Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается, чтобы изучить и проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета КР и РФ.
В работе имеется три главы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы бюджетной политики в трансформации экономики. Здесь раскрывается сущность и значение налогово-бюджетной политики. Также более подробно изучается структура Министерства финансов, ее основные функции.
Во второй главе проведен анализ государственного бюджета в условиях трансформации экономики, в которой рассматриваются динамика и структура как доходов, так расходов бюджета Кыргызской Республики. И Российской Федерации.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития бюджета и бюджетной системы Кыргызской Республики и Российской Федерации
Исторические аспекты становления и развития бюджетов и бюджетной
системы КР и РФ…………………………………………………………..…5
Методологические основы развития бюджетов и бюджетных систем КР
и РФ в условиях рынка………………………………...……..………..……9
Понятие баланса государственного бюджета……………….……………14
Глава 2. Сравнительная оценка и анализ государственного бюджета КР и РФ
Особенности бюджетных устройств и бюджетной системы КР и РФ, их
общие черты и различия…………………………………………….……...17
Анализ и оценка динамики развития государственного бюджета КР.…21
Глава 3 . Проблемы и перспективы совершенствования сбалансированности бюджета
Экономические последствия бюджетного дефицита и концепции
бюджета в современных условиях………………………….…………….31
Основные направления и задачи концепции бюджета в современных
условиях……………………………………………………….…………….37
Заключение………………………………………………………………….…….42
Список использованной литературы………………
Средний показатель доли налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета (с учетом грантов ПГИ) за период 2013-2015 годы составит около 81%, в то время как в уточненном бюджете 2012 года данный показатель составляет 72,5 процентов. В предлагаемом проекте бюджета на 2013-2015 гг. заложена положительная тенденция ежегодного роста доли налоговых поступлений от 75,7% в 2013 году до 81,6% и 85,9% в 2014-2015 гг., и, соответственно, снижения прочих доходов в структуре общих доходов.
По данным Главной книги Центрального казначейства Министерства финансов КР остаток ресурсов республиканского бюджета (по состоянию на 1 июня 2013 года) составил 3 389,1 млн.сомов (с учетом остатков бюджетных средств на начало года в сумме 3380,8 млн.сомов.) По защищенным статьям расходов из республиканского бюджета за январь - май 2013 года профинансировано 23 121,7 млн. сомов, или 100% от плана. В сравнении с аналогичными показателями 2012 года финансирование увеличилось на 33,2 процента или 5 766,9 млн.сомов.
По незащищенным
статьям расходов из
За январь-май 2013 года удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу (13 177,9 млн.сомов) составил 46,6 %, всего направлено на 4 009,6 млн. сомов больше, чем за аналогичный период прошлого года (удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу за январь-май 2012г. составил 41,4 %).
Из них удельный вес расходов на:
относительно прошлого года на 1327,8 млн. сомов),
относительно прошлого года на 759,2 млн. сомов),
прошлого года на 1595,6 млн. сомов),
относительно прошлого года на 327,0 млн. сомов),
На оборону приходится – 4,3% (1227,0 млн. сомов и увеличением относительно прошлого года на 244,5 млн. сомов),
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, как мы уже упомянули, не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением.
Еще Дж. М. Кейнс в целях стимулирования экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений4.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Национального Банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличие от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.
Основные источники покрытия дефицита бюджета делиться на три составные части. Первое – расширение налоговой базы, повышение ставок налогов и введение новых налогов. Второе – увеличение внутреннего и внешнего государственного долга. Третье – эмиссия бумажных денег.
На современном этапе истории бюджетный дефицит превратился в характерную черту, постоянное явление государственных финансов. Одной из причин этого является дальнейшее обострение экономических противоречий переходного периода. В то же время важнейшим фактором бюджетных дефицитов выступает высокий уровень непроизводительных расходов. Вновь появившиеся военные расходы, представляющие собой непроизводительную растрату колоссальных средств.
Имевшая место гонка вооружений вела к огромной растрате финансовых и материальных ресурсов, изъятию их гражданских отраслей, обескровлению экономики. В начале 90-х годов в мире на военные цели было затрачено около 1 трлн. долл. Это в несколько раз превышает сумму национального дохода всех стран Африканского континента5.
Главным источником покрытия военных расходов служит национальный доход. Огромные военные затраты заставляют использовать финансовую систему для увеличения масштабов и интенсивности перераспределения национального дохода, концентрации все большей его доли в руках центральных властей в целях финансирования военных объектов. Милитаризм приводит к избыточному росту отдельных элементов финансовых систем – государственных бюджетов, налогов, государственного долга, оказывает воздействие на состав и структуру государственных доходов и расходов, сокращает затраты на социальные нужды.
Таким образом, наблюдается систематическое отставание доходов от растущего объема расходов, порождающее постоянные бюджетные дефициты. Современному периоду стран СНГ, в том числе Кыргызстану присущи несбалансированность бюджетов, общее ослабление устойчивости государственных финансов, их большая напряженность. Такое же явление наблюдается и в странах с развитой экономикой. Даже в США федеральный бюджет сводился без дефицита лишь, начиная с 1995г., то есть после окончания "холодной войны" и, вследствие этого снижение традиционно высоких военных расходов.
Итак, отчего же все-таки зависит бюджетный дефицит в Кыргызской Республике. Величина дефицита зависит от большого количества не только экономических, но и социальных, политических воздействий.
Рассмотрим теперь содержание связи разных макроэкономических факторов и дефицита бюджета.
Государственные закупки и объем реального продукта (У).
В практике многих стран, особенно развитых, проявляется следующая связь: при росте общего уровня реального продукта (уровня доходов) происходит увеличение государственных расходов, причем последние увеличиваются опережающими темпами. Эта связь получила название закона Вагнера. Опережающий рост государственных расходов по сравнению с ростом продукта (дохода) объясняется тем, что государственные услуги (требующие государственных закупок) - высококачественный товар. Эластичность спроса по доходу на эти услуги, как и для любого высококачественного товара >1. Поэтому МG>МY(dG/dУ>1), где МG - предельные расходы, МУ - предельный доход (продукт).
Вряд ли можно утверждать (исходя из закона Вагнера), что при противоположном изменении дохода - его уменьшении - государственные расходы должны также уменьшаться. Ведь практика стран переходной экономики и, в частности, Кыргызской Республике свидетельствует: при снижении общего уровня дохода государство должно принимать на себя функции социальной защиты части населения. Причем государство никогда не успевает компенсировать потери населения от падения доходов социальной помощью (МG<- МУ) по разным причинам, в частности, — из-за инфляционного роста цен. В отношении связи между У и G можно сформулировать следующую гипотезу:
- при росте реального
продукта (фактически - уровня благосостояния)
увеличение государственных
У®РG®G(MG>MY) - при значительном уменьшении реального продукта (падении уровня благосостояния) увеличение государственных расходов может происходить за счет роста социальных трансфертов, то есть:
Y¯®IT®G(MG<MY);
Государственные закупки, динамика цен (Р) и объем закупок (Qg). Основная формула связи между государственными закупками, ценами и объемами закупок может быть представлена так:
PG=Р*Qg.
Отсюда вытекает: Р®РG®; Qg®РG6.
Государственные расходы и выплаты, связанные с безработицей.
Вполне понятно, что
увеличение количества безработных
означает рост расходов в
Следуя этому закону Вагнера, можно предложить следующую объясняющую модель дефицита бюджета (Вд –дефицит бюджета)
Приведенная модель
иллюстрирует следующие
а) дефицит бюджета является результатом определенного соотношения между расходами и поступлениями. Величины поступлений, как и расходов, зависят от ряда факторов. Расходы “разложены” на три элемента государственные закупки, социальные трансферты, расходы по оплате долгов, а поступления - на два реальный продукт, доля налоговых отчислений.
б) каждый из элементов, формирующих расходную и доходную части бюджета, рассмотрен со стороны возможного воздействия на него различных макроэкономических факторов.
За годы независимости страны (1991-2010гг.) с большим трудом формируется государственный бюджет, в связи, с чем пока не удается добиться без дефицитности бюджета. Для снижения дефицитности бюджета полностью приватизированы предприятия промышленности и других отраслей, и прекращены финансирование убыточных и низко рентабельных государственных предприятий за счет государственного бюджета. Значительно снижены финансирование образования и здравоохранения. Упразднены колхозы и совхозы, которые также получали огромные бюджетные средства.
До известных нам апрельских событий депутаты Жогорку Кенеша успели одобрить законопроект «О республиканском бюджете на 2011-2012 год». Отличие его от предыдущих в том, что он составлен по принципу 2-уровневой системы межбюджетных отношений. Этот шаг правительства вызвал немало споров. Плюсов, безусловно, много, и есть те, кто положительно оценивает новые принципы финансирования. Ибо есть мнение, что сложившаяся в странах постсоветского пространства вертикаль исполнительной власти и межбюджетных отношений стала сегодня тормозом для развития местных сообществ. Чрезмерная (4-х уровневая) иерархичность управления государственными финансами создала условия для непрозрачности их распределения и коррупции. Укоренилась негативная практика распределения финансовых ресурсов сверху вниз по остаточному принципу.
В Кыргызстане осуществляются общие закономерности в развитии государственных финансов, имеющие место во всех странах с переходной экономикой. Это, во-первых, необходимость изменения налоговой системы, во-вторых, реорганизация структуры расходов и существенный рост удельного веса выплат на социальные нужды, и, в-третьих, неизбежность дефицитного финансирования бюджета. Причиной фискального кризиса является резкий рост расходов государства при сокращении доходов бюджета. Сокращение доходов бюджета было вызвано обслуживанием внешнего и внутреннего долга государства и сужением налоговой базы из-за падения производства, внедрением новой системы налогообложения, трудностями в связи с увеличением числа налогоплательщиков и уклонением от уплаты.
Стратегия дальнейших бюджетных преобразований в среднесрочной перспективе за 2011–2013 годах будут направлены на достижение устойчивого реального экономического роста на основе развития частного сектора. Также, хочется отметить, что бюджет выражает экономические отношение, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и является основным финансовым планом страны.
Через него мобилизуют средства предприятий различных форм собственности и физических лиц для выполнения общегосударственных задач.
Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важна для сегодняшней Кыргызской Республики. Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение? Рассмотрим некоторые проблемы бюджетного дефицита и пути их решения.
Особенностью преобразований в Кыргызстане явился тот факт, что переход от финансирования расходов ведомств к финансированию действующих и принимаемых обязательств (программное бюджетирование) был осуществлен без одновременного проведения кардинальной реформы в сфере государственного управления.
Во всех западных странах реформы охватывают не только механизмы бюджетного финансирования, но и управления государственным (бюджетным) сектором экономики в целом. 7 Программное бюджетирование в КР впервые было применено в пилотных министерствах в 1998 г. при поддержке Всемирного банка. Была разработана методика, описаны процедуры, обучены специалисты. Совершенствование планирования программного бюджета в 1999-2009 гг. происходило посредством распространения методики его подготовки и проведения семинаров для представителей всех бюджетных учреждений.
Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования сбалансированности бюджета