Проблемы государственного вмешательства в рыночное ценообразование: цели и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ вмешательства государства и регулирование цен в экономике, последствия и необходимость вмешательства.
Исходя из поставленной цели, сформулировал основные задачи работы:
- изучение понятий и видов цен.
- анализ сущности механизма государственного регулирования цен и ценовой политики;
- исследование правовых основ государственного регулирования цен в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Вмешательство государства в рыночную экономику, с точки зрения теории…………………………………………………………………………..…5
2. Необходимость государственного регулирования………………………....12
3. Возможности и границы государственного регулирования…….…………14
4. Функции государства в рыночной экономике…………………………...….17
5. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты………………………………...…..…………………………….…18
Методы государственного регулирования……………………….………….20
Заключение………….………………………………………………….………...24
Решение задач..…………………………………………………………..………26
Список литературы……………………………………………………….……...36

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 74.08 Кб (Скачать файл)

5.         Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6.         Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение не-

допустимо. В то же время  ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7.         Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

8.         Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.

Этот перечень можно дополнить  и другими целями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д.

Анализ перечисленных  целей позволяет отметить, что  некоторые из них могут противоречить  другим или взаимно исключать  друг друга. Например, экономический  рост и полная занятость могут  вызвать повышение цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство  в распределении может снизить  мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым замедлить  экономический рост. Следовательно,

общество вынуждено разработать  систему приоритетов в осуществлении  задач, которые будут различны для  разных периодов времени, для отдельных  стран и регионов.

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических  целей общества лежит в основе экономической политики того или  иного государства. Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет  как минимум следующие экономические  функции.

1)         создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;

2)         защиту конкуренции;

3)         производство социально значимых товаров (услуг);

4)         защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;

5)         перераспределение доходов и ресурсов

6)         стабилизацию экономики.

 

 

 

 

 

  1. Необходимость государственного регулирования

Для успешного функционирования рыночной системы необходимы разумные и обязательные для соблюдения условия. Например, экономической  основой становления и развития рыночных отношений выступает частная  собственность. Однако хорошо известно, что право частной собственности  само по себе определиться не может, его  должно установить государство. Государство  необходимо также для ограничения  монопольных тенденций в экономике, для выработки механизма, стимулирующего трудовую деятельность людей.

Государственное вмешательство в  механизм рыночных отношений иногда вызывается процессом производства или воспроизводства. Так, проблемы циклических колебаний в экономике (резкие спады производства, инфляция, безработица) не могут быть устранены  механизмом рыночного саморегулирования. Иногда этот механизм не только не способен возвратить экономику к рыночному  равновесию, но и готов подвергнуть  ее еще более глубоким потрясениям. Без регулирующей роли государства  в этом случае обойтись невозможно.

Необходимость государственного регулирования  вытекает из проявлений несовершенства рынка, заключающемся:

1. в несостоятельности конкуренции,  выражающейся в том, что на  некоторых отраслевых и региональных  рынках могут возникать (и возникают)  монополии;

2. в наличии многочисленных товаров,  жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются  рынком, либо, если и могли быть  предложены, то в недостаточном  количестве. Таких товаров (главным  образом в форме услуг) много  в сферах образования, здравоохранения,  науки, культуры, обороны и др.;

3. во внешних эффектах (экстерналиях), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам;

4. в неполных рынках, одним из  типичных примеров которых является  рынок страховых услуг, прежде  всего медицинских и пенсионных;

5. в несовершенстве информации, во многих отношениях представляющей  собой общественный товар, который  в более или менее достаточном  количестве при соответствующем  качестве не может быть произведен  без активного участия государства;

6. в безработице, инфляции, экономическом  неравновесии, особенно резко проявляющемся  в периоды кризисов и депрессий;

7. в излишне неравномерном распределении  доходов, которое, если государство  не принимает мер для «социальной  компенсации» малоимущим и обездоленным  слоям населения, ставит под  угрозу общественную стабильность;

8. в наличии обязательных товаров  (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Возможности и границы государственного регулирования

Возможности и границы  эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценке  уже потому, что они  имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически  невозможно вычленить вклад каждого  из трех «слоев» хозяйственного механизма  в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости  или повышение эффективности  общественного производства. Вследствие этого можно предложить лишь некоторые    качественные     оценки возможностей и границ госрегулирования.

Госрегулирование в целом, безусловно, доказало свою высокую  эффективность. После того, как оно  было встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой  экономической динамикой, быстрым  ростом эффективности общественного  производства, более или менее  умеренной безработицей, заметным повышением уровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной  социальной стабильностью. Всем этим рыночно-государстренно регулируемый, социально ориентированный современный капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции.

В то же время эффективность  госрегулирования далеко не безгранична. Так, оно не может преодолеть цикличность  капиталистического воспроизводства, порождающую в понижательных  фазах цикла (кризис, депрессия) массу  тяжелых экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все  усилия, обеспечить приемлемого, социально  терпимого уровня безработицы, а  тем более полной занятости самодеятельного  населения. Именно так обстоит дело в последние два десятилетия ХХ в., когда сдвиги в технологической базе производства и обострение мирохозяйственной конкуренции привели на Западе к свертыванию производства и уменьшению количества рабочих мест в ряде отраслей и ускорению замещения живого труда трудом, овеществленным в дополнительных элементах основного капитала (машинах, оборудовании и т.п.). При безработице, которая в последние два десятилетия в большинстве стран Запада колеблется в пределах 10—12% и более, неуклонно обостряется проблема финансирования системы социального страхования и ее поддержания на достигнутом качественном уровне.

Целевые установки «магического четырехугольника» во многом противоречат друг другу. Это отчетливо проявилось на протяжении всего периода после Второй мировой войны. Так, неокейнсианская модель госрегулирования 50-х — первой половины 70-х гг. благоприятствовала быстрому экономическому росту и резкому повышению уровня занятости, но одновременно она действовала в сторону постепенного вызревания бюджетного кризиса и развязывания крупномасштабной инфляции. Экономика к концу «кейнсианской эры» оказалась «зарегулированной». Обложение доходов предпринимателей и лиц наемного труда налогами и взносами на нужды социального страхования достигло такого уровня, при котором оказались в значительной мере подорванными стимулы к накоплению капитала путем реинвестирования прибыли, а также к более интенсивному и производительному труду. Все это, а также ряд других факторов поставили на повестку дня проблему так называемого д е р е г у л и р о в а н и я   экономики, которое стало осуществляться с конца 70-х гг. на гребне неоконсервативной волны в политической жизни стран Запада.

Дерегулирование включало три основных аспекта: а) распродажу части государственной собственности, которая, например, в США принесла в федеральный бюджет 40 млрд долл.; б) установление режима жесткой экономии бюджетных расходов (т.е. их ограничение и, по возможности, сокращение), что удалось в гораздо меньшей степени, чем первое; в) уменьшение налогов, преследовавшее цель повысить их собираемость и стимулировать экономический рост, который бы обеспечил общее увеличение массы собираемых налогов (удалось в еще меньшей степени).

Результаты дерегулирования оказались далеко не однозначными. С одной стороны, бюджетный кризис на Западе был преодолен или значительно смягчен. Так, в США дефицит федерального бюджета в 1997 г. составил по отношению к ВВП только 0,5% по сравнению с 3% в 1990 г., а в среднем по странам — членам ЕС дефицит центральных (федеральных бюджетов) — соответственно 2,3% против 3,5%. Правда, в Японии этот показатель вырос с 0,5% в 1990 г. до 4,2% в 1996 г. и лишь в 1997 г. вновь снизился до 3,7%.

С другой стороны, оздоровление государственных финансов и связанное  с этим резкое уменьшение инфляции имело своей обратной стороной жесткое  ограничение или даже урезание расходов на нужды социального обеспечения («социальный демонтаж») и высокий  уровень безработицы.

Можно с уверенностью предположить, что госрегулирование в странах  с развитой рыночной экономикой и  впредь будет двигаться в замкнутом  пространстве «магического четырехугольника». Вместе с тем оно будет поддерживать систему рыночно-государственно регулируемого, социально ориентированного капитализма, включая его институты политического плюрализма и демократии, в дееспособном, более или менее стабильном состоянии.

 

 

 

 

 

 

  1. Функции государства в рыночной экономике

Роль государства в  рыночной экономике проявляется  через его функции. Функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства  имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для  достижения той или иной цели.

Вот основные из них:

  • Правовое обеспечение экономической деятельности.
  • Организация денежного обращения.
  • Производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция оборонного назначения, дороги коммуникации, иная инфраструктура. К этой группе функций можно отнести поддержку государством науки, образования, культуры.
  • Минимизация трансакционных издержек.
  • Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого бизнеса.
  • Оптимизация влияния экстерналий (внешних эффектов). В экономике возникают так называемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться.
  • Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

 

  1. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты

Регулирование рыночной экономики  государством проявляется через  реализацию его экономических функций, которые довольно многообразны и  направлены на следующие экономические  цели:

- экономический рост; эта цель  предполагает увеличение объемов  производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение  более высокого уровня жизни;

  • экономическая эффективность – требует получения наибольших результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов;
  • полная занятость трудоспособного населения – позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией;
  • стабильный уровень цен; серьезное повышение или снижение уровня дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать;
  • экономическая свобода; предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей деятельности высокой степенью свободы;
  • справедливое распределение доходов; с позиции рыночной экономики доходы, полученные в ходе конкурентной борьбы, справедливы; принцип «на равный капитал – равная прибыль» действует как тенденция; уравнительное распределение недопустимо; в то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна прибывать в нищете, когда другие купаются в роскоши;
  • экономическая обеспеченность – обеспечение номинального существования за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев;
  • торговый баланс – предполагает поддерживание разумного соотношения экспорта и импорта торговли национальной экономикой, а также баланс международных финансовых сделок.
  • создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции;
  • непрерывная модернизация производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции;
  • сглаживание экономического цикла;

Информация о работе Проблемы государственного вмешательства в рыночное ценообразование: цели и последствия