Проблемы и перспективы вступления стран Балтийского полуострова в ЕС
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:34, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - рассмотреть проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • рассмотреть теоретические основы вступления стран в Европейский союз; • Провести анализ дальнейшего расширения Европейского союза; • определить проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1 Теоретические основы вступления стран в Европейский союз 4 1.1. История создания Европейского Союза 4 1.2. Характеристика Европейского союза 10 1.3. Условия и порядок вступления стран в Европейский союз 12 Глава 2. Анализ дальнейшего расширения Европейского союза 16 2.1. Дальнейшее расширение Европейского союза 16 2.2. Характеристика стран Балканского полуострова вступивших в Европейский Союз 18 2.3.Характеристика официальных кандидатов стран Балканского полуострова на вступление в Европейский Союз 23 Глава 3. Проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 28 3.1. Проблемы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 28 3.2. Перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 31 Заключение 37 Список литературы 39
На данный момент единую валюту
используют 17 государств Союза, образуя
еврозону. С пятьюстами миллионами
жителей доля ЕС как целого в мировом валовом
внутреннем продукте составляла в 2012 году
около 23 % (16,6 трлн. $) по номинальному значению
и около 19 % (16,1 трлн. $) — по паритету покупательной
способности. Это ставит экономику Союза
на первое место в мире по номинальному
значению ВВП и второе — по объёму ВВП
по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший
экспортёр и самый большой импортёр товаров
и услуг, а также важнейший торговый партнёр
нескольких крупных стран, таких как, например,
Китай и Индия.
Головной офис 161-й из пятисот
крупнейших по выручке мировых компаний
(по рейтингу Fortune Global 500 в 2010-м) находится
в ЕС.
Уровень безработицы в апреле
2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень
инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция
— 1,5 %, дефицит государственного бюджета
— −0,2 %. Уровень дохода на душу населения
варьируется от государства к государству
и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.
В ВТО экономика ЕС представлена в качестве
единой организации.
Союз принимает законы (директивы,
законодательные акты и постановления)
в сфере правосудия и внутренних дел, а
также вырабатывает общую политику в области
торговли, сельского хозяйства, рыболовства
и регионального развития. Семнадцать
стран союза ввели в обращение единую
валюту, евро, образовав еврозону.
Будучи субъектом международного
публичного права, Союз имеет полномочия
на участие в международных отношениях
и заключение международных договоров.
Сформирована общая внешняя политика
и политика безопасности, предусматривающая
проведение согласованной внешней и оборонной
политики. По всему миру учреждены постоянные
дипломатические миссии ЕС, действуют
представительства в Организации Объединенных
Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе
двадцати. Делегации ЕС возглавляются
послами ЕС3.
ЕС — международное образование,
сочетающее признаки международной организации
(межгосударственность) и государства
(надгосударственность), однако формально
он не является ни тем, ни другим. В определённых
областях решения принимаются независимыми
наднациональными институтами, а в других
— осуществляются посредством переговоров
между государствами-членами. Наиболее
важными институтами ЕС являются Европейская
комиссия, Совет Европейского союза, Европейский
совет, Суд Европейского союза, Европейская
счетная палата и Европейский центральный
банк. Европейский парламент избирается
каждые пять лет гражданами ЕС.
1.3. Условия и порядок
вступления стран в Европейский союз
Для вступления в Европейский
союз страна-кандидат должна соответствовать
Копенгагенским критериям, принятым в
июне 1993 года на заседании Европейского
совета в Копенгагене и утвержденным в
декабре 1995 года на заседании Европейского
совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы
в государстве соблюдались демократические
принципы, принципы свободы и уважения
прав человека, а также принцип правового
государства. Также в стране должна присутствовать
конкурентоспособная рыночная экономика,
и должны признаваться общие правила и
стандарты ЕС, включая приверженность
целям политического, экономического
и валютного союза.
Ни одно государство не покидало
союза, однако Гренландия, автономная
территория Дании, вышла из состава в 1985-м.
Лиссабонский договор предусматривает
условия и процедуру выхода какого-либо
государства из союза.
В течение переговоров с каждой
страной-кандидатом, она регулярно проверяется
на предмет соответствия Копенгагенским
критериям. На основе этого, принимается
решение относительно того, возможно ли
вступление, и если да то когда, или же
какие действия должны быть предприняты
перед присоединением.
Критерии Членства Европейского
союза определены в соответствии с этими
тремя документами:
1. 1992 Маастрихтское соглашение
(Статья 49) — географические и общие политические
критерии
2. Декларация Европейского
совета июня 1993 в Копенгагене, то есть
Копенгагенские критерии — более детальное
описание общей политики
политические;
экономические;
законодательные.
3. Структура переговоров с государством-кандидатом
определение и детализация
условий;
утверждение, подчеркивающее,
что новый член не может вступить в союз,
в случае, если сам ЕС не имеет достаточную
«поглотительную вместимость» для этого.
Политические критерии:
1. Демократия
Функционирующее демократическое
правление должно обеспечивать равное
право для всех граждан страны возможность
принимать участие в политических процессах
принятия решений на всех уровнях власти,
от местного самоуправления до национального.
Необходимо наличие свободных выборов
при соблюдении тайны голосования, право
на создание политических партий без каких-либо
помех со стороны государства, справедливого
и равного доступа к свободной прессе;
свободных профсоюзных организаций, свободы
личного мнения, и исполнительная власть
должна быть ограничена законами и суд
должен быть независим от неё.
2. Верховенство закона
Верховенство закона предполагает,
что государственный орган может действовать
только в рамках законов, которые были
приняты в установленном порядке. Принцип
предназначен для защиты от произвола
власти.
3. Права человека
Права человека являются «неотъемлемыми»
и принадлежат всем людям, то есть ими
нельзя наделить, нельзя предоставить,
ограничить, обменять, или продать (например,
человек не может продать себя в рабство).
К ним относятся право на жизнь, право
быть привлеченным к судебной ответственности
только в соответствии с законами, которые
существуют на момент совершения преступления,
право быть свободным от рабства и право
на свободу от пыток.
Всеобщая декларация прав человека
считается наиболее авторитетным нормативным
документом в области прав человека, хотя
у неё нет столь эффективного механизма
обеспечения соблюдения положений, как
у Европейской конвенции по правам человека.
Соблюдать требования этой конвенции
обязаны и несколько стран, которые недавно
присоединились к ЕС с целью осуществления
серьёзного реформирования законодательства,
государственных служб и судебной системы.
Многие изменения, имеют отношение к свободам
и правам этнических и религиозных меньшинств,
или устранению неравенства в обращении
между разными политическими группами.
4. Уважение и защита прав меньшинств
Члены таких национальных меньшинств
должны иметь возможность сохранить свою
особую культуру и иметь право на свой
родной язык (насколько это не противоречит
соблюдению прав других людей, а также
демократическим процедурам и общей законности),
также не должны страдать от какой-либо
дискриминации.
Соответствующая конвенция
Совета Европы по этому вопросу была крупным
прорывом в этой области. Однако, конвенция
до сих пор не включает четкое определение
таких меньшинств. Как результат, многие
из подписавших его государств добавили
официальные разъяснения, описывающим,
кто в их стране причисляется к меньшинству.
Многие другие подписавшие просто заявили,
что они не имеют каких-либо национальных
меньшинств4.
Был достигнут консенсус (среди
экспертов-юристов так называемой Венецианской
комиссии), что эта конвенция относится
к какой-либо этнической, языковой или
религиозной группе, которая определяет
себя как отличительная, которая формирует
историческую часть населения и нынешнего
меньшинства в четко определённой области,
и которая поддерживает стабильные и дружественные
отношения с государством, в котором оно
живёт. Некоторые эксперты и страны хотят
идти дальше. Тем не менее, некоторые группы
меньшинств, как, например, иммигранты,
которые нигде не упоминаются, обеспокоены
этой конвенцией.
Экономические критерии, в широком
смысле, требуют, чтобы страны-кандидаты
имели функционирующую рыночную экономику
и чтобы их производители могли справиться
с конкурентным давлением в рамках Союза.
Юридическое выравнивание,
формально, не копенгагенский критерий.
Дополнительное требование о том, что
все потенциальные члены должны привести
свои законы в соответствие с принципами
европейского права, формировавшимися
на протяжении всей истории Союза, известными
как акты сообщества.
В настоящий момент 5 стран имеют
статус кандидата: Турция, Исландия, Македония,
Сербия и Черногория, при этом Македония
и Сербия ещё не начали переговоров по
присоединению. Остальные государства
Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина,
входят в официальную программу расширения.
Косово также входит в эту программу, но
Европейская комиссия не относит его к
независимым государствам, так как независимость
страны от Сербии признана не всеми членами
союза.
Три государства Западной Европы,
которые предпочли не присоединяться
к союзу, частично участвуют в союзной
экономике и следуют некоторым директивам:
Лихтенштейн и Норвегия входят в общий
рынок через Европейскую экономическую
зону, Швейцария имеет сходные отношения,
заключив двусторонние договоры. Карликовые
государства Европы, Андорра, Ватикан,
Монако и Сан-Марино, используют евро и
поддерживают отношения с союзом через
различные договоры о кооперации.
Глава 2. Анализ дальнейшего
расширения Европейского союза
2.1. Дальнейшее расширение
Европейского союза
Дальнейшее расширение Европейского
союза открыто для любой европейской демократической
страны со свободным рынком, имеющей желание
и возможности для приведения законодательства
в соответствие с правом ЕС. С момента
основания Евросоюза как Европейского
объединения угля и стали в 1952 году прошедшие
расширения увеличили число стран-участников
с шести до двадцати восьми. Условия вступления
включены в Копенгагенские критерии, согласованы
в 1992 году и закреплены в Маастрихтском
договоре (статья 49). Является ли страна
европейской, определяется политической
оценкой, проводимой институтами ЕС.
В настоящее время на повестке
дня Евросоюза — принятие Турции и Западных
Балкан. Турция имеет долгую историю евроинтеграции,
и переговоры по вступлению могут занять
ещё много лет. Страны Западных Балкан
Евросоюз поручился принять после произошедших
в них гражданских войн, и в данный момент
две страны уже вступили в ЕС, три являются
кандидатами, одна подала заявление, остальные
заключили договоры ассоциации, предшествующие
вступлению.
Остальные страны Восточной
и Западной Европы не включены в текущую
программу расширения, но либо стремятся
к членству, либо теоретически могут подать
заявление, если изменится их внешняя
политика или Евросоюз даст понять, что
сфера расширения теперь распространяется
и на них. Следует также отметить, что темпы
расширения замедлены из-за двусторонних
споров на Балканах, проблем с институциональными
реформами ЕС, а также сложностей с адаптацией
странами acquis communautaire (принятой на сегодня
совокупности правовых норм ЕС).
Положение стран Балканского
полуострова на вступление в ЕС дано в
табл.1.
Таблица 1 – Текущее состояние
стран Балканского полуострова по вступлению
в ЕС
Страна
Статус
Договор ассоциации
Заявление на членство
Статус кандидата
Начало переговоров
Албания
соискатель
12 июня 2006
28 апреля 2009
-
-
Босния и Герцеговина
ассоциированный член
16 июня 2008
-
-
-
Македония
кандидат
9 апреля 2001
22 марта 2004
17 декабря 2005
-
Сербия
кандидат
29 апреля 2008
22 декабря 2009
1 марта 2012
-
Турция
переговоры
12 сентября 1963
14 апреля 1987
12 декабря 1999
3 октября 2005
Черногория
переговоры
15 октября 2007
15 декабря 2008
17 декабря 2010
29 июня 2012
На сегодня заявления четырёх
стран приняты и официально рассмотрены,
и странам присвоен статус кандидата.
Эти страны начали или начнут в скором
времени процесс вступления, приводя своё
законодательство в соответствие с правовыми
нормами ЕС. Македония, Черногория и Сербия
подали заявление недавно, при этом все
три страны были частью Югославии (Босния
и Герцеговина также планирует вступить
в Евросоюз). Турция имеет статус кандидата
с 1999 года, подав заявление на вступление
в 1987. Причина столь долгого процесса —
сложности по приведению страны к стандартам
ЕС, а также проблемы политического характера,
сопровождающие вступление в Европейский
союз.
2.2. Характеристика
стран Балканского полуострова
вступивших в Европейский Союз
Еще в начале 1990 – х годов внешняя
политика стран Юго – Восточной Европы
была нацелена на Европу.
Существенной причиной, укрепившей
тяготение бывших социалистических стран
к евроатлантическим структурам, оказалась
их неспособность самостоятельно улаживать
затяжные межгосударственные кризисы
и конфликты. Но главным фактором, побудившим
их ориентироваться на «возвращение в
Европу» и интеграцию в НАТО и ЕС, стало
то, что не только государственные лидеры,
но и большинство населения связывали
с таким курсом надежды на лучшую жизнь
и преодоление авторитарного наследия.
Болгария, Румыния и Словения
29 марта 2004 года они стали членами НАТО;
с 1 мая 2004 г. Словения, а с 1 января 2007 года
– Болгария и Румыния – стали членами
ЕС. С 1 апреля 2009 г. членами НАТО стали
Албания и Хорватия.
Согласно принятому в июне 1993
года на заседании Европейского совета
в Копенгагене решению, членство в ЕС возможно
для тех государств, которые соответствуют
так называемым «копенгагенским критериям».
Однако им не соответствовали даже наиболее
стабильные балканские государства –
Словения, Болгария и Румыния, и именно
поэтому сроки их вступления в ЕС неоднократно
переносились. Албании конкретные даты
даже не предлагались, а республики распавшейся
СФРЮ были лишь включены в предварительную
программу «Региональный подход для Балкан».
В итоге к концу 1990-х годов отношения ЕС
со странами Юго-Восточной Европы были
разнообразными. В регионе соседствовали:
полный член Евросоюза Греция, первоочередные
кандидаты – Словения, Болгария и Румыния,
ожидающая интеграции в ЕС уже почти двадцать
лет Турция, а также Албания, Македония,
Босния и Герцеговина, Хорватия и СРЮ,
включенные в дополнительные программы
Евросоюза5.
Основной проблемой для стран
Балканского полуострова остается коррупция,
которая, по определению Европейской комиссии,
представляет собой масштабную и системную
проблему, подрывающую правосудие, экономику
и веру граждан в государство. Но попытки
ускоренного обуздания коррупции и особенно
теневой экономики повлекут негативные
последствия, в частности повышение и
без того высокого уровня безработицы.