Проблемы и перспективы вступления стран Балтийского полуострова в ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы вступления стран в Европейский союз;
• Провести анализ дальнейшего расширения Европейского союза;
• определить проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы вступления стран в Европейский союз 4
1.1. История создания Европейского Союза 4
1.2. Характеристика Европейского союза 10
1.3. Условия и порядок вступления стран в Европейский союз 12
Глава 2. Анализ дальнейшего расширения Европейского союза 16
2.1. Дальнейшее расширение Европейского союза 16
2.2. Характеристика стран Балканского полуострова вступивших в Европейский Союз 18
2.3.Характеристика официальных кандидатов стран Балканского полуострова на вступление в Европейский Союз 23
Глава 3. Проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 28
3.1. Проблемы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 28
3.2. Перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 31
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Probl_i_persp_vstupl_stranBalt_po_v_ES.docx

— 109.67 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

Расширение Европейского союза — это процесс укрупнения Европейского союза (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов. Процесс начался с шести стран, основавших «Европейское объединение угля и стали» в 1952 году. С тех пор количество стран, вступивших в Союз, увеличилось до 28 государств.

В настоящий момент среди стран Балканского полуострова 6 стран входят в состав Европейского союза: Болгария, Греция, Хорватия, Словения, Румыния, Италия, а 5 стран имеют статус кандидата: Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения.

Актуальность работы состоит в том, что как территория, Балканы являются очень значимыми для укрепления Европы на международной арене, а также для развития позитивных отношений с Россией.

Цель работы -  рассмотреть проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы вступления стран в Европейский союз;
  • Провести анализ дальнейшего расширения Европейского союза;
  • определить проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз.

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы вступления стран в Европейский союз

 

1.1. История создания  Европейского Союза

 

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Европейским союзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах. В свое развитии Европейский союз прошел четыре интеграции1.

Первый этап Европейской интеграции.

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

Второй этап Европейской интеграции.

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейские сообщества.

Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %). Однако, в Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны. Предложение о вступлении в 1973 году поступило и Израилю. Однако из-за войны «Судного дня» переговоры были прерваны. А в 1975 году вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве (членстве).

Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.

В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.

Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Единый европейский акт.

Третий этап Европейской интеграции.

В 1992 все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза - Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС (pillars):

  • Экономический и валютный союз (ЭВС);
  • Общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ);
  • Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:

  • общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ;
  • создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка";
  • координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

Четвертый этап Европейской интеграции.

9 октября 2002 Европейская  комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов  на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население  этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по паритету  покупательной способности — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом2.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми»  и 10 «новыми» членами ЕС был  подписан Договор о присоединении. В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.

Новейшая история Европейской интеграции.

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.

1 января 2007 года состоялось  очередное расширение Евросоюза  — вхождение в него Болгарии  и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал  эти страны, что Румынии и Болгарии  предстоит ещё немало сделать  в области борьбы с коррупцией  и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по  мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма  в структуре экономики и не  отвечая стандартам ЕС.

17 декабря 2005 года официальный  статус кандидата на вступление  в ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 года Европейский  союз подписал план действий  с Украиной. Вероятно, это стало  результатом того, что к власти  на Украине пришли силы, внешнеполитическая  стратегия которых направлена  на вступление в Евросоюз. В  то же время, по мнению руководства  ЕС, о полноправном членстве Украины  в Евросоюзе пока говорить  не стоит, так как новой власти  необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине  существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические  и социальные реформы.

1 июля 2013 года 28-ым государством-членом  ЕС стала Хорватия.

 

1.2. Характеристика  Европейского союза

 

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести — Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции — до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

  • Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро;
  • Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты;
  • Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены ЕС, так и другие европейские государства.

Информация о работе Проблемы и перспективы вступления стран Балтийского полуострова в ЕС