Проблемы и перспективы совершенствования сбалансированности бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается, чтобы изучить и проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета КР и РФ.
В работе имеется три главы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы бюджетной политики в трансформации экономики. Здесь раскрывается сущность и значение налогово-бюджетной политики. Также более подробно изучается структура Министерства финансов, ее основные функции.
Во второй главе проведен анализ государственного бюджета в условиях трансформации экономики, в которой рассматриваются динамика и структура как доходов, так расходов бюджета Кыргызской Республики. И Российской Федерации.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития бюджета и бюджетной системы Кыргызской Республики и Российской Федерации
Исторические аспекты становления и развития бюджетов и бюджетной
системы КР и РФ…………………………………………………………..…5
Методологические основы развития бюджетов и бюджетных систем КР
и РФ в условиях рынка………………………………...……..………..……9
Понятие баланса государственного бюджета……………….……………14

Глава 2. Сравнительная оценка и анализ государственного бюджета КР и РФ
Особенности бюджетных устройств и бюджетной системы КР и РФ, их
общие черты и различия…………………………………………….……...17
Анализ и оценка динамики развития государственного бюджета КР.…21

Глава 3 . Проблемы и перспективы совершенствования сбалансированности бюджета
Экономические последствия бюджетного дефицита и концепции
бюджета в современных условиях………………………….…………….31
Основные направления и задачи концепции бюджета в современных
условиях……………………………………………………….…………….37
Заключение………………………………………………………………….…….42
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

2. Разграничение доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации - это закрепление (полностью  или частично) соответствующих видов  доходов и полномочий по осуществлению  расходов за органами власти  Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является  принцип самостоятельности всех  бюджетов:

а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов  означает, что все доходы и  расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета - каждый бюджет должен быть  сбалансирован, т. е. объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлении из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы  власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие расходов  означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой  доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность - это обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полнота представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

9. Достоверность бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер  бюджетных средств, - бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целейВ государственной системе Кыргызской Республики в осуществлении регулирующих мероприятий в области экономики государственный бюджет, прежде всего консолидированный и республиканский занимает важнейшее место.

В проведении реформ в бюджетной сфере Кыргызской Республики можно выделить два этапа. На первом этапе политика и преобразования в бюджетной сфере проводились в русле достижения макроэкономической стабилизации, а значит сокращения дефицита бюджета, с тем, чтобы уменьшить его влияние на развитие инфляционных процессов в республике.

Как известно, после распада Союза ССР республика лишилась трансфертов из общесоюзного бюджета. Столь резкое прекращение финансовой поддержки центра в первую очередь отрицательно сказалось на состоянии бюджета республики. В 1993-1994 гг. дефицит бюджета составлял около 7% ВВП, в 1995 г. - 12%. Бюджетная политика государства была направлена на сокращение огромной величины дефицита бюджета.

Для достижения этой цели в бюджетной сфере были осуществлены определенные преобразования. В первую очередь реформирование коснулось доходной части бюджета. Начиная с 1992 года, введена новая система налогообложения, приближенная к действующим в развитых рыночных странах (введение НДС вместо налога с оборота, и др.). Состав налогов и уровень налогообложения с того времени периодически корректировался.

Из-за низкой финансово-экономической дисциплины в 1993-1994 гг. налоговые поступления составляли всего 58-65% от плана. Государством предпринимались жесткие меры по улучшению собираемости налоговых сборов. С этой целью были оптимизированы организационная структура и улучшена работа Государственной налоговой инспекции, усовершенствована система подготовки и повышения квалификации кадров, проводились меры в области повышения информированности налогоплательщиков.

Начиная со второй половины 1995 года, уровень налоговых поступлений удалось довести примерно до 90% запланированного объема. В 1996 году показатель собираемости налогов продолжил рост.

Результаты проведения жесткой фискальной политики государства проявились уже в 1996 г., когда величина дефицита бюджета составила 5,8% ВВП. В 1997 г. дефицит бюджета снизился до 4,7% ВВП.

На втором этапе Правительство выдвинуло целью проведения преобразований в бюджетной сфере - повышение эффективности государственной деятельности посредством рационального расходования средств государства. Мы проанализируем ход бюджетной реформы в Кыргызстане с точки зрения продвижения страны к оптимальной модели организации бюджетной системы.

В 1998 г. для достижения цели повышения эффективности государственной деятельности Министерство финансов начало апробацию применения новых подходов к планированию сметы расходов бюджетных организаций (программное бюджетирование).

 

    1. Понятие баланса государственного бюджета

 

Баланс государственного бюджета - соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета. Профицит — это положительное сальдо. Применительно к исполнению госбюджета - превышение его доходной части по сравнению с расходной. По отношению к бюджету представляет собой излишек бюджета, то есть превышение доходов надзатратами; используется также термин «первичный профицит», то есть профицит до вычета процентных расходов. В отдельных случаях такой дисбаланс приводит к росту инфляции, однако чаще всего политика профицита проводится для сдерживания инфляциии обеспечивания ее прогнозируемого уровня. Профицитная политика необходима также для уменьшения долговых обязательствгосударства. По отношению к торговому балансу — это превышение объема экспортирования над объемом импорта (в денежном выражении).

По отношению к бюджету — превышение доходов над издержками. Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета. По отношению торговому балансу — превышение объема экспортирования над объемом импорта (в денежном выражении).

Бюджетный профицит — положительное бюджетное сальдо, превышение доходов бюджета над его затратами. Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, в т. ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.

Профицит торгового баланса - превышение объема экспортирования над объемом импорта (в денежном выражении).

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита.

 Бюджетный  дефицит  возникает  тогда,  когда  расходы  превышают        доходы.  Большинство  правительств,  как   в   развитых,   так   и   в       развивающихся   странах,   а   также   в    странах    с    переходной       экономикой  не  могут   покрыть   доходами   своих   расходов,   сводя       государственный  бюджет  с  дефицитом.  Если  же  доходы   государства       превышают   его   расходы,  то   их   разница   составляет   бюджетный       избыток  (профицит). Когда   у   правительства   возникает   дефицит   бюджета,   оно       должно  занимать  деньги  у  населения, чтобы  оплатить  свои  счета. Для этого правительство выпускает  облигации,   представляющие собой  долговые  обязательства, т.е.  обещание  заплатить   деньги в  какой-то  определённый  момент   в   будущем.  Государственный   долг  (накопленная  сумма  задолженности  правительства)  -   это   денежная      ценность   правительственных облигаций, принадлежащих обществу      (домохозяйствам,   банкам,   предприятиям,   иностранцам   и    другим      неправительственным  учреждениям). Финансирование   бюджетного   дефицита   осуществляется    путём      заимствования  на  внутреннем  и    внешнем   финансовом   рынке.      При  этом  заимствование  у  денежных  властей  (кредиты  Центрального  банка  правительству  или  приобретение  им  государственных   ценных бумаг)  является  инфляционным. Поэтому  во   многих   странах      запрещено  кредитование  правительства   денежными   властями.   А   в      ряде  стран  -  и  приобретение  ими  государственных  ценных  бумаг.           В   большинстве   развитых   стран   преобладают   не эмиссионные       формы   финансирования   дефицита   государственного    бюджета,    не      приводящие  непосредственно  к  росту   инфляции.   К   таким   формам      относятся  продажа  государственных   ценных   бумаг   на   финансовом      рынке.  Получение  государством  кредитов  от  коммерческих  банков  и        из-за   рубежа.   Приемлемый   уровень   бюджета   в   краткосрочном      периоде  определяется  в  этом  случае,   прежде   всего   спросом   на      государственные   ценные   бумаги   и    готовностью    предоставления       кредитов,  которые   в   свою   очередь   зависят   от   предлагаемого      государством  дохода  (процентов)  и  от  степени   доверия   к   нему      со  стороны  потенциальных  кредиторов.

Глава 2 Сравнительная оценка и анализ государственного бюджета КР и РФ

 

2.1. Особенности бюджетных устройств и бюджетной системы КР и РФ, их общие черты и различия

 

Рассмотрим более подробно наиболее важные бюджеты в структуре бюджетной системы России.

Консолидированный бюджет. Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.

В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. 
Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 Консолидированный бюджет  Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджета субъектов Российской Федерации.

В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

Бюджетные показатели используются:

1. Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании. В частности, при определении  величины нормативов отчислений  от регулирующих налогов в  бюджеты субъектов Российской  Федерации и размеров дотаций  в расчет принимаются объемы  консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

2. Важна роль показателей  консолидированных бюджетов и  при анализе формирования и  использования централизованного  финансового фонда страны, т. е. суммы  всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства

Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования сбалансированности бюджета