Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 23:58, курсовая работа
Налоги являются неотъемлемой частью политики любого государства. Они представляют собой объективную реальность, связанную с существованием общества. По сути, налоги - это инструмент государственного регулирования. Необходимость их вытекает из функций и задач государства, т.е. политических, экономических, социальных, оборонных, внешнеэкономических и т. д. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Также для покрытия расходов оно использует государственные займы, но это не удобно, так как необходимо возвращать и уплачивать проценты. Это требует дополнительных расходов от государства.
Введение.
Теоретические основы налогов и налогообложения
Понятие налогов. Роль налогов в формировании финансов государства
Функции налогов
Принципы налогообложения
Историческое развитие налогообложения
Проблемы налогообложения
Разделение налогов на прямые и косвенные
Проблема двойного налогообложения в международных налоговых отношениях
Налоговая политика в Республике Беларусь. Сравнение и тенденции.
Развитие налоговой политики в Республике Беларусь в 2007 – 2008 годах
Реформа подоходного налога в 2009 году
Международная оценка налоговой системы Республики Беларусь. Рейтинг Doing Business 2008.
Заключение
Список использованных источников
и социальной жизни чрезвычайно разнообразны. Налоги традиционно используются как средство демографической политики: различные государства с помощью налоговых льгот пытаются либо стимулировать, либо сдерживать рост населения. Во многих странах налоги рассматриваются как средство привлечения капитала в отсталые и низкоразвитые регионы, а также для вытеснения промышленного производства из гипертрофированных мегаполисов. Можно отметить влияние налогов на архитектуру. Например,
во Франции в связи с применением систем «пооконного» налогообложения промысловым налогом и налогом со строений нередко строились дома с ограниченным количеством окон. До сих пор в домах встречаются комнаты, не имеющие окон. С другой стороны, в той же Франции традиционно применялось дифференцированное налогообложение застроенных и незастроенных земельных участков (ставки налога с за строенных земельных участков в несколько раз выше аналогичных ставок с незастроенных земельных участков). Такие условия налогообложения стимулировали строительство домов на столбах, домов, нависающих надводной поверхностью. В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. На наш взгляд, в этом случае правомерно говорить все же о регулирующей функции налогов. В Беларуси также традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют не сами налоги, а налоговые органы.
Впервые основные принципы
налогообложения
Немецкий экономист А.Вагнер (1835—1917 гг.), стоя на позициях теории коллективных потребностей, сформулировал требования, которым должна отвечать правильно построенная налоговая система, разделив их на четыре группы. Первая из них - финансовые принципы организации обложения:
1) достаточность обложения
для покрытия финансовых
2) эластичность (подвижность) обложения.
Вторая группа - народнохозяйственные принципы:
3) надлежащий выбор источников налогов (доход или капитал) в смысле возможно меньшего стеснения народного производства и в смысле лучшего осуществления социально-политических целей налога;
4) комбинация совокупности налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и с условиями их переложения (переложение налогов приводит к несовпадению субъекта налога и фактического плательщика, т.е. носителя налога). К третьей группе относятся этические принципы обложения:
5) всеобщность налогов;
6) неприкосновенность личной свободы при обложении и взимании налогов;
7) равномерность, или
соразмерность обложения с
Четвертая группа - принципы управления налогами:
8) определенность обложения;
9) удобства обложения и взимания для плательщиков;
10) максимальное уменьшение издержек взимания (принцип дешевизны обложения).
А. Вагнер впервые поставил на первое место финансовые принципы достаточности поступлений и эластичности на случай всяких чрезвычайных государственных нужд. Именно эти принципы позволяют налоговой системе выполнять свою главную функцию фискальную: обеспечивать поступления в казну как в нормальной, так и в чрезвычайной обстановке. Эти научные принципы обложения были впервые наиболее полно учтены на практике при реформах налоговых систем, проведенных после первой мировой войны.
А. Вагнер впервые высказал
идею о необходимости обложения
налогом не только дохода, но и капитала.
Главный вопрос заключался и определении
степени обложения. Позднее это
вылилось еще в один принцип налогообложения
- принцип ограничения бремени
налога: налоги не должны мешать развитию
производства, ограничивать экономическую
активность их плательщиков. Нарушение
этого условия ведет к
Еще один принцип состоит в том, что налоги должны быть уменьшаемы или вообще отменяемы, если они сокращают потребление.
Принцип равномерности обложении. Сегодня прогрессивное обложение доходов и установление необлагаемого минимума (т.е. освобождение от налогообложения малых доходом)- Пределы свободного от обложения минимума определяются потребностями государства и уровнем экономического развития страны.
В основу реформы налоговой системы и ПИЛ и 80-х гг. были положены следующие принципы, разработанные it начале XX в. Ф. Нитти: справедливость по вертикали (когда налог соответствует материальным возможностям налогоплательщика); справедливость по горизонтали (применение единой налоговой ставки для одних и тех же доходов); эффективность (наличие инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность индивидуумов и предприятий); нейтральность (равновеликость налоговых изъятий независимо от сфер инвестиционного вложения); простота (легкость и доступность для плательщиков техники подсчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности).
К этим принципам можно
добавить следующие. Налогообложение
должно быть таким, чтобы затраты
налогоплательщика, связанные со всей
процедурой выплаты налога, были настолько
низки, насколько это возможно (принцип
дешевизны уплаты налога). Процесс
получения налогов надлежит организовать
так, чтобы он в наибольшей степени
способствовал (через накапливаемые
финансовые ресурсы) реализации политики
конъюнктуры и занятости. Налогообложение
призвано влиять на распределение доходов
в направлении обеспечения
В целом принципы налогообложения,
которые кладутся в основу его
конкретной системы в той или
иной стране, зависят от экономической
ситуации в государстве, плана мероприятий,
отношения госаппарата и
Принципы организации налоговой системы Республики Беларусь:
1. Каждое лицо должно
уплачивать законно
2. Налоги и сборы должны
иметь экономическое основание
и не могут быть произвольными.
4. При установлении налогов
должны быть определены все
элементы налогообложения.
5. Установление налогов
не должно ограничивать
6. Не должно быть установление дополнительных налогов или нелинейных их ставок в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы субъектов хозяйствования, гражданства физического лица.
Чарльз Адамс (Charles W. Adams) является
одним из самых авторитетных в
мире специалистов по историческому
развитию системы налогообложения.
Он посвятил десятилетия своей
Для греков непрямые налоги
были признаком свободы. Физические
лица не облагались налогами. Налогами
облагались разные виды коммерческой
деятельности (торговля, импорт, пользование
дорогами, мостами, портами). Налоги оправдывались
тем, что за них люди приобретали
определенные услуги. Налог на пользование
портом составлял 2%, а на тех линиях,
на которых было много пиратов
– 10%. Деньги шли на обеспечение безопасности.
Были также налоги на аукционы, услуги
гостиниц, рабов и сделки с недвижимостью.
Большинство налогов платили
иностранцы, которые приезжали в
Афины делать бизнес. Наказанием за
неуплату налогов было взыскание
неуплаченной суммы в десятикратном
размере. Иностранцам, к тому же, грозила
конфискация налогов. Информаторы
получали 50% от суммы взысканных налогов
за «наводку».
В свои лучшие годы греческая экономическая
система поражала воображение. Система
сбора налогов не имела бюрократии и не
использовала полицию. Налоги были прогрессивными,
т. е. чем богаче, тем больше платишь. Минимум
активов не облагался налогами. Бедные
не платили eisphora. Обложение торговых операций
было главным источником доходов бюджета.
Но основным источником доходов бюджета
были добровольные пожертвования богатых
жителей Афин. Когда городу нужны были
деньги на некие проекты (строительство
мостов, спортивные соревнования, строительство
военных кораблей, фестиваль и т.д.), к властям
приглашались богатые люди. Это не было
ни конфискацией, ни принуждением, в отличие
от сегодняшних поборов на библиотеку
или дожинки в Беларуси. Такое собрание
называлось литургией. Она была основана
исключительно на традиции, а не на силе
полиции. Ксенофон так записал разговор
Сократа с богатым афинянином: «Я вижу,
что город уже обложил тебя высокими налогами
на содержание домов, финансирования театральных
постановок, строительство спортплощадок
и других проектов. Если разразится война,
я знаю, что ты вынужден будешь платить
за строительство военных кораблей, а
также вознаграждение солдатам в таком
размере, что тебе очень сложно будет перенести
такую нагрузку». Примерно такой диалог
мог бы сегодня произойти между ответственным
чиновником Администрации президента
РБ и бизнесменом, которому разрешили
работать на определенном сегменте рынка
в Беларуси.
Евреи
являются единственным народом, которые
развили дохристианскую культуру, выжившую
до наших дней. Еврейская история продолжается
более 5000 лет. Если не говорить о религии,
то политическая и экономическая история
евреев – это продолжительная борьба
против высоких налогов.
Евреи были уважаемым, достаточно
могущественным меньшинством в Египте.
Различные историки, описывая первый
этап налоговой истории евреев, указывали
на их политическую власть и богатство,
а также на то, что египтяне, которые
контролировали политическую систему,
завидовали им. Чтобы ограничить влияние
евреев, фараон должен был бы превратить
их в рабов. Но по законам того времен
(1700 век до н. э.) это можно было
сделать, только если человек является
преступником, военнопленником, должником
или неплательщиком налогов. Фараон
решил обложить евреев данью, размер
\которой был неподъемным и заложил основу
для исхода евреев из Египта.
Римляне называли налоги «более - менее
организованным грабежом», а налоговиков
– «бандой грабителей». В Римской империи
первые двести лет налоги были умеренными.
Многие лидеры проявляли вообще неслыханную
сегодня щедрость, оплачивая госрасходы
из личных доходов. В Римской империи были
периоды как без налогов, так и с очень
высокими налогами. Ее история делится
на два равных периода: 1) Республика (до
30 г. до н. э.), когда Римом руководил Сенат,
и 2) Империя, которая закончилась в 476 году.
В ранней Республике налоги были невысокими.
Самая большая расходная статья - армия
финансировалась богатыми гражданами,
владельцами собственности. Они должны
были служить год в армии без оплаты. Они
даже сами себе покупали форму и оружие.
Дух
добровольной работы пронизывал все структуры
государства. Даже судьи работали бесплатно.
Косвенные налоги на торговые операции
давали большую часть необходимых доходов
Республики. Первыми налогами были пошлины
на экспорт и импорт. Поскольку большая
часть торговли шла через порты, налог
назывался portoria. При завоеваний новых
колоний римляне сохраняли старую налоговую
систему. В Испании импортная таможенная
пошлина составляла 2%, на Сицилии, в Африке
и Албании - 5%. Рабы и дань были результатами
военных действий. С продажи каждого раба
взимался 2-процентным налог с продаж.
При освобождении раба надо было уплатить
5% от его стоимости.
( Я.Романчук)
Таким образом мы видим что налогообложение гораздо чаще и глубже влияло на хорошо известные нам исторические события чем мы можем предположить, и действительно – история цивилизации есть история налогообложения.
Глава 2. Проблемы налогообложения
В литературе по налогообложению,
а также в налоговых
Информация о работе Проблемы налогообложения и распределения налогового бремени в экономике