Проблемы оплаты труда в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Вышеизложенным материалом объясняется особая актуальность темы выбранной мною курсовой работы в современной экономической ситуации.
Ведь её цель заключается в исследовании такой составляющей экономической теории, как заработная плата.
Достижение этой цели способствуют решение целого ряда непростых задач, таких как:
Исследование экономической сущности заработной платы.
Изучение форм и систем заработной платы.
Рассмотрение уровня и динамики среднемесячной заработной платы в России.
Исследование значений совершенствования заработной платы для развития рыночных отношений.

Содержание работы

Введение 3
Экономическая сущность заработной платы 5
Формы и системы заработной платы 11
Проблемы оплаты труда в российской экономике 16
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

1Курсовая.docx

— 78.84 Кб (Скачать файл)

Кроме того, признано необходимым  учитывать Рекомендации при подготовке соглашений и рекомендаций трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, по организации оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в 2008 г[8; 42].

При введении новых систем оплаты труда предлагается принципиально поменять подход к установлению величины заработка. Главное, что новые системы обещают максимальную самостоятельность руководителей бюджетных учреждений всех уровней, а также обеспечение более тесной связи уровней оплаты с особенностями трудовых процессов в отдельных отраслях и результатами труда работников (результатами деятельности учреждений и организаций). Руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников.

В Рекомендациях признано необходимым формировать системы оплаты труда работников бюджетных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровне на основе единых принципов:

-Верховенства Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории РФ. Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

-Самостоятельного установления систем оплаты труда органами государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;

-Обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения максимальным размером;

-Обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений бюджетной сферы.

Трехсторонняя комиссия в своих рекомендациях подчеркнула, что обязательными для применения на территории РФ (в т.ч. при установлении новых систем оплаты труда) являются нормы по оплате труда, установленные ТК РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ. К основным таким нормам относятся[6; 122]:

1. Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата).

2. Размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством РФ, а также размеры процентных надбавок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством РФ.

До принятия соответствующих  нормативных правовых актов РФ к  заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффициенты), установленные Правительством РФ или другими органами государственной власти.

3.Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, устанавливаемые в порядке, определенном п. 6 Постановления от 22.09.07 №605.

4.Профессиональные квалификационные группы (группы профессий рабочих и должностей служащих), сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утверждаемые Минздравсоцразвития России с учетом видов экономической деятельности и предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами (объединениями профсоюзов).

5.Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Трехсторонней комиссии.

6.Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды; требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; примеры работ.

7.Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

До утверждения в установленном  порядке ЕКС, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих работников учреждений бюджетной сферы, в т.ч. по общеотраслевым должностям служащих, применяются тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 г. устанавливались разряды оплаты труда.

Так же, в ходе осуществления  современного реформирования системы  оплата труда были внесены изменения  в Положения об особенностях порядка  исчисления  средней заработной платы в конце прошлого 2007 года.  Правительством Российской Федерации было издано новое постановление от 24 декабря 2007 г. № 922. Определенные им правила индексации среднего заработка частично изменены, что следует из пункта 16 данного документа. В отличие от ранее применявшихся правил, норма об индексации среднего заработка дополнена положением о том, что повышению (индексации) не подлежат выплаты по оплате труда, установленные в твердых (абсолютных) размерах. Это касается как премий и вознаграждений, так и доплат, надбавок и иных выплат по оплате труда.

Те же выплаты по оплате труда, которые исчисляются от тарифных ставок (окладов, должностных окладов) в процентах или в коэффициентах, подлежат индексации в том же порядке, что и тарифные ставки (оклады, должностные оклады).

Применение новых правил затруднено в тех случаях, когда  повышение тарифных ставок (окладов, должностных окладов) произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, а также когда повышение произошло в период сохранения среднего заработка. Фактически в данных случаях расчет среднего заработка придется осуществлять раздельно в части выплат, подлежащих индексации, и иных выплат, выраженных при начислениив абсолютных значениях.

Так, в общих чертах выглядит современное реформирование системы  оплаты труда в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В экономической теории заработная плата является ценой такого фактора  производства как труд. Согласно договору о найме человек обязан  в течение оговоренного  времени работать на предприятии (учреждении), а предприниматель в обмен на его затраченное время выплачивает ему определенную сумму денег. В результате совершается сделка по купле-продаже такого товара как труд.

Заработную плату в экономической теории принято разделять на две формы: повременную и сдельную.Повременная заработная плата зависит от отработанного фактического времени и квалификации работника. Эта форма зарплаты применяется в условиях регламентированных, заданных технологических режимов на производстве.Сдельная форма оплаты труда – это форма заработной платы, при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда.

В производстве человек создает  новую  стоимость, равную  стоимости  его рабочей силы, за необходимое  рабочее время. Поэтому его рабочий  день делится на оплаченное (необходимое) и неоплаченное (прибавочное) время. Если бы бизнесмен стал оплачивать весь труд работников, он потерял бы источник своего обогащения.

Частично оплаченный  труд  воспринимается всеми как  полностью оплаченный, а заработная плата на поверхности экономической  жизни  выглядит как цена труда, не существующего в действительности товара.

Таким образом, заработную плату  нельзя  сводить  к вещественной связи  типа «товар (труд) - деньги (заработная плата)».

Сущность дохода  работника  выражается  законом  заработной  платы. Этот закон отражает объективную  экономическую зависимость –  заработная плата определяется стоимостью, или ценой рабочей силы. Ее размер зависит от величины  стоимости, или  цены, фонда жизненных средств, созданных работником за необходимое рабочее время. Если стоимость рабочей силы  повышается, должна расти и заработная плата, и наоборот.

Для оплаты труда работников в организации могут использоваться следующие системы оплаты:

- тарифная система;

- бестарифная система;

- смешанная система;

- система плавающих окладов;

-система оплаты труда на комиссионной  основе и др.

Так, в общих чертах выглядят сущность, формы и системы заработной платы. 

Список использованных источников

  1. Беликова, Т.Н.Всё о заработной плате и кадрах [Текст] / Т.Н.Беликова, Л.Н.  Минаева. -  М: ПИТЕР, 2010 . – С. - 272
  2. Волгин, Н. А. Оплата труда и проблемы её регулирования [Текст] /Н. А. Волгин, Т. Б. Будаев. - М: Альфа-Пресс, 2007 г. – С. - 200
  3. Гейц, И. В. Заработная плата в вопросах и ответах [Текст]. - М: Дело и Сервис, 2009 г. – С. -224
  4. Береславская, В.А. Экономический анализ: теория и практика [Текст] // Эффективность использования трудовых ресурсов и оптимизации оплаты труда. – 2008. - №14. – С. - 72
  5. Жуков, А. Л. Регулирование заработной платы в соглашениях и коллективных договорах [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: МИК, 2006. – С. - 622
  6. Кокин, Ю. П. Справочник кадровика [Текст] // Введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы. -  2008. - №6. – С. - 136
  7. Кокин, Ю. П. Справочник кадровика [Текст] // Введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы. -  2008. - №7. – С. - 136
  8. Куликов, А. Кадровик. Трудовое право для кадровика [Текст] //Реформы оплаты труда в бюджетном секторе. – 2008. - №7.– С. - 80
  9. Методические рекомендации по ведению бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда [Текст] // Кадры предприятия. – 2008. - №4. – С. - 112
  10. Овчинникова, Т. М. Кадры предприятия [Текст] // Современные факторы и методы реформирования оплаты труда.  – 2008. - №6. – С. - 112
  11. Пошерстник, Н. В. Заработная плата в современных условиях [Текст]: Издание тринадцатое / Н. В. Пошерстник, М. С. Мейксин. - М: – СПб: Герда, 2008 . – С. - 605
  12. Янова В.В. Экономика [Текст]: учебник. - М: Экзамен, 2007. – С. - 414
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации: (по состоянию на 1 сентября 2008 г.) [Текст]. М: Юрайт, 2008 г. – С. - 215

 


Информация о работе Проблемы оплаты труда в российской экономике