Проблемы и перспективы вступления стран Балтийского полуострова в ЕС
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:34, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - рассмотреть проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • рассмотреть теоретические основы вступления стран в Европейский союз; • Провести анализ дальнейшего расширения Европейского союза; • определить проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1 Теоретические основы вступления стран в Европейский союз 4 1.1. История создания Европейского Союза 4 1.2. Характеристика Европейского союза 10 1.3. Условия и порядок вступления стран в Европейский союз 12 Глава 2. Анализ дальнейшего расширения Европейского союза 16 2.1. Дальнейшее расширение Европейского союза 16 2.2. Характеристика стран Балканского полуострова вступивших в Европейский Союз 18 2.3.Характеристика официальных кандидатов стран Балканского полуострова на вступление в Европейский Союз 23 Глава 3. Проблемы и перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 28 3.1. Проблемы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 28 3.2. Перспективы вступления стран Балканского полуострова в Европейский союз 31 Заключение 37 Список литературы 39
Рассмотрим уровень ВВП на душу
населения в странах Балканского полуострова,
желающие вступить в Евросоюз. (рис.3)
Рисунок 3 – ВВП на душу населения
По данным таблицы видно, что
наибольший уровень ВВП на душу населения
в Турции 15,00 $, наименьший в Сербии 6,08$.
Географически регион является
неотъемлемой частью Европы, что определяет,
с одной стороны, естественное стремление
балканских стран войти в объединяющуюся
Европу, практическим воплощением которой
стал Европейский Союз, и с другой стороны,
встречную заинтересованность ЕС и других
европейских институтов во включении
этого сложного региона в интеграционные
процессы, бурно развивающиеся в Европе.
С окончанием кровопролитных войн на территории
бывшей Югославии долгосрочная стратегия
стабилизации региона строилась на европейской
и евро-атлантической интеграции.
В процесс стабилизации на Балканах
по-прежнему вовлечено множество государств
и международных организаций при определяющей
роли ООН, ЕС и НАТО. Именно на Балканах
еще в ходе югославского конфликта стали
складываться механизмы международного
взаимодействия, а после его окончания
- впервые опробованы новые стратегии
региональной стабилизации.
В настоящее время в странах
Балканского региона преобладает ориентация
на Европейский Союз, который постепенно
берет на себя ответственность за судьбу
региона. Будучи заинтересованным в устранении
очагов напряженности в Европе, ЕС видит
свою задачу в том, чтобы максимально содействовать
всесторонней демократизации и экономическому
благополучию региона. Вместе с тем, сам
Европейский Союз как уникальное политическое
и экономическое образование находится
сегодня в процессе серьезной внутренней
трансформации, более того, кризиса, связанного
с неудачами прежней стратегии, направленной
на одновременное расширение и углубление
европейской интеграции. Очевидно, что
пересмотр интеграционной стратегии ЕС
потребует и корректировки планов по включению
наиболее проблемных стран Западных Балкан
в этот процесс.
В силу возросшей взаимозависимости
регионов после окончания эпохи биполярности
Балканы, находящиеся на пересечении Большой
Европы и Большого Ближнего Востока, крайне
уязвимы с точки зрения появления новых
транснациональных угроз международной
безопасности - терроризма и связанных
с ним других негативных явлений. Старые
балканские конфликты обретают новые
формы взаимосвязи с этими глобальными
проблемами. Укрепление стабильности
и безопасности на Балканах и в Европе
в целом требует глубокого анализа как
причин, питающих сегодня латентные конфликты
в регионе, так и новых нетрадиционных
угроз европейской безопасности.
Устранение сохраняющихся в
Балканском регионе проблем, представляющих
собой угрозу европейской безопасности,
требует согласованных усилий всех сторон,
заинтересованных в укреплении европейской
безопасности, и может стать основой для
выработки новых международных механизмов
сотрудничества в этой сфере.
В наиболее общем виде стратегии
европейской безопасности применительно
к региону разработаны и предложены на
сегодняшний день Европейским Союзом
и НАТО. В их основе лежит идея европеизации,
поэтапной интеграции всех балканских
государств, в НАТО и ЕС. Очевидна общность
целей в этих стратегиях, направленных
на стабилизацию региона. Вместе с тем,
НАТО, безусловно, сохраняет роль проводника
интересов США, то есть, рассматривает
европейскую безопасность сквозь призму
евро-атлантических отношений. В то же
время Европейский Союз, интенсивно развивая
и реализуя на практике Общую внешнюю
политику и политику безопасности (ОВПБ)
и Европейскую политику в области безопасности
и обороны (ЕПБО) стремится выстраивать
свою внешнюю политику и политику безопасности
независимо от США, курс которых по определенным
вопросам не совпадает с европейским.
ЕС и НАТО продолжают играть
ключевую роль в стабилизации Западных
Балкан. В регионе сложилось партнерство
двух организаций при объективно более
широкой функциональной ориентации балканских
стран на ЕС. Европейский Союз сделал упор
на стратегию развития политической, экономической
и социальной сфер стран региона, в то
время как НАТО традиционно концентрировалась
на военных аспектах. Однако к настоящему
времени ЕС постепенно принимает на себя
организационно-командные функции при
проведении полицейских и миротворческих
операций, используя военный потенциал
НАТО.
3.2. Перспективы вступления
стран Балканского полуострова в Европейский
союз
Интеграция в Евросоюз позволит
гарантировать благополучие и стабильность
в регионе. Атмосфера доверия станет основой
для дальнейшего созидательного процесса.
Присоединение к ЕС увеличит коллективные
и индивидуальные возможности балканских
стран для достижения прогресса. Однако
этим странам необходимо создать эффективную
экономику в регионе, не рассчитывая на
финансовую помощь ЕС.
В интеграции в Европейский
Союз заинтересованы не только сами балканские
государства. Принятие этих стран особых
разногласий в ЕС не вызывает, так как
Балканы воспринимаются в Европе как ее
неотъемлемая часть. 21 июня 2003 г. на саммите
ЕС в Салониках была подтверждена принципиальная
готовность принять в Евросоюз Албанию,
Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию,
Черногорию и Хорватию. На совместном
заседании Евросовета и руководителей
этих шести западнобалканских государств
были одобрены два документа: «Салоникская
повестка дня для Западных Балкан — движение
к европейской интеграции» и «Декларация
Салоникского саммита ЕС — Западные Балканы».
Кроме того, было предусмотрено значительное
увеличение финансовой помощи ЕС этим
странам. Продолжение процесса расширения
рассматривается как возможность сохранить
европейское политическое наследие в
условиях глубокого кризиса. Расширение
ЕС представляется необходимым для создания
экономически и политически сплоченной
Европы, простирающейся от Атлантического
океана до Черного моря.
Ситуация на Балканах по-прежнему
характеризуется межэтнической напряженностью
и неурегулированностью межгосударственных
отношений.
В Боснии и Герцеговине ЕС стремится
поддерживать территориальную целостность
и мультиэтническое устройство страны,
которое представляется символом сосуществования
групп населения, исповедующих разную
религию. Однако Босния и Герцеговина
не способна выполнить многочисленные
требования, касающиеся вступления в ЕС.
Жизнеспособность Боснии и Герцеговины
вызывает серьезные сомнения, но новый
передел границ на Балканах неприемлем
для Европы. Нужны конституционные изменения
для устранения дискриминации по этническому
признаку. Для внесения поправок в конституцию
необходимо сотрудничество боснийских
сербов с мусульманами и хорватами. В действительности
только перспектива вступления в ЕС позволит
Боснии и Герцеговине окончательно отказаться
от политики, ведущей к раздробленности
и закрытости, и принять новую модель экономического
и социального развития, основанную на
интеграции и открытости. Поэтому вступление
в ЕС жизненно необходимо Боснии и Герцеговине
как единственная возможность подконтрольного
эволюционного развития.
Шансы Албании на вступление
в ЕС также довольно низкие, поскольку
социально-экономическая ситуация в стране
одна из самых неблагополучных в Европе.
Вместе с тем серьезную политическую поддержку
ей оказывает Италия. Албания для Италии
выступает поставщиком энергетических
ресурсов, дефицит которых испытывает
Рим, поэтому он активизирует сотрудничество
с Тираной и является ее ведущим торговым
партнером. В Италии проживает значительное
число албанских мигрантов.
Сербия представляет интерес
для Евросоюза благодаря стратегически
важному положению в регионе как в военном,
так и в политическом и экономическом
отношении. Однако в долгосрочной перспективе
ЕС не может не беспокоить сербская кандидатура
в связи с давними крепкими связями Белграда
с Москвой и его неготовностью присоединиться
к НАТО. Многие страны-члены ЕС, особенно
страны Центральной Европы, стремятся
не допустить усиления влияния России
на Балканах и требуют, чтобы Белград официально
обозначил свои интересы в области безопасности,
вступив в НАТО. Брюссель ожидает от Белграда,
что он возьмет на себя задачу региональной
стабилизации. Эти вопросы со временем
могут стать препятствием для полной интеграции
Сербии в Евросоюз, который сомневается
в ее приверженности политическим целям
Европы. Тем не менее политическая элита
Сербии связывает собственное будущее
с ЕС и не откажется от этой цели ради углубления
отношений с Россией. Сербское правительство
подчеркивает, что укрепление сотрудничества
с Россией не противоречит стратегической
приверженности Белграда идее европейской
интеграции. На пути присоединения к Евросоюзу
значительную политическую и экономическую
поддержку Сербии оказывает Германия,
которая стремится к тому, чтобы Балканы
стали зоной немецкого влияния.
В Косово размещена миссия ЕС
по содействию установлению и обеспечению
правопорядка («верховенства закона»)
EULEX. Цель миссии — не допустить новой
вспышки конфликта, который может стать
дополнительным фактором истощения европейских
ресурсов. Создание Евросоюзом миссий
EULEX, ICO и других многосторонних механизмов
было продиктовано не столько политической
или экономической заинтересованностью,
сколько стремлением не допустить превращения
Косово в прибежище для организованной
преступности, терроризма, коррупции и
незаконной иммиграции.
Несмотря на то, что независимость
Косово до сих пор не признана некоторыми
странами Евросоюза, у него довольно высокие
шансы на вступление в ЕС. Косово уже существует
под европейским патронажем, и Евросоюз
стремится держать данную территорию
под своим контролем. Генеральная Ассамблея
ООН рекомендовала Белграду и Приштине
начать при посредничестве ЕС переговоры
по вопросам торговли, энергетики, охраны
окружающей среды, здравоохранения, оборудования
границ, поиска пропавших без вести, возвращения
перемещенных лиц. Одновременно Европа
оказывает давление на Белград, вынуждая
его пойти на компромисс с Приштиной. При
этом главный рычаг давления — стремление
Сербии вступить в ЕС. Германия открыто
заявляет, что если Сербия хочет вступить
в ЕС, она должна признать независимость
Косово. Австрия также подчеркивает, что
назначение даты переговоров по поводу
вступления Сербии в ЕС зависит от действий
Белграда по разрешению территориального
конфликта с соседними странами. В случае
непризнания Белградом независимости
Косово до вступления в ЕС этот неразрешенный
конфликт будет заморожен, так как Сербия
будет иметь право наложить вето на любое
европейское решение, касающееся Приштины.
Благоприятные перспективы
вступления в ЕС у Черногории, которая
фактически принадлежит к еврозоне и экономическому
пространству Общего рынка. Растет инвестиционный
интерес ЕС к этой стране. Черногория представляет
собой обнадеживающий пример налаживания
двусторонних связей с остальными балканскими
странами. Однако Подгорице необходимо
определиться с правовым статусом беженцев
из Косово.
Именно перспектива вступления
в ЕС удерживает различные этнические
группы Македонии от сползания к междоусобной
войне. Это событие будет явно способствовать
дальнейшей стабилизации страны. Между
тем Македония ведет тяжелую борьбу с
Грецией, которая настаивает на том, чтобы
«Македония» называлась как-то иначе,
чтобы ее название отличалось от названия
района, которое Афины считают своей исключительной
собственностью. Греция намерена заблокировать
принятие Македонии в Евросоюз.
В целом представляется, что
региональные кандидаты от Балкан будут,
скорее всего, рассматриваться Евросоюзом
в пакете, что позволит им вступить в ЕС
в единой волне.
Рассмотрим перспективы развития
отношений балканских государств с Россией
в случае их вступления в ЕС.
Одним из внешнеполитических
приоритетов России на Балканах является
развитие экономического и энергетического
сотрудничества со странами региона. Очень
важно участие балканских государств
в строительстве газопровода «Южный поток».
Предполагается, что газопровод пройдет
по дну Черного моря до Болгарии, где он
разделится на две ветки, одна из которых
пойдет через Грецию к Италии, а другая
соединит Сербию с ответвлением к Боснии
и Герцеговине, Хорватию, Словению, Венгрию
и Австрию (окончательный маршрут пока
не утвержден). Кроме того, планируется
строительство нефтепровода «Дружба—Адрия»,
который должен пройти через Белоруссию,
Украину, Словакию и Венгрию до Хорватии.
Газпром является владельцем обеих крупных
нефтегазовых компаний в Сербии и контролирует
рынок нефтепродуктов в стране, получив
в собственность газораспределительные
сети. Россия заинтересована в модернизации
сербских железных дорог и в инвестициях
в туристическую сферу. Все больше хорватских
компаний ориентируются на Россию.
Между Москвой и Брюсселем сохраняется
напряженность по вопросу о политике на
Балканах. В частности, отдельные страны
ЕС признали независимость Косово, невзирая
на сопротивление России. Очевидна тенденция
рассматривать конфликты на Балканах
в геополитическом ракурсе и придерживаться
позиций одной из сторон. Вместо этого
России и ЕС следует выработать новый
подход, сосредоточив усилия на прекращении
конфликтов и укреплении безопасности.
России следует найти механизмы
увязывания процесса расширения ЕС с выстраиванием
новой системы обеспечения европейской
безопасности. Главными интересами России
на Балканах являются мирное сосуществование
государств с различным этническим и религиозным
составом населения, дружественные и партнерские
отношения этих государств с Москвой.
Нельзя допускать, чтобы балканские страны
были поставлены перед взаимоисключающим
выбором: развивать отношения либо с Россией,
либо с ЕС. В свою очередь, Москве необходимо
развивать взаимовыгодные отношения и
реализовывать многосторонние проекты
с участием балканских стран для укрепления
своих связей с Брюсселем.
Таким образом, вступление балканских
государств в ЕС может создать базу поддержки
России и способствовать продвижению
ее интересов на общеевропейском пространстве.
Заключение
Европейский союз (Евросоюз,
ЕС) — экономическое и политическое объединение
28 европейских государств.
Для вступления в Европейский
союз страна-кандидат должна соответствовать
Копенгагенским критериям, принятым в
июне 1993 года на заседании Европейского
совета в Копенгагене и утвержденным в
декабре 1995 года на заседании Европейского
совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы
в государстве соблюдались демократические
принципы, принципы свободы и уважения
прав человека, а также принцип правового
государства. Также в стране должна присутствовать
конкурентоспособная рыночная экономика,
и должны признаваться общие правила и
стандарты ЕС, включая приверженность
целям политического, экономического
и валютного союза.