Проблемы и перспективы совершенствования сбалансированности бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается, чтобы изучить и проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета КР и РФ.
В работе имеется три главы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы бюджетной политики в трансформации экономики. Здесь раскрывается сущность и значение налогово-бюджетной политики. Также более подробно изучается структура Министерства финансов, ее основные функции.
Во второй главе проведен анализ государственного бюджета в условиях трансформации экономики, в которой рассматриваются динамика и структура как доходов, так расходов бюджета Кыргызской Республики. И Российской Федерации.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития бюджета и бюджетной системы Кыргызской Республики и Российской Федерации
Исторические аспекты становления и развития бюджетов и бюджетной
системы КР и РФ…………………………………………………………..…5
Методологические основы развития бюджетов и бюджетных систем КР
и РФ в условиях рынка………………………………...……..………..……9
Понятие баланса государственного бюджета……………….……………14

Глава 2. Сравнительная оценка и анализ государственного бюджета КР и РФ
Особенности бюджетных устройств и бюджетной системы КР и РФ, их
общие черты и различия…………………………………………….……...17
Анализ и оценка динамики развития государственного бюджета КР.…21

Глава 3 . Проблемы и перспективы совершенствования сбалансированности бюджета
Экономические последствия бюджетного дефицита и концепции
бюджета в современных условиях………………………….…………….31
Основные направления и задачи концепции бюджета в современных
условиях……………………………………………………….…………….37
Заключение………………………………………………………………….…….42
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

В 2010 году проводилась работа по более обоснованной увязке среднесрочных приоритетов с ресурсами бюджета и их ранжированием по степени важности. Все бюджетные организации в процессе формирования бюджета представили свои бюджеты в программном формате. По каждой программе были разработаны индикаторы эффективности.

Дело в том, что этот подход предполагает четкое определение функций пилотных министерств, их долгосрочных и среднесрочных целей и задач, формулировку программ, установление степени приоритетности каждой программы и калькуляции расходов по ним

Следовательно, программное бюджетирование базируется на детальном распределении функций государства между административными единицами государственного сектора. Приоритетность использования бюджетных ресурсов в условиях их ограниченности должна устанавливаться путем концентрации ресурсного потенциала в рамках конкретных программ. Данный метод предполагает четкое определение среднесрочных целей сектора, возглавляемого соответствующим министерством, с установлением степени приоритетности каждой программы и калькуляции расходов по ним.

Функциональный анализ, проведенный в стране при поддержке международных организаций, не завершился четким описанием функций ведомств и предоставляемых ими услуг, финансируемых через бюджет. Детальное определение функций ведомств и предоставляемых ими услуг позволило бы повысить эффективность расходования средств государства и, в конечном счете, действенность функционирования государства в Кыргызстане.

Решение задачи оптимизации расходов потребует выявления наиболее приоритетных статей расходов государственного бюджета. Основным критерием должно быть обеспечение роста потребления путем увеличения доходов тех групп населения, которые имеют наиболее высокую предельную склонность к потреблению. Другим, не менее важным критерием является снижение социальной напряженности в обществе.

Для соблюдения этих двух критериев необходимо выплачивать временные денежные премии наиболее уязвимым слоям населения и финансировать общественно-полезные работы с вовлечением молодежи. Причем эти меры необходимо реализовывать не, только в столице, но и во всех остальных регионах республики. Необходимо осуществлять выплаты небольшого размера как можно большему количеству людей, что позволит избежать проблемы накапливания ликвидности и использования финансовых ресурсов для увеличения потребительского спроса.

          Задачи обеспечения экономической  и социальной стабильности, а  также поддержания общественной инфраструктуры требуют исполнения взятых ранее государством социальных обязательств, особенно в здравоохранении, образовании, культуре и др.

Необходимо усилить действия по социальной защите населения, включающие в себя социальные выплаты, льготы для отдельных групп населения и социальные услуги, предоставляемые уязвимым категориям населения. Сохранить льготы, компенсации, выдававшиеся отдельным категориям граждан, усилив внимание к улучшению положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Повысить эффективность (адресность) системы социальной защиты и социального обслуживания. Обеспечить защиту прав граждан в области труда. Ввести временный мораторий на кадровые перестановки с целью сохранения профессиональных, высококвалифицированных кадров (службам занятости обратить особое внимание на молодежь, работников, потерявших работу в свете последних институциональных ликвидаций и преобразований). Усилить взаимодействие с органами местного самоуправления и гражданским обществом.

С учётом предполагаемого сокращения программ предоставления заёмных средств Кыргызской Республике основными донорами, можно ожидать сокращения внешних заимствований, что соответствует дальнейшей консолидации финансово-бюджетной системы.

  • Внутренние заимствования, по-прежнему будут ограничены
  • Уровнем, необходимым для компенсации изменений потока  денежных средств.
  • Стратегия обеспечения доходов в 2013 году акцентирована на существенное увеличение доли внутренних доходов в общей структуре
  • Первый блок касается изменений в подходах налогообложения.
  • Предлагается изменить акцизную политику в отношении алкогольной и табачной отрасли, путем перехода на контрактные соглашения по объемам выпуска и реализации водки, а также введения комбинированной ставки акциза на табак. В целом же реализация предложенной стратегии обеспечения доходов позволят увеличить долю налоговых поступлений в общем объеме доходов с 68,5% в 2012 году до 72,8% в 2013 году. 
  • Второй блок мер, касается сферы управления государственной собственностью. Внедрение в текущем году процедур согласования бюджетирования и отчетностей государственных предприятий и акционерных обществ с государственными органами позволит существенно повысить доходные поступления.

Для преодоления рисков по выпадению доходов в связи с закрытием авиабазы Ганси, влиянием кризиса Еврозоны и прогнозируемой засухой и неблагоприятных климатических условий для бюджетной устойчивости необходимо создание в среднесрочном периоде стабилизационного фонда, который будет использован для продовольственной безопасности страны и создания «подушки бюджетной безопасности социальных выплат» в размере до 21 млрд. сомов в 2015 году. Для этого необходимо принять меры по ежегодному накоплению до 7 млрд. сомов.

В период 2013-2015 годов политика в сфере государственных финансов будет направлена на выполнение следующих задач:

  • Совершенствование управления государственными финансами. С этой целью пересмотрен Среднесрочный План действий по управлению государственными финансами на 2009-2013 гг, утвержденный Указом Президента №396 от 22 октября 2009 г. В рамках обновленного Плана действий будут реализовываться меры по повышению эффективности использования государственных средств посредством мониторинга результативности деятельности государственных органов;
  • Модернизация деятельности государственных органов и повышение прозрачности государственных финансов. В этом направлении будет внедрена система «Электронное Правительство», модернизирована система казначейства Министерства финансов;
  • Поэтапное увеличение объемов Бюджета развития, нацеленное на реализацию проектов инфраструктуры и ввода новых производственных мощностей. В свою очередь за этим последует рост занятости и соответственно повышение уровня жизни  населения, что будет способствовать решению социальных задач;

Заключение

В конечном итоге важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.

Очевидно, исходя из приведенных выше математических зависимостей и экономических моделей бюджетного дефицита,  что на  данном этапе развития экономики Кыргызской Республики  его [бюджетного дефицита] наличие.

Ставится задача постепенного снижения хронического дефицита государственного бюджета, усугубляемого высоким уровнем внешнего долга. Общий дефицит государственного бюджета, который в 2000 г. был равен 8,9% ВВП сократится к 2010 г. до 1,2%. При таком развитии основная цель – не допустить снижения инвестиционных возможностей частного сектора, для чего этому сектору предоставляется больше финансовой свободы для роста. Государственное потребление в 2010 г. возрастет до 13,4% ВВП, обеспечивая, таким образом, растущие потребности общества в качественном образовании и здравоохранении.

В Кыргызстане осуществляются общие закономерности в развитии государственных финансов, имеющие место во всех странах с переходной экономикой. Это, во-первых, необходимость изменения налоговой системы, во-вторых, реорганизация структуры расходов и существенный рост удельного веса выплат на социальные нужды, и, в-третьих, неизбежность дефицитного финансирования бюджета. Причиной фискального кризиса является резкий рост расходов государства при сокращении доходов бюджета. Сокращение доходов бюджета было вызвано обслуживанием внешнего и внутреннего долга  государства и сужением налоговой базы из-за падения производства, внедрением новой системы налогообложения, трудностями в связи с увеличением числа налогоплательщиков и уклонением от уплаты.

Политика в этой сфере направлялась на обеспечение снятия большой напряженности бюджета и достижения финансовой стабилизации. Прежде всего, было осуществлено относительное сокращение расходов бюджета, уровень налоговых поступлений стабилизировался в последнее время, в результате успешной реформы налоговой системы, ввода налогового кодекса.

Дефицит бюджета был резко снижен. Он сократился почти вдвое. Ужесточение налогово-бюджетной политики положительно повлияло на макроэкономическую ситуацию. В целом, в результате бюджетных преобразований, достижения большей степени сбалансированности бюджета наблюдалась некоторая финансовая и макроэкономическая стабилизация и экономический рост.

Стратегия дальнейших бюджетных преобразований в среднесрочной перспективе за 2010-2011 годах будут направлены на достижение устойчивого реального экономического роста на основе развития частного сектора. Также, хочется отметить, что бюджет выражает экономические отношение, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и является основным финансовым планом страны.

Через него мобилизуют средства предприятий различных форм собственности и физических лиц для выполнения общегосударственных задач.

В заключение необходимо отметить, что при переходе Кыргызстана к рыночным отношениям происходят глубокие экономические преобразования. Республика сталкивается с новыми экономическими явлениями. Понятия, к которым привыкли и пользовались, постоянно отмирают. Происходит переосмысление нашего экономического прошлого, определение горизонтов будущего развития.

В ходе рыночных преобразований в Кыргызской Республике произошли системные преобразования; изменены принципы функционирования экономики; созданы основные институты, определяющие положение существующих в обществе структур и служащие для них ориентирами. Рыночные преобразования вызвали чрезвычайно высокие темпы роста цен и инфляции, резкое ухудшение уровня жизни большинства населения, дезинтеграцию всей экономики. В этих условиях  невозможно  было успешное непрерывное снижение объемов производства.

Кыргызская Республика пережила сильный шок, прекратились союзные субсидии, резко ухудшилось состояние бюджета. Падение экономической активности наряду с острыми проблемами по управлению налогами резко снизили доходы. Общество столкнулось с возросшей необходимостью осуществления расходов на оборонные цели, ликвидацию стихийных бедствий и социальную помощь.

На нынешнем этапе развития при управлении государственным внутренним долгом являются задачи, решение которых позволит выработать оптимальное управление государственным долгом. В рамках экономики внутренние заимствования оказывают существенное влияние на структуру перераспределения доходов. Для покрытия дефицита бюджета используются источники, как внутреннее финансирование, доля которых сокращается.

Подводя итог рассмотрению вопроса межбюджетных отношений, представляется наиболее важным еще раз упомянуть об основных проблемах данных отношений в Российской Федерации. В настоящей работе в качестве таковых были рассмотрены следующие:

1) высокий уровень  налогово-бюджетных полномочий у центральных (федеральных) органов власти;

2)  перегруженность  региональных и местных бюджетов  обязательства-ми, возложенными на  них федеральным законодательством  без предоставления достаточных  источников финансирования;

3) нарушение принципа равенства бюджетных прав субъектов РФ и бюджетных прав муниципальных образований;

4)  неопределенность  бюджетного устройства субъектов  РФ.

В целом все это ведет к отсутствию у региональных и местных властей заинтересованности в эффективном управлении общественными финансами и создании благоприятных условий для экономического развития своих территорий.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Кыргызской Республики. Бишкек от 27 июня 2010 года
  2. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики. Бишкек 2009 год.
  3. ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об основных принципах бюджетного права г.Бишкек от 11 июня 1998 года N 78 (В редакции Законов КР от 13 июля 1999 года N 69, 9 августа 2002 года N 138, 12 июля 2003 года N 125, 25 сентября 2003 года N 216, 20 июля 2004 года N 93, 17 сентября 2004 года N 169, 15 июля 2006 года N 110, 14 февраля 2008 года N 14, 17 октября 2008 года N 226, 17 февраля 2009 года N 54, 18 мая 2009 года N 157, 15 июня 2009 года N 184, 17 июля 2009 года N 232, 28 января 2010 года N 14)
  4. ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2009 год и прогнозе на 2010-2011 годы  (В редакции Законов КР от 19 мая 2009 года N 159, 29 января 2010 года N 20) г.Бишкек от 21 января 2009 года N 12
  5. ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О финансово-экономических основах (В редакции Законов КР от 14 февраля 2008 года N 14, 15 июля 2009 года N 213)г.Бишкек от 25 сентября 2003 года N 215
  6. Принципы формирования государственного бюджета 1997 г.», Бишкек-1996г.
  7. Бектенова Д.Ч. «Финансы, денежное обращение и кредит», Бишкек, 1999
  8. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2005, № 11
  9. Доклад Президента «Социально-экономическая политика и формирование государственного бюджета 2005 г.»
  10. Кумскова Н.Х. «Экономическая теория», Бишкек, 2000
  11. Курс экономической теории: Учебник/ Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 2008
  12. “КОР – стратегия развития Кыргызстана”, Бишкек, 2000
  13. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 2009, № 3.
  14. “Маркетинг”, Дж.Р.Эванс, Б.Берман, М.,1990
  15. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы, 2005, № 11.
  16. Налогово-бюджетная политика в Кыргызской Республике. МониторингВыпуск 6 и 3 Бишкек 2009 год.
  17. Баканов М. И., Шеремет А. Д. «Теория анализа хозяйственной деятельности», М., 1998.
  18. Галкин В. Ю. «Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета». М., Минфин СССР, 1991г.
  19. Ефремов И. А. «Государственные ценные бумаги и обязательства», М., 1995.
  20. Журнал «Реформа», 2/10/2009г.
  21. Крейнина М. Н. «Финансовое состояние предприятия. Методы оценки»,  М., 1997.
  22. Липсиц И. В., Коссов В. В. «Инвестиционный проект», М., 1996.
  23. «Классификация доходов и расходов бюджета КР», Бишкек-1994г.
  24. Каганер М. В. «Проблемы пополнения государственного бюджета КР в разрезе взаимозачетов», Бишкек-1996г.
  25. Киперман Г. Я., Белялов А. З. «Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации». М., 1992г.
  26. Кэмпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л. Брю «Экономикс: принципы, проблемы и политика» Баку, 1992г.
  27. «Налоговый портфель» / Акуленок Д. Н.,  М., «Соминтек», 1993г.
  28. «Налоги-92», журнал «Экономика и жизнь», № 4,1992г.
  29. «Налоги», журнал «Экономика и жизнь», № 36,1992г.
  30. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. «Налогообложение и рыночная экономика». Киев, 1991г.
  31. Черник Д. Г. «Налоги» М., «Финансы и статистика», 1994г.
  32. «Налоги: учебное пособие» / Черник Д. Г.,  М., «Финансы и статистика», 1995г.
  33. «Финансы: Учебное пособие» — 2-е изд. Под ред. А. М. Ковалевой. М., 1997.
  34. «Экономика и статистика», Бишкек, 2009
  35. Бектенова Д.Ч. «Финансы, денежное обращение и кредит», Бишкек, 1999
  36. Кумскова Н.Х. «Экономическая теория», Бишкек, 2000
  37. Арзыбек Кожошев: Межбюджетные отношения в должны развиваться эволюционным, а не революционным путем // Akipress . Б. 2007 г
  38. Закон КР «Об основных принципах бюджетного права Кыргызской         Республики» от 25 мая 1998 года.
  39. Тюлендиева Н.М. «Государственные финансы» Б. 2005 г
  40. Финансы Кыргызской Республики. Уч. Пособие  под ред. С. Турсуновой, А. Рахматова, Р. Джумашевой

Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования сбалансированности бюджета