Проблемы налогообложения и распределения налогового бремени в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются неотъемлемой частью политики любого государства. Они представляют собой объективную реальность, связанную с существованием общества. По сути, налоги - это инструмент государственного регулирования. Необходимость их вытекает из функций и задач государства, т.е. политических, экономических, социальных, оборонных, внешнеэкономических и т. д. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Также для покрытия расходов оно использует государственные займы, но это не удобно, так как необходимо возвращать и уплачивать проценты. Это требует дополнительных расходов от государства.

Содержание работы

Введение.

Теоретические основы налогов и налогообложения
Понятие налогов. Роль налогов в формировании финансов государства
Функции налогов
Принципы налогообложения
Историческое развитие налогообложения
Проблемы налогообложения
Разделение налогов на прямые и косвенные
Проблема двойного налогообложения в международных налоговых отношениях
Налоговая политика в Республике Беларусь. Сравнение и тенденции.
Развитие налоговой политики в Республике Беларусь в 2007 – 2008 годах
Реформа подоходного налога в 2009 году
Международная оценка налоговой системы Республики Беларусь. Рейтинг Doing Business 2008.

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

main.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

Разделение налогов на прямые и косвенные обычно осуществляется на основе критерия перелагаемости налогового бремени. Впервые данный критерий был использован Дж. Локком в конце XVII в., который исходил из того, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете ложится бременем на землевладельцев. Доход от земельной собственности в то время считался единственным чистым доходом, служившим источником для уплаты любых налогов. Налоги, взимавшиеся с земельной собственности, он называл прямыми налогами, а все остальные налоги — косвенными. А. Смит первоначально придерживался того же подхода, но затем к прямым налогам стал относить не только налоги, взимавшиеся с земли, но и налоги с прибыли и заработной платы. К косвенным налогам им относились все остальные виды налогов. Несколько отличную концепцию использовал Дж. Ст. Милль, полагавший, что прямыми налогами являются те налоги, бремя которых должны нести непосредственно налогоплательщики, а косвенными — которые должны быть переложены налогоплательщиками на других лиц. Такой подход использовал и А. Вагнер, а также практически все российские авторы трудов по налогам в XIX столетии.

Следует отметить, что еще  в XIX в. многие находили используемый критерий перелагаемости для классификации налогов недостаточно подходящим. С одной стороны, была отмечена возможность переложения на других лиц налогов, относимых к прямым. Так, налоги на земельную собственность фактически всегда включаются собственником земли — арендодателем в арендную плату. Издержки по арендной плате включаются арендатором в цену производимых товаров. Если землевладелец и землепользователь — одно и то же лицо, то издержки по уплате земельного налога включаются в издержки производства сельскохозяйственной продукции и таким образом их бремя перелагается на покупателей (потребителей). Налоги на прибыль при наличии благоприятной конъюнктуры также могут перелагаться на потребителей. С другой стороны, в условиях неблагоприятной конъюнктуры бремя по ряду таких традиционно косвенных налогов, как акцизы, приходится нести производителю или продавцу соответствующих подакцизных товаров.

Налогами, переложение которых  на других лиц крайне затруднено, являются налоги на доходы физических лиц, но только в тех случаях, когда плательщиком налогов является физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность. Налоги на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, — перелагаемые.

В отношении некоторых  налогов весьма сложно определить, являются ли они перелагаемыми или нет. Таможенными пошлинами могут облагаться как предметы, ввозимые физическими лицами для собственного потребления, так и товары, предназначенные для продажи. Ввозя предметы, предназначенные для личного потребления, и уплачивая пошлину, физическое лицо не имеет возможности переложить бремя уплаченной пошлины на другое лицо. Если таможенная пошлина уплачивается при ввозе товара, предназначенного для дальнейшей реализации, то издержки по ее уплате включаются в цену реализации и таким образом перекладываются лицом, ввезшим товар, на покупателя. То же самое можно сказать и о налогах на имущество. Налог может

уплачиваться за дом, используемый для проживания, и за дом, сдаваемый внаем (в аренду). В первом случае не существует никаких возможностей переложения, а во втором — уплаченный налог может быть включен арендодателем в стоимость арендной платы. К перелагаемым косвенным налогам относится НДС. Однако этим налогом может облагаться строительство юридическим лицом объектов для собственных нужд. Если данное юридическое лицо не осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), то оно не имеет возможности переложить на другие лица бремя по данному налогу.

Некоторые современные авторы относят к прямым налогам единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Если физическое лицо — предприниматель является плательщиком этого налога, то он освобожден от уплаты целого ряда других налогов и сборов. Данный налог представляет собой альтернативу подоходного налогообложения, и по доходам, подлежащим обложению единым налогом на вмененный доход, налогоплательщик освобождается от обязанности уплаты ряда других налогов и сборов. Если использовать критерий перелагаемости, то очевидно, что данный налог — перелагаемый. Никакой предприниматель не будет уплачивать этот налог, если бремя по его уплате он не сможет переложить на своих покупателей или клиентов. Для подразделения налогов на прямые и косвенные нередко используются и другие критерии. Наиболее распространена практика, когда в

разряд прямых налогов  включают налоги и сборы, объектом обложения которыми являются доходы и имущество налогоплательщиков, а все остальные налоги относят к разряду косвенных. В этом случае группу косвенных налогов образуют налоги на потребление: акцизы, НДС, налог с продаж, а также другие налоги и сборы, уплачиваемые производителями товаров и услуг с сумм произведенных затрат. Важно отметить, что в некоторых странах может использоваться разделение налогов на прямые и косвенные в зависимости от особенностей определения налоговых обязательств и способов взимания налогов.

(Перов)

 

                        

 

 

    1.  Проблема двойного налогообложения в международной экономике

 

Международные налоговые  отношения представляют собой отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговой юрисдикции) и другим вопросам налогообложения. Международные налоговые отношения могут регулироваться в одно-, двух- и многостороннем порядке. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.

Для международного двойного налогообложения обычно характерны идентичность субъектов налогообложения (налогоплательщиков), идентичность объектов налогообложения (источников доходов и самих доходов), подчиненность этих субъектов или объектов налоговой юрисдикции различных государств, одновременность налогообложения, различия в правилах и методиках исчисления облагаемого дохода в разных странах. Международное налоговое право не содержит общих правил, запрещающих международное двойное налогообложение. Любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством (законодательством о налогах и сборах).

Развитые страны с начала 1980-х гг. предпринимают значительные

усилия по регулированию  международных налоговых отношений  также в целях борьбы против уклонения от налогов, получившего большое распространение. Путем заключения налоговых соглашений или принятия соответствующих односторонних мер, они пытаются усилить налоговый контроль над деятельностью транснациональных компаний и банков, для которых различные налоговые злоупотребления стали обычной практикой. Противоречия между интересами стран-импортеров и стран-экспортеров капитала — важнейшая проблема международных налоговых отношений. Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие налоговые режимы для своих резидентов, осуществляющих деятельность за границей и получающих доходы из-за рубежа, а также для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Различия подходов отдельных стран к тем или иным вопросам налогообложения порождают не только сложности в оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к такому феномену, как двойное налогообложение.

Проблема двойного налогообложения  обостряется с усилением интернационализации хозяйственной жизни. В налоговой практике и теории различаются двойное экономическое налогообложение и двойное юридическое налогообложение.

Под двойным экономическим  налогообложением понимается ситуация,

когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.

Во избежание международного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры (зачет уплаченных за рубежом налогов, отмена обложения доходов из иностранных источников), либо заключаются международные налоговые соглашения, в том числе соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Устранение двойного налогообложения  возможно в одностороннем порядке. Для этого страна постоянного местопребывания налогоплательщика

может разрешить ему при  выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.

Другой путь урегулирования проблемы двойного налогообложения

— заключение международных  соглашений. В этом случае государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения. Широко распространено заблуждение о том, что соглашения об избежании двойного налогообложения предоставляют налоговые льготы или вообще освобождение от налогов. Это совершенно не соответствует действительности. Соглашения об избежании двойного налогообложения привносят в экономику стран целый ряд важнейших гарантий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и, в конечном счете, развития национальной экономики. В частности, речь идет о закреплении принципа недискриминации в налоговой сфере, гарантиях стабильности режима налогообложения как минимум на 10—15 лет (средний срок действия такого рода международно-правовых договоров), соблюдении сторонами соглашений общепринятых международных правил и принципов в области налогообложения.

Налоговые юрисдикции строятся на разных принципах. Теоретически

можно выделить три основных принципа налоговых юрисдикции: по признаку территориальности, резидентства и гражданства. К наиболее распространенным относится юрисдикция, основанная на принципе территориальности, или территориальной привязки. В соответствии с этим принципом страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Доходы, извлекаемые гражданами и предприятиями этой страны за пределами ее территории, не включаются в состав налогооблагаемых доходов. Принцип резидентства заключается в том, что всякий налогоплательщик, признаваемый постоянным жителем страны (резидентом), подлежит налогообложению по всем доходам из всех источников, включая

и зарубежные. Статус резидента  определяется по нормам национального законодательства, различающимся в отношении физических и юридических лиц. Большинство стран в своей налоговой политике использует сочетание этих принципов. Наряду с указанными принципами отдельные страны традиционно используют принцип гражданства, который является во многом сходным с принципом территориальности.

В связи со спецификой налогообложения  физических и юридических

лиц в сфере международных  экономических отношений соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества содержат как общие нормы и правила, так и отдельные специальные статьи и положения, действие которых распространяется только на физические или только на юридические лица. (Перов)

 

 

Глава 3. Налоговая  политика в Республике Беларусь. Сравнение  и тенденции.

 

3.1  Развитие налоговой политики в Республике Беларусь в 2007 – 2009 годах

В течение 2007 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:

Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для  ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости, изменен порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций путем включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль.

С 1 июля 2007 года с принятием  Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 ”Об упрощенной системе налогообложения“ существенно  расширены условия применения упрощенной системы налогообложения.

Так, возможность уплаты одного налога с выручки получили индивидуальные предприниматели, а  также организации, у которых  количество наемных работников не превышает 100 человек, а годовая выручка  – 2 млрд. рублей. При этом установлен упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в населенных пунктах, преобразованных в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек при применении упрощенной системы налогообложения установлены  льготные (пониженные) налоговые ставки: в размере 5 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС;

в размере 3 процентов –  для организаций и индивидуальны предпринимателей, уплачивающих НДС.

Указ № 265 установил, что  в 2007 - 2010 годах организации, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в  малых и средних городских  поселениях уплачивают налог на прибыль  в размере 50 процентов ставки, установленной  законодательством и освобождаются  от уплаты налога с пользователей  автомобильных дорог и сбора  в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

Информация о работе Проблемы налогообложения и распределения налогового бремени в экономике