Проблемы налогообложения и распределения налогового бремени в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются неотъемлемой частью политики любого государства. Они представляют собой объективную реальность, связанную с существованием общества. По сути, налоги - это инструмент государственного регулирования. Необходимость их вытекает из функций и задач государства, т.е. политических, экономических, социальных, оборонных, внешнеэкономических и т. д. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Также для покрытия расходов оно использует государственные займы, но это не удобно, так как необходимо возвращать и уплачивать проценты. Это требует дополнительных расходов от государства.

Содержание работы

Введение.

Теоретические основы налогов и налогообложения
Понятие налогов. Роль налогов в формировании финансов государства
Функции налогов
Принципы налогообложения
Историческое развитие налогообложения
Проблемы налогообложения
Разделение налогов на прямые и косвенные
Проблема двойного налогообложения в международных налоговых отношениях
Налоговая политика в Республике Беларусь. Сравнение и тенденции.
Развитие налоговой политики в Республике Беларусь в 2007 – 2008 годах
Реформа подоходного налога в 2009 году
Международная оценка налоговой системы Республики Беларусь. Рейтинг Doing Business 2008.

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

main.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

В результате этих мероприятий  снижение налоговой нагрузки в 2008 году было запланировано на 0,9 процента к ВВП и в распоряжение субъектов хозяйствования дополнительно предполагалось предоставить около 1 трлн. рублей.

В течение истекших 10 месяцев 2008 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:

С 1 января 2008 года были отменены налог с пользователей автомобильных  дорог, 3 местных сбора (за осуществление  торговли на территории соответствующих  административно-территориальных единиц; за осуществление строительства  объектов на территории соответствующих  административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках), отчисления в государственный целевой бюджетный  фонд развития строительной науки Минстройархитектуры, включены в состав государственной  пошлины лицензионные и регистрационные  сборы.

Для стимулирования экономического развития регионов Республики Беларусь и привлечения иностранных инвестиций принят Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». Декрет предусматривает для коммерческих организаций как с иностранными инвестициями, так и без таких инвестиций, созданных с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения в малых населенных пунктах при осуществлении деятельности в этих населенных пунктах освобождение в течение пяти лет со дня их создания от исчисления и уплаты налога на прибыль, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от других налогов и сборов, за исключением уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, НДС, земельного налога и иных налоговых платежей, уплачиваемых в разовых случаях.

20 марта 2008 г. принят  Декрет Президента Республики  Беларусь № 5 «О внесении изменений  и дополнений в Декрет Президента  Республики Беларусь от 23 декабря  1999 г. № 43». Декрет предусматривает  снижение ставки налога на  доходы от операций с ценными  бумагами с 40 до 24 процентов и  предоставление права юридическим  лицам уменьшать налогооблагаемую  базу на суммы доходов, полученных  от операций с корпоративными  облигациями, выпущенными в период  с 1 января 2008 г. по 1 января 2013 г., а  также освобождение от налогообложения  доходов физических лиц, полученных  от реализации и погашения  таких облигаций.

Решения рабочей группы реализованы  в проектах Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» и Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения». Указанные  законопроекты в настоящее время  приняты Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

В частности, предполагается снизить ставки сбора в республиканский  фонд поддержки производителей сельхозпродукции c 2 до 1 процента; установить одинаковые ставки местных налогов с продаж товаров в розничной торговле и на услуги в размере 5 процентов; отменить налог на доходы от операций с ценными бумагами (они включаются в общую систему по налогу на прибыль); перейти к единой ставке подоходного налога для физических лиц в размере 12 процентов (для индивидуальных предпринимателей — 15 процентов) (об этом подробнее в разделе 3.2) ; уменьшить с 5 до 3 процентов размер ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств и др. (СОВМИН)

В целом стоит признать, что налоговая система Беларуси медленно, но верно меняется в сторону упрощения. Примерно такими же темпами снижается налоговая нагрузка, но всё еще расчет и выплата налогов отнимают у предприятия слишком много времени и является слишком запутанной и неоднозначной. Государству пора перестать эксплуатировать негласный признак целевого расчета и использования различных налогов и сборов, это затрудняет и усложняет определение налоговой базы и делает порядок расчета  очень трудоёмким процессом. Вместо этого предлагаю отталкиваться от принципа минимального количества платежей в бюджет и определения однозначной и простой к расчету налоговой базы, как это делается в экономически высокоразвитых странах. Обязанность по распределению налоговых поступлений в расходной части бюджета должна быть полностью переложена на плечи соответствующих министерств и ведомств, что в свою очередь сделает управление государственными расходами более гибким.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        3.2  Реформа подоходного налога в 2009 году

 

В нашей стране с будущего 2009 года планируется ввести единую ставку подоходного налога в размере 12%, то есть перейти на так называемую плоскую шкалу. Чем же вызвана необходимость столь кардинальной меры? В Минэкономики и МНС тщательно проанализировали ситуацию. 
 В свое время введение прогрессивной шкалы мотивировалось принципом справедливости подоходного налогообложения: высокие доходы следует облагать налогом по более высоким ставкам, а малооплачиваемые слои населения должны платить в казну по относительно низким ставкам. 
 Однако результаты анализа, проведенного Минэкономики и МНС, показали, что поставленные цели так и не были достигнуты. 
 Так, с 2000 по 2007 гг. поступления от подоходного налога в общих доходах бюджета снизились с 11-12% до 9%. Это значительно ниже не только по сравнению с развитыми странами, где доля подоходного налога с населения в доходах казны достигает 30-40%, но и в сравнении со странами с переходной экономикой. Например, в Литве уже в 2002 г. — 23,6%, в Эстонии — 21,1%, Венгрии — 16,6%, Украине — 13,8%. В России сразу после реформы ставок подоходного налога в 2001 г. этот показатель увеличился с 8-9% до 10-11%.

 

 
  

У нас же среднегодовые темпы прироста поступлений от подоходного налога из года в год снижаются, несмотря на рост зарплаты и денежных доходов населения. Основную причину этого МНС и Минэкономики видят в характерном для всех стран с переходной экономикой первоначально невысоком уровне оплаты труда и других доходов населения. Однако с их ростом относительный уровень поступлений от подоходного налога не увеличивается. Значит, на то есть и другие причины. Одна из них — действующая шкала ставок налога. 
 Предельный уровень годового дохода, для которого установлена минимальная ставка налога в размере 9%, в 2007 г. составлял 7520 тыс. Br, или 627 тыс. Br в месяц, что соответствует 89,4% от официального уровня среднемесячной зарплаты за 2007 г. (701 тыс. Br ) по стране. В начале 2008 г. данный показатель почти соответствовал среднемесячной зарплате за 2007 г. Это означает, что при такой дифференциации доходы большей части населения облагаются по минимальной ставке, а высокие предельные ставки на практике не работают. 
 Получается, что основную часть поступлений подоходного налога обеспечивают сейчас группы населения, доходы которых облагаются по ставкам 9 и 15% (средняя 12,6%), а лица с уровнем зарплаты в 3-4 раза выше среднего дают всего 9,1% поступлений. 
 В результате при нынешней средней предельной ставке в размере 16,5% фактический средний процент изъятий в 2000-2007 гг. колебался в пределах 9-10% по отношению к фонду оплаты труда и 5-7% по отношению к облагаемым денежным доходам населения. 
 Вместе с тем в министерствах отмечают, что стимулы к сокрытию доходов создают не только высокие ставки подоходного налога (25-30% для среднемесячных доходов в 1000 и более EUR), но и общая очень высокая налоговая нагрузка на фонд зарплаты. С учетом действующей ставки отчислений в Фонд соцзащиты на уровне 36% совокупная ставка налогообложения доходов, облагаемых по максимальным ставкам подоходного налога, достигает 60-65%. 
   По данным статистики, официально не учтенные доходы от предпринимательской и иной деятельности в последние годы стабильно составляют 10-12% ВВП и не менее 21-26% денежных доходов, полученных в форме зарплаты, пенсий, пособий, стипендий, доходов от собственности и т. д. По оценкам зарубежных экспертов, удельный вес теневой экономики в Беларуси хотя и существенно ниже, чем в России (34%), Украине (44%) и некоторых других странах все-таки составляет не менее 25%. 
 Следует также учитывать, что высокие ставки на текущие доходы населения ограничивают внутренний потребительский спрос и сбережения населения, которые в последние годы не превышают 4-5% ВВП. 
 Таким образом, назрела необходимость реформирования подоходного налога на основе пересмотра его ставок. 
 Сейчас необлагаемый минимум дохода установлен в размере 1 базовой величины в месяц (сегодня — 35 тыс. Br). В состав стандартных вычетов входит также вычет на детей в размере 2 БВ за каждого ребенка до 18 лет (70 тыс. Br в месяц). В совокупности это 105 тыс. Br в месяц для всех плательщиков независимо от уровня их благосостояния. Это, как считают в МНС и Минэкономики, не в пользу действительно малообеспеченных граждан. 
 Плоская ставка подоходного налога наиболее проста для применения. Фактически нет необходимости в ежегодной подаче налоговых деклараций и контроле за достоверностью указанных в них сведений. Отпадает и проблема неизбежного при прогрессивной шкале ставок постоянного нарастания сумм уплачиваемого налога с начала и до конца года. Единая ставка обеспечивает также и меньшее влияние налога на выбор экономических решений. 
 Результаты анализа, проведенного в Минэкономики и МНС, показали, что только введение плоской шкалы ставок на уровне 12% с одновременным увеличением вдвое стандартных налоговых вычетов является оптимальным. За счет двукратного увеличения стандартных налоговых вычетов часть плательщиков, доходы которых не превышают 250 тыс. Br в месяц, фактически освобождается от налогообложения. Соответственно существенно снижается средняя фактическая ставка изъятий (для низкооплачиваемых — с 7 до 5,3%, для плательщиков, чьи доходы не превышают 1000 тыс. Br в месяц, — с 9,8 до 8,3%, при плоской ставке в размере 12%). С прекращением налоговых вычетов для доходов свыше 1000 тыс. Br за счет расширения налоговой базы по доходам, облагаемым единой ставкой, значительно увеличиваются суммы налогов с высоких доходов. В результате основную часть налоговых поступлений (около 90%) обеспечат средне - и высокодоходные группы населения. Общие налоговые поступления при ставке 12% возрастут на 3%. Кроме того, появляются реальные стимулы для легализации высоких доходов и существенно упрощаются процедуры расчета и сбора налога. За счет легализации доходов можно ожидать дополнительного прироста поступлений подоходного налога не менее чем на 10-15%. 
 В России на следующий год после введения плоской шкалы ставок подоходного налога в основном в результате легализации доходов поступления возросли на 46% в номинальном и на 26% в реальном выражении. Такие же последствия имели аналогичные реформы ставок подоходного налога в Литве, Эстонии, Украине и других странах с переходной экономикой. 
 Поэтому в МНС и Минэкономики считают наиболее приемлемым является введение в РБ плоской шкалы подоходного налога со ставкой 12%. Помимо названных выше преимуществ, должно сыграть роль и то, что такая ставка несколько ниже, чем в России и ряде других стран, и это будет способствовать прекращению оттока рабочей силы и вывоза капитала.

 

    1. Международная оценка налоговой системы Республики Беларусь. Рейтинг Doing Business 2009.

 

Большим доверием и вниманием у мирового бизнес-сообщества пользуется ежегодный рейтинг государств «Doing Business», характеризующий бизнес-среду (и налоговую систему государств в т.ч.).

Составляется данный рейтинг  Международной Финансовой Корпорацией  (МФК), входящей в группу компаний всемирного банка. В отчете "Doing Business 2009" проводится оценка 181 экономик мира в плане общей простоты ведения бизнеса по 10 показателям государственного регулирования предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость выполнения правительственных требований для открытия и ведения бизнеса, трансграничной торговли, уплаты налогов, а также закрытия бизнеса. В рейтингах не отражаются такие области, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, валютная устойчивость, отношение инвесторов или уровень преступности.

Приведу разбитую на индикаторы расшифровку показателя «Налогообложение»  по Республике Беларусь в сравнение  со странами Европейско-Среднеазиатского региона и странами организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

 

Индикатор

Беларусь

Регион

ОЭСР

Выплаты (количество)

112

47,2

13,4

Время (часы)

1 188

366,8

210,5

Налог на прибыть (% прибыли)

22

11,8

17,5

Налог и выплаты на зарплату (% прибыли)

39,6

26,1

24,4

Другие налоги (% прибыли)

55,8

10,2

3,4

Общая налоговая ставка (% прибыли)

117,5

48,1

45,3


 

 

Беларусь присоединилась к МФК в 1992 году, и ежегодно занимает определенную строку сводного рейтинга, в общем зачете за последний год мы поднялись на 30 строк и теперь занимаем 85 позицию из 181. Но как изменился рейтинг системы налогообложения? А никак. Мы по-прежнему на последней позиции, хотя по другим параметрам наблюдается прогресс, или как минимум отсутствие движения назад. Чем это вызвано? Как производится оценка?

Начальник главного управления налоговой политики министерства финансов Беларуси Александр Козляков не согласен с оценкой Беларуси по индикатору "Уплата налогов" в исследовании Всемирного банка и МФК в "Doing Business 2009".

"Есть субъективные  и объективные недоработки в  методологии, по которой Всемирный  банк проводил оценку уровня  налоговой системы в Беларуси", - заявил А.Козляков на презентации  "Doing Business 2009" в Минске.

По его словам, объективными недоработками методологии, прежде всего, является то, что доклад, который  позиционируется как условие  ведения бизнеса в 2009 году, использует отчетные данные по состоянию на 1 июля 2008 года. "При оценке системы налогов  и налоговой нагрузки не учитывались  изменения, которые уже произошли  в 2008 году и которые будут у  нас реализованы с 2009 года", - подчеркнул представитель Минфина. В частности, он напомнил, что с 2009 года до 1% с  выручки снижается ставка сбора  в фонд поддержки сельхозпроизводителей, из-под налогообложения выводится  активная часть основных фондов, реализуется  радикальная реформа подоходного  налога, который будет уплачиваться по фиксированной плоской шкале 12%. "Все эти факты, в том числе  введенные с 1 апреля 2008 года, упрощения  уплаты земельного налога и налога на недвижимость, не нашли отражения  в исследовании, что повлияло на оценку ситуации с налогами, по которой  Беларусь заняла, как и в прошлом  году, последнее , 181- е место в  мире", - сказал А.Козляков.

Директор исследования Всемирного банка по индикаторам и анализу Пенелопа Брук признала, что в 2008 году в Беларуси были отменены 2 налога и упрощено налогообложение малого и среднего бизнеса. Но поскольку данные исследования "Doing Business 2009" охватывают реформы за прошедший финансовый год (с 1 июля 2007 года по 1 июля 2008 года), то оценка проведенных в Беларуси реформ появится в следующем исследовании, то есть в "Doing Business 2010". "Они (оценки реформ - ИФ) появятся, но следует быть терпеливыми", - сказала П.Брук.

Между тем, А.Тур отметил, что правительство Беларуси "очень  благодарно Всемирному банку за это  исследование, речь идет о том, что  Всемирный банк указывает на отдельные  болевые точки и показывает где  результаты есть, и по каким позициям ситуацию трогать не надо". "Это  оценка процедура ведения бизнеса, а не оценка всей экономики", - подчеркнул замминистра суть исследования. "При  всей обиде за державу мы должны взвешенно относиться к тому, что  происходит", - сказал А.Тур, выразив  при этом солидарность с позицией Минфина и МНС Беларуси относительно неприятия оценки системы уплаты налогов данной в исследовании.

Информация о работе Проблемы налогообложения и распределения налогового бремени в экономике