Проблемы оплаты труда в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Вышеизложенным материалом объясняется особая актуальность темы выбранной мною курсовой работы в современной экономической ситуации.
Ведь её цель заключается в исследовании такой составляющей экономической теории, как заработная плата.
Достижение этой цели способствуют решение целого ряда непростых задач, таких как:
Исследование экономической сущности заработной платы.
Изучение форм и систем заработной платы.
Рассмотрение уровня и динамики среднемесячной заработной платы в России.
Исследование значений совершенствования заработной платы для развития рыночных отношений.

Содержание работы

Введение 3
Экономическая сущность заработной платы 5
Формы и системы заработной платы 11
Проблемы оплаты труда в российской экономике 16
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

1Курсовая.docx

— 78.84 Кб (Скачать файл)



 

В целом за I полугодие  текущего года, по оценке Росстата, номинальная  начисленная заработная плата составила 16202 рубля (рост относительно соответствующего периода прошлого года составил 128,7 процента). Реальная начисленная заработная плата за этот период составила 113 процентов.

В мае 2008 г. наиболее высокие  темпы роста заработной платы  по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года отмечались по следующим видам экономической  деятельности: рыболовство и рыбоводство (158,1%), сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство (137,9%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (134,3%), образование (134,2 %).

Наиболее низкие темпы  роста заработной платы отмечаются по таким видам экономической  деятельности как транспортирование  по трубопроводам (110,2%), добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (118,6%), деятельность железнодорожного транспорта (119,3 %).

Продолжает оставаться высокой  дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики.

Среди отраслей реального  сектора экономики наиболее высокий  уровень заработной платы в январе-мае 2009 г. отмечался в финансовой деятельности – 40194 рубля (превышение общероссийского уровня в 2,5 раза), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 35629 рублей (в 2,2 раза), транспортирование по трубопроводам – 33282 рубля (в 2,1 раза), производстве кокса и нефтепродуктов – 33269 рублей (в 2,1 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 7099 рублей (45% от общероссийского уровня), текстильном и швейном производстве – 7632 рубля (48%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 8772 рубля (55 процентов).

В январе-мае 2009 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 80%, работников образования – 70% (в январе-мае 2008 г. – соответственно 78% и 68 процентов).

призванВ сентябре-декабре, объявляемая Росстатом статистика улучшится, что позволит представителям власти говорить если не о росте экономики, то о существенном улучшении ситуации. Однако этот статистический эффект будет связан исключительно с эффектом низкой базы, так как экономика в последние месяцы прошлого года уже вовсю втягивалась в кризис.

Что касается сентября, то, по словам Михаила Делягина, в этом месяце ничего плохого не произойдет. Однако падение доходов населения  продолжится, так как бизнес вовсю  начал экономить на зарплатах (это  было менее заметно летом 2009 года).

Однако предложить что-то новое в действующих системах оплаты труда просто невозможно. Ведь до сих пор в России всё зависит  от государства, от законодательных  актов. Процветать зарплата в конвертах  будет, а также теневые каналы найма рабочей силы. Потому что часть денежных средств от данной нелегальной деятельности, противоречащих законодательству, идёт на «подкормку» всё тех же чиновников, которые издают данные законы – в основном это высокие ставки по налогам (социальное страхование, пенсионный фонд, подоходный налог (13%). Пока нет государственного подхода и контроля за установлением объективных должностных окладов в негосударственных предприятиях промышленного производства, торговле и т.д., т.п., разрыв в оплате труда руководствующих работников данных предприятий будет всегда большой. Раньше в Советский период ИТР (инженерно технические работники) получали меньше, чем производители материальных благ, то есть рабочие, а сейчас «балом» правят должностные лица негосударственных коммерческих предприятий.

Что касается неустанных денег  в конвертах, чтобы не платить  государству завышенные проценты по налогам, то, например, два коммерсанта  договариваются, что один у другого  покупает товар по завышенной цене и оплачивает его, а разницу от настоящей действующей на рынке  цены нам присваиваются и делятся  поровну. Так создаётся чёрный нал, часть из которого идёт в карман коммерсантам, а часть идёт в виде нелегальной оплаты – заработная плата рабочим и с этой суммы  предприятие не платит налоги (социальное страхование, пенсионный фонд), а с  нелегальной заработной платы рабочего не удерживаются подоходный налог (13%). Обе стороны довольны. При проверке налоговыми службами часть этих денежных средств идёт на их подкуп в виде взяток – одного из видов коррупции.

Аналогичные левые денежные средства изымаются также за счёт оформления на работу так называемых «мёртвых душ», которым начисляется  заработная плата как и другим работникам. Эти денежные средства изымаются путём проставления фиктивных подписей в платёжных ведомостях и используются в дальнейшем для обогащения владельцем частных предприятий.

В основном в строительстве  привлекаются без оформления трудовых договоров рабочие из стран ближнего зарубежья, у которых как правило нет регистрации. Им платят также с «левого» нала мизерные суммы.

Представленные данные по уровню среднемесячной заработной платы  свидетельствует о неокончательной  разрешённости этого вопроса в современной России и о необходимости реформирования области оплаты труда в целом и совершенствования форм оплаты труда в частности.

Растущая конкуренция  ставит руководителей предприятий перед необходимостью разработки новых механизмов управления, в частности, новых систем оплаты труда. Очевидно, что сохранившиеся на многих промышленных предприятиях еще с советских времен принципы и правила ее регулирования не отвечают требованиям быстро меняющегося рынка.

К пониманию такой необходимости приходят, прежде всего, собственники и руководители высшего звена, между тем, предстоящие изменения затрагивают интересы каждого работника организации. Опыт показывает, что консерватизм персонала в отношении любых организационных преобразований осложняет проведение тех или иных внутрикорпоративных реформ, особенно, когда они касаются материальных интересов, людей, как в случае с заработной платой. Поэтому грамотный подход к реформированию системы оплаты труда требует правильной постановки задач по разработке новой системы: с одной стороны, она должна удовлетворять потребности руководства в повышении эффективности деятельности предприятия, с другой – быть справедливой и понятной для рядовых работников.

Переход на новую систему  оплаты труда требует деликатности, налаживания постоянного диалога с персоналом. Весь процесс реорганизации – от постановки конкретных задач и параметров системы оплаты труда до выстраивания коммуникаций с персоналом – можно разбить на три крупныхпоследовательных этапа[5; 323]:

1) диагностика существующей  системы;

2) разработке новой концепции;

3) внедрение новой системы  оплаты труда на предприятии.

Ситуации, которые подталкивают руководителей к решению задач в области оплаты труда, являются, по сути, типичными для многих российских предприятий. После смены команды собственников и управленцев вполне закономерно начинается пора организационных реформ. У новой команды появляется желание выстроить более эффективные механизмы управления всеми функциональными областями, включая оплату труда.

Почему реформирование системы  оплаты труда оказывается в числе  первоочередных задач? Известно, что в промышленности затраты на оплату труда достигают 40% общих издержек предприятия, следовательно, оптимизация этой статьи может дать ощутимый экономический эффект.

К тому же система оплаты труда, достающаяся новым менеджерам "по наследству", во-первых, не всегда обеспечивает заинтересованности персонала  ни в повышении личных результатов  работы, ни в достижении общих целей предприятия; во-вторых, чаще всего является до такой степени «непрозрачной», что ни менеджмент, ни сами работники не понимают, как заработная плата формируется. Становится ясно, что систему оплаты труда на предприятии необходимо менять и новыми менеджерами проводится политика её изменения.

Так же, очевидно, что и  государство, в свою очередь, обязано  уделять вопросу оплаты труда  пристальное внимание. Для более детального исследования этого вопроса необходимо уделить немного внимания его истории. Так, введение в начальный период реформирования экономики (1992 г.) оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки (ETC) было объективно необходимо и предусматривало реализацию принципов оплаты, отвечающих требованиям справедливости в экономических и социальных условиях, сложившихся в дореформенный период: централизованное экономическое и административное управление бюджетной сферой экономики, рассмотрение консолидированного бюджета как некой модификации федерального бюджета, распределяемого исключительно Правительством РФ и т.п. Единая тарифная сетка создавалапредпосылки для формирования рынка труда и цены рабочей силы в бюджетном секторе экономики, обеспечивая равные стартовые условия в переходный период для учреждений бюджетной сферы. Механизм ETC давал возможность государству в условиях начального периода реформирования экономики с переходом на рыночные основы в течение ряда лет поддерживать уровень заработной платы с учетом инфляционных процессов.

Введение ETC упорядочило в определенной мере тарифные условия оплаты труда работников социально-культурной сферы экономики, устранив неоправданный разнобой, который имел место до этого. Через систему тарификации работ и оценки квалификации работников должен был реализоваться принцип равной оплаты за равносложный труд.

В то же время введенная в первые годы реформирования экономики ETC с самого начала не смогла решить целого ряда возлагаемых на нее задач.

Основным недостатком  Единой тарифной сетки чаще всего  считают низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда, так как большинство  ставок по разрядам ETC оказалось ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ. Сложилось мнение, что для повышения эффективности оплаты труда по ETC необходимо существенно увеличить тарифную ставку 1-го разряда, установив ее равной величине прожиточного минимума трудоспособного населения по РФ[8; 34].

По данным единовременного  обследования Госкомстата России за октябрь 2002 г. в учреждениях отраслей социальной сферы, находящихся в собственности субъектов РФ, доля оплаты по тарифным ставкам составила 40,8%, в т.ч. в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - 33,9%, в образовании -49,0%, культурен искусстве-45,7%[6; 56].

В настоящее время признается объективно необходимым осуществить повышение удельного веса тарифной части в структуре заработной платы работников не менее, чем до 70-80%. Об этом, в частности, свидетельствует практика оплаты труда работников социально-культурной сферы в экономически развитых странах за рубежом, где доля оплаты по тарифу составляет не менее 90%.

В организации оплаты труда  бюджетников сохраняется большое  число надбавок, доплат и повышений  тарифных ставок (окладов), которые  условно объединяются под наименованием «надтарифные выплаты». Их удельный вес в структуре заработной платы составляет не менее 40%, а доля оплаты по тарифным ставкам (окладам) во многих случаях - 35-45 %. И это весьма трудно оправдать.

Таким образом, очевидно, что  назрела необходимость перехода на новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

Разговоры о замене оплаты труда работников бюджетной сферы, осуществляемой на основе ETC, на новые системы оплаты велись активно с 2002 г., но реальные продвижения в этом отношенииимеют место лишь начиная с конца 2006 г. и в 2007 г.

Первым серьезным толчком  к ускорению реформирования системы оплаты труда бюджетников стало постановление Правительства РФ от 22.09.07 №605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Этим постановлением утверждалось положение обустановлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей и предусматривалось введение новых систем оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей в период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. В этот же период, очевидно, целесообразно заменить оплату труда на основе ETC новыми системами оплаты труда для работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения.

Новым толчком к ускорению  реформирования системы оплаты труда бюджетников стало принятие Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношенийЕдиных рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год (далее Рекомендации). Данный документ разработан в соответствии со ст. 135 ТК РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы всех уровней и введения новых систем оплаты труда в 2008 г.

Предусмотрено, что Рекомендации должны учитываться Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования организаций здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы, а также при разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников таких учреждений.

Информация о работе Проблемы оплаты труда в российской экономике