Во многих научных и учебных
публикациях на Западе выделяются четыре
главные цели госрегулирования, объединяемые
понятием «магический четырехугольник»:
обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных
хозяйственному потенциалу страны; минимизация
безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое
равновесие, выражающееся в бездефицитном
или умеренно дефицитном платежном
балансе. О «магическом четырехугольнике»
говорится в том смысле, что
одни его цели противоречат другим.
Так, стимулирование занятости населения
посредством дополнительных государственных
расходов подстегивает рост бюджетного
дефицита, а в конечном счете и инфляции.
«Магия» как раз и состоит в том, чтобы
двигаться во всех четырех направлениях
более или менее равномерно.
- Методы государственного регулирования
Экономическое регулирование со стороны
государства достигается многочисленными
методами. На макроэкономическом уровне
к ним относятся:
- денежная политика.
Она охватывает формирование государством
обязательных резервов, ставки межбанковского
кредита, операции центрального банка
с государственными облигациями на рынке
ценных бумаг. Все это позволяет государству
противостоять инфляции, регулировать
процентные ставки коммерческих банков,
инвестиции, производство и занятость,
оказывать воздействие на движение курса
акций;
- налоговая политика.
С ее помощью государство налаживает эффективное
стимулирование экономического роста,
организует перераспределение доходов,
распространяет системы прогрессивного
налогообложения, освобождает от налогообложения
ту часть доходов, которая идет на благотворительные
цели. Государство предоставляет налоговые
льготы малому бизнесу, а также предприятиям,
только вступающим на путь рыночной конкуренции;
- политика государственных
расходов. Она способствует структурным
преобразованиям производства, сглаживает
региональные диспропорции, снижает остроту
проблемы вынужденной безработицы;
- управление государственным
долгом. Сюда относятся ставка процента
и срок выпуска облигаций, которые используются
вне зависимости от того, есть дефицит
бюджета или нет. Их применение может дать
положительные антиинфляционные результаты,
повлиять на ситуацию, складывающуюся
на рынке ценных бумаг.
Государство располагает также
экономическими методами регулирования
воспроизводства и на уровне мировой экономики.
Они оказываются тем значимее и эффективнее,
чем глубже страна интегрирована в систему
мирового хозяйства. Здесь необходимо
выделить:
- внешнеторговую
политику. Она касается экспорта и импорта
товаров и услуг. Государство активно
стимулирует экспорт товаров и капиталов.
Тем самым оно способствует расширению
спроса на национальные товары. Уровень
конкуренции в мировой торговле является
очень высоким. Поэтому страна, занимающая
там передовые позиции, является лидером
в области научно-технического прогресса.
Государство использует следующие методы
стимулирования экспорта: предоставляет
экспортерам налоговые льготы, берет на
себя гарантии экспортных кредиторов,
использует двухсторонние экономические
соглашения, а также международные механизмы
согласования торговых интересов, развивает
и осуществляет социальные целевые программы,
предусматривает усиление экспортного
потенциала страны, регулирует валютные
курсы;
- лицензирование
экспортных потоков. Должны быть установлены
препятствия вывозу ресурсов, признанных
национальным достоянием. Нельзя распродавать
имущество, которое необходимо нынешнему
и будущему поколениям;
- таможенное налогообложение.
Оно представляет метод государственного
регулирования импорта. Уровень таможенных
налоговых ставок должен быть достаточен,
чтобы обезопасить отечественную экономику
от крупномасштабных падений производства
и занятости. А они вполне возможны в случае
беспрепятственного проникновения на
внутренний рынок иностранных конкурентов.
В то же время очень высокие таможенные
тарифы (протекционистские) создают на
внутреннем рынке неестественную обстановку,
отгораживают его от мировой торговли.
- нетарифные методы
ограничения импорта. Если надо снизить
импорт, а налоги на него повысить нельзя,
то используются количественные ограничения
(квоты) на ввоз зарубежных товаров и услуг;
стимулирование национального производства
заменителей импорта; специальные налоговые
льготы для тех корпораций, которые сталкиваются
у себя дома с жесткой иностранной конкуренцией;
покупка части продукции этих предприятий
государством, которое, выделяя на это
бюджетные ассигнования, старается поддерживать
спрос, цены и норму прибыли.
- международное движение
капиталов. Если имеется в виду экспорт
капитала, то государство обеспечивает
своим предпринимателям, оперирующим
за границей, благоприятный инвестиционный
климат, а также гарантии безопасности
капиталовложений.
Методы прямого административного
воздействия.
Есть области, где административные
методы регулирования экономики
оказываются достаточно эффективными,
а их применение становится совершенно
обязательным. В этих областях административные
методы имеют явный перевес по
сравнению с другими способами
государственного воздействия на экономику.
Эти методы, безусловно, в определенной
мере подавляют индивидуальную экономическую
свободу, но они вполне оправданы. Иногда
максимальная свобода отдельных
субъектов оборачивается тяжелыми
потерями для остальных субъектов
и рыночного хозяйства в целом.
Среди административных методов
регулирования экономики следует
выделить:
- прямой государственный
контроль над монопольными рынками. Монопольные
рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним
применяются и различные административные
методы воздействия. Например, для науки,
образования, медицины, обороны признана
естественной государственная монополия.
Поэтому здесь может быть осуществлено
полномасштабное администрирование. Здесь
применимы: долгосрочное и текущее директивное
планирование производства, издержек
и цен; прямой контроль над качеством и
потребительскими свойствами товаров
и услуг; гарантированное материально-техническое
снабжение, опирающееся на централизованные
государственные поставки и закупки. Несколько
иного отношения заслуживают технологические
олигополии. По отношению к ним применяется
мягкое администрирование (индикативное
планирование, допустимые пределы колебания
цен). В ряде случаев существуют совершенно
неестественные монополизированные участки
экономики. В этом случае государство
может использовать прямые административные
методы для постепенной ликвидации экономически
нецелесообразных монополий;
- меры превентивного
порядка, ограничивающие побочные эффекты
рыночных процессов
- разработка стандартов,
контроль за их соблюдением;
- определение и поддержание
минимально допустимых параметров жизни
населения, т.е. гарантированный минимум
заработной платы, пособия по безработице,
социальные выплаты.
Заключение
- Из проделанной работы
можно сделать следующие выводы. Необходимость
государственного вмешательства в ценообразовании
возникла еще в начале 17-го века, но и на
данный момент не утратила своей актуальности.
- Усиление кризиса
платежеспособности обусловливает необходимость
более широкого применения государственного
регулирования цен, соответствующего
сложившейся ситуации. Важнейшим принципом
регулирования должно быть установление
рационального уровня оптовых цен на сырье
и продукцию топливно-энергетического
комплекса, сдерживание их резкого роста,
ведущего либо к сокращению доходов, либо
к новому витку инфляции. В реальной несбалансированной
и не сложившейся рыночной экономике оптовые
цена на природное сырье и энергоносители
определяют динамику цен и доходов; в условиях
обесценения накоплений у многих предприятий
и части населения существенный скачок
ресурсных цен может привести к резкому
падению жизненного уровня и банкротству
предприятий. Поэтому сегодня необходима
стабилизация цен на природное сырье и
энергоносители на минимальном допустимом
уровне.
- Очень важно так
же и реорганизовать систему государственного
регулирования. Применяемая схема либерализации,
одновременное введение крайне высоких
налогов явились одной из причин кризиса
платежеспособности, сворачивания производства,
падения деловой активности. Были отпущены
цены на широкий круг продукции базовых
отраслей, природное сырье и материалы.
В неконкурентной экономике с деформированной
структурой это предопределило стремительный
рост затрат, сокращение доходов бюджета
и невозможность регулирования даже весьма
ограниченного круга цен на товары народного
потребления, который сейчас быстро сужается.
При жесткой денежной политике либерализация
цен на товары народного потребления не
приведет к увеличению доходов госбюджета
и предприятий, так как рост затрат всегда
будет опережать рост цен конечного потребления.
- Исходя из реальной
структуры и состояния экономики государству
необходимо жестко регулировать цены
не всю основную продукцию топливно-энергетического
комплекса, на все природное сырье и материалы,
на значительный круг продукции тяжелой
промышленности, монополизированную продукцию
машиностроения, строительства, тарифы
транспорта и связи. При этом цены на товары
народного потребления должны быть первоначально
отпущены, то есть самостоятельно устанавливаться
производителем, продавцом с учетом спроса.
- Государственное
регулирование цен по указанному широкому
кругу продукции производственно-технического
назначения позволит сдерживать опережающий
рост затрат, повысить доходы госбюджета
предприятий за счет замедления роста
затрат на производство конечной продукции,
реально регулировать розничные цены
на жизненно важные товары народного потребления,
проводить жесткую бюджетную и денежно-кредитную
политику. Очевидно, что в сложившейся
ситуации поддержание покупательной способности
денег возможно лишь при более или менее
жестком регулировании цен на ресурсы.
В перспективе, по мере развития конкурентного
рынка и изменения структуры экономики,
регулирование цен должно постепенно
сниматься в течение ряда лет.
- Возможны два варианта
реализации указанной схемы государственного
регулирования цен. Первый – установления
правительством: а) государственных цен
на продукцию добывающей промышленности,
топливно-энергетического комплекса,
тарифы транспорта и связи; б) предельных
норм рентабельности, включаемых в регулируемые
цены на средство производства; в) предельных
размеров роста розничных цен на товары
народного потребления. Цены на остальные
товары государством прямо не регулируются.
- Второй вариант –
установление правительством: а) предельных
норм рентабельности, включаемых в цены
на продукцию добывающей промышленности,
топливно-энергетического комплекса при
строгом государственном контроле роста
себестоимости продукции этих отраслей,
тарифов транспорта и связи; б) предельных
норм рентабельности, включаемых в регулируемые
цены на средство производства, производимые
предприятиями-монополистами; в) предельных
размеров роста розничных цен на товары
народного потребления. Цены на остальные
товары государством прямо не регулируются.
- Варианты отличаются
степенью жесткости государственного
регулирования цен, выбор того или иного
варианта или компромисса между ними возможен
только при практической проработке этих
схем специалистами государственного
аппарата, отраслей и предприятий.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАЧА № 1. В таблице отметьте галочкой
варианты, характеризующие соответствующие
модели рынков.
Модели рынка
Характеристика
проводимых мероприятий предприятиями |
Чистая конкуренция |
Чистая монополия |
Монополистическая
конкуренция |
Олигополия |
Кривая спроса имеет "нисходящий"
характер |
|
× |
× |
× |
|
|
|
|
Предприятия производят дифференцированный
продукт |
|
|
× |
× |
|
|
|
|
Предприятия поддерживают жесткую
ценовую политику |
|
|
× |
× |
|
|
|
|
Предприятия не воздействуют
на рыночные цены товаров |
× |
|
|
|
|
|
|
|
Цена товара регулируется
государством |
|
× |
|
|
|
|
|
|
Прибыль предприятия максимальная,
когда предельные издержки равны
предельным доходам |
× |
× |
× |
× |
|
|
|
|
Кривые спроса и предельных
доходов совпадают |
× |
|
|
|
|
|
|
|
Кривые спроса предприятия
и отрасли совпадают |
|
× |
|
|
|
|
|
|
Интенсивно используется
реклама |
|
|
× |
|
|
|
|
|
Относительно много небольших
предприятий |
|
|
× |
|
|
|
|
|
ЗАДАЧА № 2.
Зависимость общих издержек
(TC) монополиста и цены (P) от объема производства
(Q) представлена таблицей:
Q |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
TC |
100 |
175 |
195 |
240 |
300 |
380 |
P |
- |
20 |
16 |
12 |
8 |
4 |
Определите максимизирующий
прибыль объем производства.
Решение:
Q |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
P |
- |
20 |
16 |
12 |
8 |
4 |
TC |
100 |
175 |
195 |
240 |
300 |
380 |
MC |
- |
75 |
20 |
45 |
60 |
80 |
TR |
- |
200 |
320 |
360 |
320 |
200 |
MR |
- |
200 |
120 |
40 |
-40 |
-120 |
- MC=175-100=75
MC=195-175=20
MC=240-195=45
MC=300-240=60
MC=380-300=80
- TR=P*Q
TR=10*20=200
TR=20*16=320
TR=30*12=360
TR=40*8=320
TR=50*4=200
- MR=200-0=200
MR=320-200=120
MR=360-320=40
MR=320-360=-40
MR=200-320=-120
Qопт. (max) объём ≈ 30
TR=360
TC=240
П=TR-TC=360-240=120
П=120
ЗАДАЧА № 3.
Допустим, фирма полностью
монополизировала производство товара.
Следующая информация отражает положение
фирмы:
TR = 1000Q – 10Q2,
MC = 100 + 10Q
где: Q – объём выпускаемой
продукции (ед.); P – цена за единицу
товара (руб.). Сколько и по какой цене будет
продано товара, если фирма функционирует
как простая монополия?
Решение:
ТС = 1000 * Q - 10 * Q2
MC = 100 + 10 * Q, =>
MR = (TR)’ = 1000 – 20* Q
MC = MR
100 + 10* Q = 1000 - 20 * Q
10* Q + 20* Q = 1000 – 100
30* Q = 900
Q = 30 - объём выпускаемой продукции
TR = P * Q
== 700 - Цена за единицу товара
Т.е. 30 единиц по 700
рублей будет продано товара, если фирма
функционирует как простая монополия.
ЗАДАЧА № 4.
На рынке действует 3 предприятия
примерно одинаковые по размеру. Предельные
расходы каждого предприятия
постоянны и одинаковы и составляют
300 д.е. Рыночный спрос на продукцию
представлен в таблице:
P |
1200 |
900 |
600 |
300 |
Q |
300 |
600 |
900 |
1200 |
Если предприятия создадут
картель и распределят рынок
поровну, то какой будет равновесная
цена и какой объем производства
станет вырабатывать каждое предприятие?