Проблемы обеспечения экономического роста в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Экономическая система находится в статическом состоянии, если ее параметры меняются в течение некоторого времени, но сохраняется тенденция возвращения в исходное состояние. Классическим примером такой модели является простое воспроизводство. Развитие же экономической системы предполагает ее переход в качественно новое состояние. Динамика рыночной экономики изучается в рамках теорий роста и цикла. Теория роста исследует факторы и условия устойчивого развития как долговременной тенденции, т. е. можно говорить о векторной направленности движения системы. Теория цикла призвана объяснить причины колебаний конъюнктуры во времени, т. е. акцент смещается в сторону анализа волнообразного характера развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Понятие и виды экономического роста 5
1.2 Цель экономического роста 7
1.3 Инвестиции и технический прогресс в обеспечении экономического роста 8
1.4 Политика экономического роста 11
1.5 Издержки экономического роста 12
1.6 Концепция устойчивого экономического роста 14
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
3 НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОПТИМИЗАЦИИ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Файлы: 1 файл

1. Проблемы обеспечения экономического роста в национальной экономике.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Составная часть белорусской национальной модели экономического роста — промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются:

  • рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов;
  • развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями;    
  • расширение производства конкурентоспособной продукции;
  • энерго- и ресурсосбережение; 
  • обеспечение занятости населения.

Реализация промышленной политики Республики Беларусь предполагает совершенствование государственного регулирования экономики путем осуществления налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, поддержки развития мелкого и среднего бизнеса, содействия продвижению отечественных товаров на внешних рынках (реклама, организация тематических и постоянных выставок, развитие инфраструктуры).

Для национальной переходной экономики важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций.

Основные направления интенсификации экономического развития во многом перекликаются с основными направлениями социально-экономического развития и с национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь.

В настоящее время принята и реализуется Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Республики Беларусь». Согласно данной программе основные направления совершенствования предусматривают [12]:

- формирование национальной инновационной системы;

- создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику;

- развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы;

- расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Главная цель реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

В рамках реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В стране в результате реализации Программы социально-экономического развития изменится технологическая и отраслевая структура экономики — она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств, что несомненно будет способствовать ускоренному и эффективному экономическому росту.

Интенсификация научной деятельности должна сыграть важную роль и открыть новые возможности для экономического роста и социального развития Беларуси. Поэтому отечественная наука всесторонне поддерживается государством. В Беларуси эффективность научной деятельности все более повышается, исследования все более ориентируются на конкретные запросы промышленности и других отраслей экономики. Внедрение биотехнологий, разработку наноматериалов и элементов солнечной энергетики, развитие информационных и аэрокосмических технологий является важнейшими направлениями научной деятельности в Беларуси.

Инвестиционная политика в ближайшей перспективе будет нацелена на модернизацию более трети существующих и создание около одного миллиона новых рабочих мест.

Все это повысит долю производств с высокой добавленной стоимостью, увеличит производительность труда.

В предстоящей пятилетке в соответствии с Программой социально-экономического развития предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62 — 68 процентов, индекса промышленного производства — на 54 — 60 процентов, продукции сельского хозяйства — на 39 — 45 процентов, производства услуг — в 1,96 — 2 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9 — 1,97 раза [12].

Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 — 27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого — с 26,2 тыс. до 49 — 51 тыс. долларов США [12].

Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной.

Национальная социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития «собственного дела». Сегодня в целях обеспечения экономического роста важно создать условия для развития и увеличения поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит [8]:

  • аккумулировать собственные и заемные средства населения для создания частных предпринимательских структур;
  • продемонстрировать другим странам и международным структурам приверженность Беларуси рыночным принципам и свободам;
  • создать новые рабочие места;
  • сформировать предпосылки для образования среднего класса, являющегося основой социальной стабильности в обществе;
  • повысить устойчивость, гибкость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны.

Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций.

Приоритетным направлением экономической политики Беларуси является снижение налоговой нагрузки, поскольку призвано повысить конкурентоспособность белорусских товаров на внешнем и внутреннем рынках, приблизить уровень налоговых изъятий к показателям наших ближайших соседей.

В рамках выполнения Программы социально-экономического развития будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля и сохранность частных вкладов.

Таким образом, различные программы развития экономики Республики Беларусь и их реализация позволят обеспечить постепенный переход к интенсивному типу развития и приблизить уровень экономики к сопоставимому со многими европейскими странами. Благодаря реализации Программы социально-экономического развития экономика сохранит свою социальную ориентацию и обеспечит значительный экономический рост. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономический рост – это стабильное и длительное наращивание потенциала национальной экономики. Главными его целями являются удовлетворение всевозрастающих потребностей людей, повышение качества продукции и, соответственно, уровня жизни. Существует множество факторов экономического роста, которые можно классифицировать по-разному. Бывают внутренние и внешние, объективные и субъективные, прямые и косвенные факторы.

В работе рассмотрены основные показатели экономического роста, его факторы (предложения, спроса и распределения) и типы. В работе очерчены основные негативные последствия экономического роста для страны. Безусловно, государство должно бороться с негативными явлениями и предотвращать их по мере возможности, ведь отказываться от экономического роста из-за некоторых негативных последствий никак нельзя.

Исходя из рассмотренных статистических данных функционирования экономики Республики Беларусь, можно сделать вывод о значительных темпах экономического роста в Республике Беларусь. Так, за 2012 год ВВП страны характеризуется ростом на 1,5% к уровню 2011 г., при годовом прогнозе 105,0-105,5%.

Важнейшим индикатором экономического развития страны и одним из факторов экономического роста в 2012 г. выступает производительность труда, которая за 2012 г увеличилась на 3,4%, превысив рост ВВП.

В промышленности в 2012 г. отмечается опережающий рост производительности труда по сравнению с результатами в целом по экономике. За 11 месяцев 2012 г. темп роста данного показателя составил 107,6%. В то же время несбалансированный рост реальной заработной платы относительно уровня производительности труда привел в январе-ноябре 2012 г. к превышению темпов роста реальной заработной платы над темпом роста производительности труда на 13,9 п.п. в промышленности.

В 2012 г. обеспечено существенное снижение уровня инфляции.  Индекс потребительских цен (ИПЦ) по сравнению с декабрем предшествующего года уменьшился с 208,7% в декабре 2011 г. до 121,8% в декабре 2012 г. и находится в рамках прогноза (122%).

Основными направлениями интенсификации экономического развития экономики Республики Беларусь согласно Программе социально-экономического развития на 2010-2015 гг. являются: формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Согласно Национальной стратегии устойчивого развития экономики Республики Беларусь до 2020 г. экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, касающиеся экономического роста в Беларуси:

  • Республика Беларусь прошла достаточно длительный и сложный путь трансформации экономики. В стране в течение 10 лет наблюдается экономический рост высокими темпами по меркам любого общества. Имели место, с одной стороны, преемственность экономической политики на различных стадиях развития, с другой – поиск и внедрение новых элементов этой политики, адекватных изменяющейся ситуации и времени. Белорусской трансформации присущ эволюционный характер преобразований, основанный на ментальности народа и социальной ответственности правительства;
  • Методом проб и ошибок, на основе осмысления исторического и новейшего опыта, включая и собственный, в республике формируется своя перспективная модель национальной экономики, которую в самом общем виде можно определить как социально ориентированную рыночную экономику;
  • Опыт экономического развития нашей страны последнего десятилетия говорит о необходимости своевременной смены тактических механизмов реализации экономических реформ исходя из конкретных внутренних и внешних обстоятельств. Эти механизмы должны быть гибкими и адекватными как общей концепции экономического развития, так и реальным вызовам времени.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Беларусь в цифрах / Пресс-релизы официального сайта Белорусского статистического комитета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/main.php. - Дата доступа: 01.04.2013.
  2. Ермишин, П. Г. Основы экономической теории [Электронный ресурс]. - Курс лекций, 2004 г.
  3. Лемешевский И. М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с., с. 528-562.
  4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – Москва: ИНФРА-М, 2005. – 972 с.
  5. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.
  6. Макроэкономика: Учеб. пособие / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. – Москва: Новое знание, 2002. – 462 с., с. 130-142.
  7. Макроэкономика: Учебн. пособие / П. Г. Никитенко, Э. А. Лутохина, В. В. Козловский и др.; Под общ. ред. Э. А. Лутохиной. – Минск: ОДО «Равноденствие», 2004, – 296 с., с. 88-96.
  8. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г. / Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/nacionalnaya-strategiya. - Дата доступа: 01.04.2013.
  9. Национальная экономика Беларуси / авт. В. Н. Шилов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович [и др.] / ред. д-р экон. наук проф. В. Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2006. - 2-е изд., перераб. и доп.
  10. Новикова И. В. Экономический рост в Беларуси в контексте мировой инвестиционной динамики // Директор. – 2004. – № 4, с. 20-22.
  11. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь / Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/ analiz_vypolnenia_parametrov/vypolnenie-vazhnejshix-parametrov-prognoza-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-respubliki-belarus-v-janvare-dekabre-2012-g_i_0000002165.html. - Дата доступа 01.04.2013.
  12. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010-2015 гг. / Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/ programma_soc_econom_razvitia. - Дата доступа: 01.04.2013.
  13. Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь. Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста. Основной доклад. Минск, 2005.
  14. Чепиков, М.Ю. Макроэкономика [Электронный ресурс]. Минск: БГУ, 2002. - 242 с.
  15. Шимов, В. Н. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту. // Белорусский экономический журнал. – 2006. - № 2 – с. 18-27.
  16. Экономика переходного периода [Книга] / ред. В.В. Радаев А.В. Буралин. - Москва : МГУ, 1995. - 410 с.
  17. Экономическая теория. Общие основы [Книга] / ред. Плотницкий М.И.. - Минск : Современная школа, 2006. – 392 с.
  18. Экономическая теория: учеб. Пособие / Л.Н. Давыденко  [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2007. – 352 с.
  19. Экономическая теория: учеб.пособие / Н.И. Базылев, М.Н., Базылева. – Минск, 2008. – 652 с.
  20. Яллай, В.А. Макроэкономика [Электронный ресурс]. - Псков,  ПГПИ, 2003. - 104 с.

Информация о работе Проблемы обеспечения экономического роста в национальной экономике