Проблемы и перспективы вступления стран Балтийского полуострова в ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы вступления стран в Европейский союз;
• Провести анализ дальнейшего расширения Европейского союза;
• определить проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы вступления стран в Европейский союз 4
1.1. История создания Европейского Союза 4
1.2. Характеристика Европейского союза 10
1.3. Условия и порядок вступления стран в Европейский союз 12
Глава 2. Анализ дальнейшего расширения Европейского союза 16
2.1. Дальнейшее расширение Европейского союза 16
2.2. Характеристика стран Балканского полуострова вступивших в Европейский Союз 18
2.3.Характеристика официальных кандидатов стран Балканского полуострова на вступление в Европейский Союз 23
Глава 3. Проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 28
3.1. Проблемы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 28
3.2. Перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 31
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Probl_i_persp_vstupl_stranBalt_po_v_ES.docx

— 109.67 Кб (Скачать файл)

Для отношений государств Юго-Восточной Европы с НАТО особое значение имела принятая Вашингтонским саммитом 1999 года Стратегическая концепция, где основное внимание было уделено положению дел в Балканском регионе. В соответствующих разделах Стратегической концепции были обозначены условия интеграции стран Юго-Восточной Европы в НАТО. Среди них:

  • урегулирование международных споров мирными средствами;
  • разрешение межэтнических и территориальных конфликтов с соседями;
  • приверженность верховенству закона и защите прав человека, отказ от угрозы применения силы и создание системы демократического и гражданского контроля над вооруженными силами;
  • предоставление партнерам информации о состоянии экономики и о принципах экономической политики.

Словения, Румыния и Болгария смогли, хотя и весьма условно, преодолеть заданную альянсом планку. Что же касается государств западной части Балкан, то прежний генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что для того, чтобы стать кандидатами на вступление, Босния и Герцеговина, а также Сербия в дополнение к реализации военных реформ должны активно сотрудничать с Гаагским трибуналом по бывшей Югославии. После 2002 года известные перспективы вступления в НАТО появились у Албании, Хорватии и Македонии, причем определяющими здесь стали стратегические интересы самого Североатлантического блока.

Сегодня Юго-Восточная Европа уже не может восприниматься как поле геополитического противостояния России и Запада. В новой ситуации складываются реальные условия для масштабного экономического сотрудничества нашей страны со странами региона. Опираясь на крупнейшие энергетические компании, Россия сегодня в состоянии проводить более активную региональную политику, чем прежде. В данном смысле расширение российского экономического присутствия логично вписывается и в политику стабилизации региона, и в отношения России с Евросоюзом. Но это не исключает обострения конкуренции за контроль над путями нефти и газа, попыток создания альтернативных российским путей поставок энергоносителей в Юго-Восточную и Южную Европу. Из вышесказанного следует вывод о необходимости трехстороннего сотрудничества государств Юго-Восточной Европы с Россией и Евросоюзом, которое для них выгоднее и перспективнее, чем любые односторонние варианты. Только так, несмотря на неизбежные препятствия и трудности на этом пути, может завершиться этап векового противостояния России и Запада на Балканах.

Рассмотрим основные экономические показатели в странах Балканского полуострова, вступивших в Евросоюз ( табл. 2)

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Основные экономические показатели

 

Страна

ВВП, млрд.$

ВВП на душу населения, млрд.$

Инфляция,% годовых

Безработица,%

Европейский союз

18493,0

30,393

3,7

8,9

Болгария

49,3

12,340

12,0

6,5

Румыния

187,9

12,579

7,9

6,2

Словения

53,3

29,472

5,5

5,9

Греция

361,6

30,534

4,2

8,7


 

 

Представим данные о ВВП на душу населения, млрд.руб. в виде графика (рис.1)

 

 

Рисунок 1 – ВВП на душу населения, млрд.$

По данным графика видно, что уровень ВВП на душу населения в Греции на 0,141 млрд.$ больше, чем в среднем по Евросоюзу. Также высокий уровень ВВП на душу населения и в Словении (29,472 млрд.$), практически одинаковый уровень ВВП в Болгарии и Румынии 12 млрд.$, что более чем в 2 раза меньше чем в Евросоюзе.

 

Представим графически уровень безработицы и инфляции (рис.2)

 

 

Рисунок 2 – Уровень инфляции и безработицы, %

По данным рисунка видно, что наибольший уровень безработицы в Греции (8,7%), что практически соответствует уровню безработицы в целом по Евросоюзу. Меньше всего уровень безработицы в Словении (5,9%).

Уровень инфляции в Болгарии составляет 12%, что в 3 раза превышает уровень инфляции по Евросоюзу.

Таким образом, экономика стран Балканского полуострова, вступивших в Евросоюз, по данным инфляции, безработицы, уровню ВВП значительно отстает от экономики Европейского союза в целом.

 

 

2.3.Характеристика официальных кандидатов стран Балканского полуострова на вступление в Европейский Союз

 

 

 

Македония стала соискателем членства в Союзе 22 марта 2004 года. 9 ноября 2005 Европейская комиссия рекомендовала страну к статусу кандидата. 17 декабря лидеры стран ЕС, следуя рекомендации, официально присвоили стране запрашиваемый статус, но дата начала переговоров по вступлению пока не была объявлена.

Охридское соглашение поддерживает мир и порядок в обстановке этнической напряжённости с присутствующем на западе страны албанским меньшинством, добившимся значительной автономии. В отличие от Сербии суверенитет сохраняется на всей территории. Премьер-министр Никола Груевский предположил, что страна может присоединиться в 2012-м или 2013-м. Тем не менее, подтверждения датам со стороны ЕС нет.

17 декабря 2005 года Европейский  совет одобрил и поприветствовал  достижения в реформировании  страны и осуществлении договоров (Копенгагенские критерии, Соглашение  о стабилизации и ассоциации, Охридское соглашение).

Между республикой и её южным соседом и членом ЕС Грецией продолжается спор по поводу наименования страны. Греция отвергает имя «Македония», потому что по её мнению оно подразумевает территориальные претензии на северную область Греции, Македонию. По этой причине ЕС использует для упоминания страны поддерживаемый Грецией временный термин «Бывшая Югославская Республика Македония». Поскольку Греция неоднократно подтвердила, что использует право заблокировать вступление без предварительного соглашения, решение спора стало одним из предусловий для вступления в Союз. Кроме того ставят под сомнение кандидатуру страны опасения по поводу сложностей в достижении европейских стандартов в нормах права и экономики, а также насилие и беспорядки во время парламентских выборов 2008 года.

В последние годы вопрос Турции в отношении ЕС стал темой большой важности и значительной неоднозначности. Турция — один из основателей Совета Европы с 1949 года и, благодаря подписанному 12 сентября 1963 года Соглашению об ассоциации между ЕЭС и Турцией, является «ассоциированным членом» Европейского союза и его предшественников с 1964-го. Страна формально подала заявление на вступление 14 апреля 1987, но понадобилось 12 лет, чтобы получить статус кандидата на саммите Хельсинки 1999-го года. После саммита в Брюсселе 17 декабря 2004 (вслед за крупным расширением 2004-го года) Европейский совет объявил официальной датой начала переговоров по вступлению Турции 3 октября 2005. Процесс проверки законодательства начался 20 октября 2005 и завершился 18 октября 2006.

По классификации ЦРУ Турция является развитой страной с седьмой по размеру экономикой в Совете Европы и пятнадцатой в мире, входит в таможенный союз с ЕС с момента вступления в силу соглашения о Таможенном союзе между Турцией и ЕС в 1996. Турция — один из членов-основателей ОЭСР (1961), ОБСЕ (1971), а также ассоциативный член Западноевропейского союза с 1992-го года. Помимо этого Турция — член-основатель Большой индустриальной двадцатки (1999), которая имеет тесные связи с Евросоюзом. Страна также входит в состав региональной группы ООН «Западная Европа и другие государства».

Сторонники вступления страны в ЕС утверждают, что являясь ключевой силой в регионе и имея крупную экономику и вторые по величине в НАТО вооружённые силы, Турция усилит позицию ЕС в роли глобального геостратегического игрока. Учитывая географическое положение Турции, её экономические, политические, культурные и исторические связи в регионах, богатыми полезными ресурсами, это непосредственно в геополитической сфере влияния Евросоюза: Восточное Средиземное и Черноморское побережья, Средний Восток, Каспийское море и Центральная Азия.

По словам Карла Бильдта, министра иностранных дел Швеции, «(Вступление Турции) даст ЕС решающую роль для стабилизации восточной части Средиземноморья и Чёрного моря, что несомненно в стратегических интересах Европы». Великобритания — одна из ключевых стран, поддерживающих вступление Турции. В мае 2008-го, королева Елизавета II во время визита в Турцию сообщила, что «Турция играет роль моста между Западом и Востоком в критическое для ЕС и всего мира время».

Помимо этого сторонники вступления утверждают, что Турция выполнила большинство условий для вступления. Некоторые также настаивают, что ЕС больше не может отказывать Турции, так как она находится в статусе кандидата уже больше сорока лет и добилась большого прогресса в защите прав человека для того, чтобы удовлетворить условия вступления.

Тем не менее, в Евросоюзе также существует оппозиция вступлению Турции, в частности поддерживаемая бывшим президентом Франции Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель. Противники вступления утверждают, что с законодательством, подобному потенциально репрессивной 301-й статье Уголовного кодекса Турции (статья, запрещающая «оскорбление турецкой идентичности», реформированная 30 апреля 2008 года), и значительной ролью армии в политике Турции, осуществляемой через Совет национальной безопасности Турции (эта структура была также реформирована 23 июля 2003 года в соответствии с требованиями ЕС), Турция не соблюдает ключевых принципов, ожидаемых от либеральной демократии, таких как, например, свобода слова. Помимо этого, значительная численность населения Турции изменит баланс сил в представительных европейских учреждениях. По присоединению к ЕС семидесятимиллионное население позволит иметь второе по величине представительство в Европарламенте. Согласно демографическим прогнозам, Турция станет самой населённой страной Европы к 2020-му году, обогнав Германию.

Валери Жискар д’Эстен выступил против вступления опасаясь, что членство Турции может затронуть дальнейшие планы расширения, в особенности, увеличив число желающих вступить стран. По его мнению, вслед за Турцией в Союз могут попроситься страны Ближнего Востока и Северной Африки, и, в первую очередь, Марокко. Марокко уже было отказано в членстве на основании географического положения, и Турция, в отличие от Марокко, располагает территорией в Европе. В январе 2007-го Николя Саркози, будучи кандидатом в президенты, сообщил, что «у Европы есть определенные границы, и далеко не все страны могут стать ее полноправными членами, это касается и Турции, которой нет места в Евросоюзе; безграничное расширение ЕС может привести к разрушению европейского политического союза». Кроме того, некоторые возражают вступлению страны, являющейся в большой степени мусульманской. В 2004-м году будущий Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпёй заявил: «Турция — не часть Европы и никогда не станет ее частью. Расширение ЕС за счет Турции не может быть приравнено к любым расширениям, имевшим место в прошлом. Универсальные ценности, которые воплощают могущество Европы и которые являются фундаментальными ценностями христианства, потеряют силу с присоединением большого исламского государства — такого, как Турция».

Лишь малая часть территории Турции находится в Европе, как её общепринято географически определять. Также в Европе расположена большая часть крупнейшего города страны, Стамбула. Член ЕС Кипр располагается к югу от Анатолии и является частью континентального шельфа полуострова, таким образом географически находясь в Азии.

Ещё одной проблемой является греко-турецкий конфликт. Евросоюз и большинство стран мира считают северную треть Кипра частью Республики Кипр. Однако de facto эта часть острова контролируется правительством Северного Кипра, признанным Турцией. Турция, в свою очередь, не признаёт правительство Республики Кипр, затягивая решение конфликта, предлагаемое ООН, а также содержит на территории Северного Кипра 40 000 турецких военнослужащих. Инициированный ООН план Аннана по объединению острова был поддержан ЕС и Турцией. Проведённые в апреле 2004-го референдумы дали противоположные результаты по частям острова: будучи поддержанным турками-киприотами план был отвергнут киприотами-греками.

В ходе референдума о независимости 21 мая 2006 года большинство голосов было отдано за выход из Союза Сербии и Черногории. После провозглашения независимости Черногория официально подала заявку на членство в Европейском союзе 15 декабря 2008 года. Однако, новопровозглашённое государство продолжает испытывать проблемы в сферах экологии, законодательства и борьбы с преступностью, которые могут замедлить или усложнить достижение цели.

Черногория без договорённости с ЕС использует евро с момента его выхода в 2002-м, ранее используя немецкую марку. Переговоры о Соглашении о стабилизации и ассоциации начались в сентябре 2006-го. ССА было подписано 15 октября 2007 года и вступило в силу 1 мая 2010-го после того, как все 27 стран ЕС его ратифицировали.

Список вопросов, касающихся выполнения страной критериев вступления и степени соответствия праву ЕС, был послан Европейской комиссией правительству Черногории 22 июля 2009 года; ответ получен 9 декабря 2009 года. Еврокомиссия рекомендовала Совету министров присвоить стране статус кандидата 9 ноября 2010-го, после чего 17 декабря 2010-го Черногория стала официальным кандидатом на вступление в ЕС.

Большинство жителей страны выступают за присоединение к Евросоюзу: согласно опросам 76,2 % населения за вступление и лишь 9,8 % — против.

29 июня 2012 года лидеры  стран Евросоюза одобрили начало  переговоров о вступлении Черногории  в ЕС.

 

Глава 3. Проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз

3.1. Проблемы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз

 

Наиболее конфликтной и взрывоопасной частью Балканского региона считают Западные Балканы, куда принято относить бывшие югославские республики Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Бывшую Югославскую Республику Македония, а также Албанию. Термин Западные Балканы имеет скорее политическое, чем географическое значение, и был введен в текст официальных документов Европейского Союза для обозначения самых неблагополучных стран региона.

Информация о работе Проблемы и перспективы вступления стран Балтийского полуострова в ЕС