Проблемы развития экономической системы Беларуси и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - в раскрытии понятия «экономическая система», определении типов экономических систем, а также обзор существующих национальных моделей организации хозяйств.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность экономической системы.
2. Определить важнейшие типы экономических систем.
3. Рассмотреть кризисы в экономической системе общества.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..
5
Глава 1. Понятие, структура и закономерности развития экономических систем……………………………………………………
7
1.1 Понятие и структура экономической системы общества……
7
1.2 Классификация экономических систем………………………..
8
1.3 Закономерности развития экономических систем……………
11
1.4 Элементы экономической системы……………………………..
13
Глава 2. Сущность и особенности экономической системы Республики Беларусь……………………………………………………..
15
2.1 Сущность экономической системы в современных условиях..
15
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике Республики Беларусь……………………………………………………..
17
Глава 3. Проблемы развития экономической системы Беларуси и пути их решения…………………………………………………………………
26
3.1 Оптимизация структуры экономической системы…………..
26
3.2 Повышение эффективности государственной политики регулирования бюджетно-налоговых отношений…………………….
29
Заключение …………….….………………………………………………
33
Список использованных источников …………………………………….
35

Файлы: 1 файл

Курсовая Мелеховец.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

 

 Примечание: Источник- собственная разработка[15; c.5].

 

Таблица 2.5 - Структура валового внутреннего продукта Республики Беларусь по видам экономической деятельности в 2009-2013 гг. отражена в следующей таблице.

Отрасли народного хозяйства

Удельный вес отраслей, % в ВВП по годам

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Промышленность

28,0

27,2

30,9

30,1

27,2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

8,3

9,2

8,3

8,5

7,9

Строительство

9,1

9,6

6,6

7,4

9,8

Транспорт и связь

7,7

7,6

7,3

7,5

8,2

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

-

12,1

15,3

14,0

12,3

Прочие виды экономической деятельности

21,4

24,7

22,5

22,2

24,3

Чистые налоги на продукты

14,0

12,7

12,2

12,8

12,5


 

 Примечание: Источник- собственная разработка[15; c.6].

 

На протяжении 2011-2013 годов произошло очень заметное снижение удельного веса промышленности в структуре ВВП, которое объясняется замедлением темпов роста промышленного производства и сельского хозяйства, и увеличением доли строительства, транспорта и связи. В связи с проведением в Минске в 2014 году чемпионата мира по хоккею и с необходимостью возведения спортивных сооружений и гостиничных комплексов, доля строительства в структуре ВВП повысилась на 2,4 процентных пункта.

Таблица 2.6- Динамика оборота розничной торговли трлн. бел. рублей

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

 

в % к 2008 году

 

в % к

2009 году

 

в % к

2010 году

 

в %

к 2011 году

 

в %

к 2012  году

Розничный товарооборот

53,2

103,3

64,9

115,7

112,9

109,0

202,3

114,1

258,9

118,2


 

 Примечание: Источник- собственная разработка[14; c.2].

 

Значительный рост розничного товарооборота в 2013 году разъясняется ростом доходов населения – реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличились на 15,4%.

Таблица 2.7 - Объем промышленного производства в Беларуси в стоимостном выражении трлн. бел. рублей

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

 

в % к 2008 году

 

в % к 2009 году

 

в % к 2010 году

 

в % к 2011 году

 

в % к 2012 году

Объем промышлен-ного производства

 

129,4

 

96,9

 

167,0

 

111,7

 

347,7

 

109,1

 

615,9

 

105,8

 

609,2

 

95,2


Примечание: Источник- собственная разработка[14; c.9]. 

 

Ежегодное повышение объема производства промышленной продукции Беларуси с 2010 года было прервано в 2013 году из-за воздействия накопившихся структурных проблем, неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры для сбыта отечественной продукции, а также необходимости преодолевать последствия финансового кризиса 2011 года.

Таблица 2.8- Ценовая динамика и инфляционные процессы 

 

Декабрь 2009 г.

Декабрь 2010 г.

Декабрь 2011 г.

Декабрь 2012 г.

Декабрь 2013 г.

в % к декабрю 2008 г.

в % к декабрю 2009тг.

в % к декабрю 2010 г.

в % к декабрю 2011 г.

в % к декабрю 2012 г.

Индекс потребительских цен

110,1

109,9

208,7

121,8

116,5

Индекс цен производителей промышленной продукции

111,3

118,9

249,6

120,6

110,7

Индекс цен в строительстве

104,1

117,9

213,8

127,2

117,8

Индекс тарифов на грузовые перевозки

118,6

130,0

250,3

143,0

115,2


Примечание: Источник- собственная разработка[14; c.10].

 

В 2013 году инфляцию не удавалось удерживать в рамках запланированных 11% - по итогам года она составила 16,5%. Несмотря на очень жесткую денежно-кредитную политику, которая проводится правительством и Национальным банком Республики Беларусь, последствия финансового кризиса 2011 года до настоящего времени продолжают оказывать влияние на все основные показатели.

Таблица 2.9-Реальная заработная плата, реальные располагаемые доходы 

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

в % к 2008 г.

в % к 2009 г.

в % к 2010 г.

в % к 2011 г.

в % к 2012 г.

Реальная заработная плата

99,6

115,0

101,9

121,5

115,8

Реальные располагаемые денежные доходы

102,9

114,8

98,9

121,5

115,4


Примечание: Источник- собственная разработка[15; c.5].

 

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-декабре 2013 г. составила 5 139,4 тыс. бел. рублей (579,0 долл. США по курсу Нацбанка), увеличившись на 37,0%, причем реальная заработная плата также увеличилась на 15,8%, а в декабре 2013 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 5 854,7 тыс. бел. рублей (615 долл. США).

В заключение данного вопроса нужно отметить, что регулирующая роль государства в экономической политике Республики Беларусь зафиксирована в Конституции по ее важнейшим направлениям: обеспечения гарантий всех форм собственности; регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества; правовой охраны объектов, находящихся в исключительной собственности государства; закрепления права трудящихся принимать участие в управлении предприятием; гарантирование основных социально-экономических прав граждан. Уже существующая система регулирования государством экономической политики Республики Беларусь не обходится без дальнейшего совершенствования в направлении охраны неприкосновенности любых форм собственности. Также – без повышения качества принимаемых нормативных правовых актов, созданию правовых условий для дальнейшего развития предпринимательства.

 

ГЛАВА 3

 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

3.1 Оптимизация структуры  экономической системы

 

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех

участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

Для преодоления неблагоприятных тенденций экономической системы в условиях мирового финансово-экономического кризиса основными путями являются:  минимизация дефицита государственного бюджета путём сокращения некоторых статей расходов и увеличения доходной части, сокращение расходов  за  счёт снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата;  за счёт дальнейшего снижения дотаций, выплачиваемых из республиканского бюджета, на отдельные мероприятия местным бюджетам для их сбалансирования, перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений;  консервация в ряде случаев строительных объектов, финансируемых за счёт средств государственного бюджета и др.

Основной резерв роста доходов – это ускорение темпов приватизации  государственного  имущества.   К  сожалению, доходы от её проведения в государственном бюджете составляют небольшой удельный вес.

В узкой взаимосвязи с приватизацией также находится и дальнейшее развитие предпринимательства. Рост малого предпринимательства в сфере материального производства, как показывает опыт экономически развитых стран, содействует увеличению производства продукции, прибыли, а отсюда и доходов, попадающих в государственный бюджет.

Также важным направлением преодоления кризиса экономической системы является усиление финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Также основным направлением в частности является дальнейшая организация расчётов между субъектами хозяйствования, уменьшение доли неплатежей.

Преодолению кризисных явлений финансовой системы могут содействовать и такие меры, как улучшение налогового законодательства в направлении снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращение количества налогов и иных платежей в бюджет всех уровней, сокращение внебюджетных фондов, использование положительного опыта в налогообложении различных стран, например Российской Федерации.

Смягчению кризисных последствий экономической системы также будет содействовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь со странами СНГ, и в частности такие меры, как унификация или максимальная близость налогового, таможенного, внешнеторгового, валютно-финансового, ценового и другого законодательства; выработка обобщённых правил организации валютных рынков; согласованная внешнеэкономическая политика в отношении третьих стран и др.

Одним из направлений оптимизации структуры финансовой системы Республики Беларусь является институциональное  усовершенствование банковского  сектора, которое связано  с образованием  необходимых  организационных  условий, обеспечивающих повышение эффективности его функционирования.

Оптимизации структуры банковского сектора и его функций, снижению рисков должны способствовать развитие страховых организаций, пенсионных и  гарантийных фондов. Также  способствует расширенному  использованию  аутсорсинга, и функционированию кредитного бюро.

Совершенствование параметров структуры банковского сектора станет осуществляться на основе благоприятных условий и стимулов по: приросту  капитала  банков  за  счет  национальных  и  иностранных инвесторов,  капитализации  прибыли банков;  слиянию малых и средних банков, присоединению проблемных банков к устойчивым и проведению иных  форм  такого  рода  реорганизации с использованием принципов добровольности;  расширению  в  регионах  страны  предложения  банковских  услуг  и созданию обособленных подразделений банков.

Вовлечение иностранных инвестиций в банковский сектор предполагается осуществлять в форме создания порождённых банков иностранных банков или участия в капитале.

Информация о работе Проблемы развития экономической системы Беларуси и пути их решения