Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 22:24, курсовая работа
Цель работы - в раскрытии понятия «экономическая система», определении типов экономических систем, а также обзор существующих национальных моделей организации хозяйств.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность экономической системы.
2. Определить важнейшие типы экономических систем.
3. Рассмотреть кризисы в экономической системе общества.
Введение …………………………………………………………………..
5
Глава 1. Понятие, структура и закономерности развития экономических систем……………………………………………………
7
1.1 Понятие и структура экономической системы общества……
7
1.2 Классификация экономических систем………………………..
8
1.3 Закономерности развития экономических систем……………
11
1.4 Элементы экономической системы……………………………..
13
Глава 2. Сущность и особенности экономической системы Республики Беларусь……………………………………………………..
15
2.1 Сущность экономической системы в современных условиях..
15
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике Республики Беларусь……………………………………………………..
17
Глава 3. Проблемы развития экономической системы Беларуси и пути их решения…………………………………………………………………
26
3.1 Оптимизация структуры экономической системы…………..
26
3.2 Повышение эффективности государственной политики регулирования бюджетно-налоговых отношений…………………….
29
Заключение …………….….………………………………………………
33
Список использованных источников …………………………………….
35
Примечание: Источник- собственная разработка[15; c.5].
Таблица 2.5 - Структура валового внутреннего продукта Республики Беларусь по видам экономической деятельности в 2009-2013 гг. отражена в следующей таблице.
Отрасли народного хозяйства |
Удельный вес отраслей, % в ВВП по годам | ||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | |
Промышленность |
28,0 |
27,2 |
30,9 |
30,1 |
27,2 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
8,3 |
9,2 |
8,3 |
8,5 |
7,9 |
Строительство |
9,1 |
9,6 |
6,6 |
7,4 |
9,8 |
Транспорт и связь |
7,7 |
7,6 |
7,3 |
7,5 |
8,2 |
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
- |
12,1 |
15,3 |
14,0 |
12,3 |
Прочие виды экономической деятельности |
21,4 |
24,7 |
22,5 |
22,2 |
24,3 |
Чистые налоги на продукты |
14,0 |
12,7 |
12,2 |
12,8 |
12,5 |
Примечание: Источник- собственная разработка[15; c.6].
На протяжении 2011-2013 годов произошло очень заметное снижение удельного веса промышленности в структуре ВВП, которое объясняется замедлением темпов роста промышленного производства и сельского хозяйства, и увеличением доли строительства, транспорта и связи. В связи с проведением в Минске в 2014 году чемпионата мира по хоккею и с необходимостью возведения спортивных сооружений и гостиничных комплексов, доля строительства в структуре ВВП повысилась на 2,4 процентных пункта.
Таблица 2.6- Динамика оборота розничной торговли трлн. бел. рублей
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | ||||||
в % к 2008 году |
в % к 2009 году |
в % к 2010 году |
в % к 2011 году |
в % к 2012 году | ||||||
Розничный товарооборот |
53,2 |
103,3 |
64,9 |
115,7 |
112,9 |
109,0 |
202,3 |
114,1 |
258,9 |
118,2 |
Примечание: Источник- собственная разработка[14; c.2].
Значительный рост розничного товарооборота в 2013 году разъясняется ростом доходов населения – реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличились на 15,4%.
Таблица 2.7 - Объем промышленного производства в Беларуси в стоимостном выражении трлн. бел. рублей
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | ||||||
в % к 2008 году |
в % к 2009 году |
в % к 2010 году |
в % к 2011 году |
в % к 2012 году | ||||||
Объем промышлен-ного производства |
129,4 |
96,9 |
167,0 |
111,7 |
347,7 |
109,1 |
615,9 |
105,8 |
609,2 |
95,2 |
Примечание: Источник- собственная разработка[14; c.9].
Ежегодное повышение объема производства промышленной продукции Беларуси с 2010 года было прервано в 2013 году из-за воздействия накопившихся структурных проблем, неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры для сбыта отечественной продукции, а также необходимости преодолевать последствия финансового кризиса 2011 года.
Таблица 2.8- Ценовая динамика и инфляционные процессы
Декабрь 2009 г. |
Декабрь 2010 г. |
Декабрь 2011 г. |
Декабрь 2012 г. |
Декабрь 2013 г. | |
в % к декабрю 2008 г. |
в % к декабрю 2009тг. |
в % к декабрю 2010 г. |
в % к декабрю 2011 г. |
в % к декабрю 2012 г. | |
Индекс потребительских цен |
110,1 |
109,9 |
208,7 |
121,8 |
116,5 |
Индекс цен производителей промышленной продукции |
111,3 |
118,9 |
249,6 |
120,6 |
110,7 |
Индекс цен в строительстве |
104,1 |
117,9 |
213,8 |
127,2 |
117,8 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки |
118,6 |
130,0 |
250,3 |
143,0 |
115,2 |
Примечание: Источник- собственная разработка[14; c.10].
В 2013 году инфляцию не удавалось удерживать в рамках запланированных 11% - по итогам года она составила 16,5%. Несмотря на очень жесткую денежно-кредитную политику, которая проводится правительством и Национальным банком Республики Беларусь, последствия финансового кризиса 2011 года до настоящего времени продолжают оказывать влияние на все основные показатели.
Таблица 2.9-Реальная заработная плата, реальные располагаемые доходы
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | |
в % к 2008 г. |
в % к 2009 г. |
в % к 2010 г. |
в % к 2011 г. |
в % к 2012 г. | |
Реальная заработная плата |
99,6 |
115,0 |
101,9 |
121,5 |
115,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
102,9 |
114,8 |
98,9 |
121,5 |
115,4 |
Примечание: Источник- собственная разработка[15; c.5].
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-декабре 2013 г. составила 5 139,4 тыс. бел. рублей (579,0 долл. США по курсу Нацбанка), увеличившись на 37,0%, причем реальная заработная плата также увеличилась на 15,8%, а в декабре 2013 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 5 854,7 тыс. бел. рублей (615 долл. США).
В заключение данного вопроса нужно отметить, что регулирующая роль государства в экономической политике Республики Беларусь зафиксирована в Конституции по ее важнейшим направлениям: обеспечения гарантий всех форм собственности; регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества; правовой охраны объектов, находящихся в исключительной собственности государства; закрепления права трудящихся принимать участие в управлении предприятием; гарантирование основных социально-экономических прав граждан. Уже существующая система регулирования государством экономической политики Республики Беларусь не обходится без дальнейшего совершенствования в направлении охраны неприкосновенности любых форм собственности. Также – без повышения качества принимаемых нормативных правовых актов, созданию правовых условий для дальнейшего развития предпринимательства.
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Оптимизация структуры экономической системы
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех
участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.
Для преодоления неблагоприятных тенденций экономической
системы в условиях мирового финансово-экономического
кризиса основными путями являются:
минимизация дефицита государственного
бюджета путём сокращения некоторых статей
расходов и увеличения доходной части,
сокращение расходов за счёт снижения
затрат на нужды обороны страны, на содержание
административно-
Основной резерв роста доходов – это ускорение темпов приватизации государственного имущества. К сожалению, доходы от её проведения в государственном бюджете составляют небольшой удельный вес.
В узкой взаимосвязи с приватизацией также находится и дальнейшее развитие предпринимательства. Рост малого предпринимательства в сфере материального производства, как показывает опыт экономически развитых стран, содействует увеличению производства продукции, прибыли, а отсюда и доходов, попадающих в государственный бюджет.
Также важным направлением преодоления кризиса экономической системы является усиление финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Также основным направлением в частности является дальнейшая организация расчётов между субъектами хозяйствования, уменьшение доли неплатежей.
Преодолению кризисных явлений финансовой системы могут содействовать и такие меры, как улучшение налогового законодательства в направлении снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращение количества налогов и иных платежей в бюджет всех уровней, сокращение внебюджетных фондов, использование положительного опыта в налогообложении различных стран, например Российской Федерации.
Смягчению кризисных последствий экономической системы также будет содействовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь со странами СНГ, и в частности такие меры, как унификация или максимальная близость налогового, таможенного, внешнеторгового, валютно-финансового, ценового и другого законодательства; выработка обобщённых правил организации валютных рынков; согласованная внешнеэкономическая политика в отношении третьих стран и др.
Одним из направлений оптимизации структуры финансовой системы Республики Беларусь является институциональное усовершенствование банковского сектора, которое связано с образованием необходимых организационных условий, обеспечивающих повышение эффективности его функционирования.
Оптимизации структуры банковского сектора и его функций, снижению рисков должны способствовать развитие страховых организаций, пенсионных и гарантийных фондов. Также способствует расширенному использованию аутсорсинга, и функционированию кредитного бюро.
Совершенствование параметров структуры банковского сектора станет осуществляться на основе благоприятных условий и стимулов по: приросту капитала банков за счет национальных и иностранных инвесторов, капитализации прибыли банков; слиянию малых и средних банков, присоединению проблемных банков к устойчивым и проведению иных форм такого рода реорганизации с использованием принципов добровольности; расширению в регионах страны предложения банковских услуг и созданию обособленных подразделений банков.
Вовлечение иностранных инвестиций в банковский сектор предполагается осуществлять в форме создания порождённых банков иностранных банков или участия в капитале.
Информация о работе Проблемы развития экономической системы Беларуси и пути их решения