие проявления
эффективности
Госрегулирование в целом, безусловно, доказало свою высокую эффективность. После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышением уровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. Всем этим рыночно-государстренно регулируемый, социально ориентированный современный капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции.
В то же время эффективность
госрегулирования далеко не безгранична.
Так, оно не может преодолеть цикличность
капиталистического воспроизводства,
порождающую в понижательных
фазах цикла (кризис, депрессия) массу
тяжелых экономических и
Целевые установки «магического четырехугольника» во многом противоречат друг другу. Это отчетливо проявилось на протяжении всего периода после Второй мировой войны. Так, неокейнсианская модель госрегулирования 50-х — первой половины 70-х гг. благоприятствовала быстрому экономическому росту и резкому повышению уровня занятости, но одновременно она действовала в сторону постепенного вызревания бюджетного кризиса и развязывания крупномасштабной инфляции. Экономика к концу «кейнсианской эры» оказалась «зарегулированной». Обложение доходов предпринимателей и лиц наемного труда налогами и взносами на нужды социального страхования достигло такого уровня, при котором оказались в значительной мере подорванными стимулы к накоплению капитала путем реинвестирования прибыли, а также к более интенсивному и производительному труду. Все это, а также ряд других факторов поставили на повестку дня проблему так называемого д е р е г у л и р о в а н и я экономики, которое стало осуществляться с конца 70-х гг. на гребне неоконсервативной волны в политической жизни стран Запада.
Дерегулирование включало три основных аспекта: а) распродажу части государственной собственности, которая, например, в США принесла в федеральный бюджет 40 млрд долл.; б) установление режима жесткой экономии бюджетных расходов (т.е. их ограничение и, по возможности, сокращение), что удалось в гораздо меньшей степени, чем первое; в) уменьшение налогов, преследовавшее цель повысить их собираемость и стимулировать экономический рост, который бы обеспечил общее увеличение массы собираемых налогов (удалось в еще меньшей степени).
Результаты дерегулирования оказались далеко не однозначными. С одной стороны, бюджетный кризис на Западе был преодолен или значительно смягчен. Так, в США дефицит федерального бюджета в 1997 г. составил по отношению к ВВП только 0,5% по сравнению с 3% в 1990 г., а в среднем по странам — членам ЕС дефицит центральных (федеральных бюджетов) — соответственно 2,3% против 3,5%. Правда, в Японии этот показатель вырос с 0,5% в 1990 г. до 4,2% в 1996 г. и лишь в 1997 г. вновь снизился до 3,7%.
С другой стороны, оздоровление государственных финансов и связанное с этим резкое уменьшение инфляции имело своей обратной стороной жесткое ограничение или даже урезание расходов на нужды социального обеспечения («социальный демонтаж») и высокий уровень безработицы.
Можно с уверенностью предположить, что госрегулирование в странах с развитой рыночной экономикой и впредь будет двигаться в замкнутом пространстве «магического четырехугольника». Вместе с тем оно будет поддерживать систему рыночно-государственно регулируемого, социально ориентированного капитализма, включая его институты политического плюрализма и демократии, в дееспособном, более или менее стабильном состоянии.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Вот основные из них:
Регулирование рыночной экономики государством проявляется через реализацию его экономических функций, которые довольно многообразны и направлены на следующие экономические цели:
- экономический рост; эта цель
предполагает увеличение