Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается, чтобы изучить и проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета КР и РФ.
В работе имеется три главы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы бюджетной политики в трансформации экономики. Здесь раскрывается сущность и значение налогово-бюджетной политики. Также более подробно изучается структура Министерства финансов, ее основные функции.
Во второй главе проведен анализ государственного бюджета в условиях трансформации экономики, в которой рассматриваются динамика и структура как доходов, так расходов бюджета Кыргызской Республики. И Российской Федерации.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития бюджета и бюджетной системы Кыргызской Республики и Российской Федерации
Исторические аспекты становления и развития бюджетов и бюджетной
системы КР и РФ…………………………………………………………..…5
Методологические основы развития бюджетов и бюджетных систем КР
и РФ в условиях рынка………………………………...……..………..……9
Понятие баланса государственного бюджета……………….……………14
Глава 2. Сравнительная оценка и анализ государственного бюджета КР и РФ
Особенности бюджетных устройств и бюджетной системы КР и РФ, их
общие черты и различия…………………………………………….……...17
Анализ и оценка динамики развития государственного бюджета КР.…21
Глава 3 . Проблемы и перспективы совершенствования сбалансированности бюджета
Экономические последствия бюджетного дефицита и концепции
бюджета в современных условиях………………………….…………….31
Основные направления и задачи концепции бюджета в современных
условиях……………………………………………………….…………….37
Заключение………………………………………………………………….…….42
Список использованной литературы………………
2. Разграничение доходов
и расходов между уровнями
бюджетной системы Российской
Федерации - это закрепление (полностью
или частично) соответствующих видов
доходов и полномочий по
3. Важнейшим является
принцип самостоятельности
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
4. Полнота отражения доходов
и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных
5. Сбалансированность бюджета - каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлении из источников финансирования его дефицита.
6. Эффективность и экономность
использования бюджетных
7. Общее покрытие расходов
означает, что все расходы бюджета
должны покрываться общей
8. Гласность - это обязательное
опубликование в открытой
9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Адресность и целевой характер
бюджетных средств, - бюджетные средства
выделяются в распоряжение
В проведении реформ в бюджетной сфере Кыргызской Республики можно выделить два этапа. На первом этапе политика и преобразования в бюджетной сфере проводились в русле достижения макроэкономической стабилизации, а значит сокращения дефицита бюджета, с тем, чтобы уменьшить его влияние на развитие инфляционных процессов в республике.
Как известно, после распада Союза ССР республика лишилась трансфертов из общесоюзного бюджета. Столь резкое прекращение финансовой поддержки центра в первую очередь отрицательно сказалось на состоянии бюджета республики. В 1993-1994 гг. дефицит бюджета составлял около 7% ВВП, в 1995 г. - 12%. Бюджетная политика государства была направлена на сокращение огромной величины дефицита бюджета.
Для достижения этой цели в бюджетной сфере были осуществлены определенные преобразования. В первую очередь реформирование коснулось доходной части бюджета. Начиная с 1992 года, введена новая система налогообложения, приближенная к действующим в развитых рыночных странах (введение НДС вместо налога с оборота, и др.). Состав налогов и уровень налогообложения с того времени периодически корректировался.
Из-за низкой финансово-экономической дисциплины в 1993-1994 гг. налоговые поступления составляли всего 58-65% от плана. Государством предпринимались жесткие меры по улучшению собираемости налоговых сборов. С этой целью были оптимизированы организационная структура и улучшена работа Государственной налоговой инспекции, усовершенствована система подготовки и повышения квалификации кадров, проводились меры в области повышения информированности налогоплательщиков.
Начиная со второй половины 1995 года, уровень налоговых поступлений удалось довести примерно до 90% запланированного объема. В 1996 году показатель собираемости налогов продолжил рост.
Результаты проведения жесткой фискальной политики государства проявились уже в 1996 г., когда величина дефицита бюджета составила 5,8% ВВП. В 1997 г. дефицит бюджета снизился до 4,7% ВВП.
На втором этапе Правительство выдвинуло целью проведения преобразований в бюджетной сфере - повышение эффективности государственной деятельности посредством рационального расходования средств государства. Мы проанализируем ход бюджетной реформы в Кыргызстане с точки зрения продвижения страны к оптимальной модели организации бюджетной системы.
В 1998 г. для достижения цели повышения эффективности государственной деятельности Министерство финансов начало апробацию применения новых подходов к планированию сметы расходов бюджетных организаций (программное бюджетирование).
Баланс государственного бюджета
- соотношение денежных доходов и расходов
государства. Превышение расходов над
доходами создает дефицит государственного
бюджета. Профицит — это положительное сальдо. Применительно
к исполнению госбюджета - превышение его доходной части
по сравнению с расходной. По отношению
к бюджету представляет собой излишек бюджета,
то есть превышение доходов надзатратам
По отношению к бюджету — превышение доходов над
Бюджетный профицит — положительное бюджетное сальдо, превышение доходов бюджета над его затратами. Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, в т. ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.
Профицит торгового баланса - превышение объема экспортирования над объемом импорта (в денежном выражении).
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита.
Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы превышают доходы. Большинство правительств, как в развитых, так и в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой не могут покрыть доходами своих расходов, сводя государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный избыток (профицит). Когда у правительства возникает дефицит бюджета, оно должно занимать деньги у населения, чтобы оплатить свои счета. Для этого правительство выпускает облигации, представляющие собой долговые обязательства, т.е. обещание заплатить деньги в какой-то определённый момент в будущем. Государственный долг (накопленная сумма задолженности правительства) - это денежная ценность правительственных облигаций, принадлежащих обществу (домохозяйствам, банкам, предприятиям, иностранцам и другим неправительственным учреждениям). Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путём заимствования на внутреннем и внешнем финансовом рынке. При этом заимствование у денежных властей (кредиты Центрального банка правительству или приобретение им государственных ценных бумаг) является инфляционным. Поэтому во многих странах запрещено кредитование правительства денежными властями. А в ряде стран - и приобретение ими государственных ценных бумаг. В большинстве развитых стран преобладают не эмиссионные формы финансирования дефицита государственного бюджета, не приводящие непосредственно к росту инфляции. К таким формам относятся продажа государственных ценных бумаг на финансовом рынке. Получение государством кредитов от коммерческих банков и из-за рубежа. Приемлемый уровень бюджета в краткосрочном периоде определяется в этом случае, прежде всего спросом на государственные ценные бумаги и готовностью предоставления кредитов, которые в свою очередь зависят от предлагаемого государством дохода (процентов) и от степени доверия к нему со стороны потенциальных кредиторов.
Рассмотрим более подробно наиболее важные бюджеты в структуре бюджетной системы России.
Консолидированный бюджет. Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.
В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.
В ст. 165 Бюджетного кодекса
РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет
об исполнении консолидированного бюджета
Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской
Федерации - это свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджета субъектов Российской Федерации.
В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.
Бюджетные показатели используются:
1. Показатели консолидированных
бюджетов используются в
2. Важна роль показателей
консолидированных бюджетов и
при анализе формирования и
использования
Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования сбалансированности бюджета